
Кино про Супермена бывает не только захватывающим, но и комичным. В новой версии с Дэвидом Коренсветом режиссер Джеймс Ганн не стесняется юмора и наивных элементов, чего не скажешь о былых картинах – авторы иногда не отдавали отчет, что рождают нечто смешное, будь то сюжетные детали, несуразные образы или потешные кастинговые решения. Судьей им стал Интернет – многие из описанных эпизодов позднее оказались достоянием развлекательных форумов.
Вокруг Земли
Для Супермена пространство и время – величины, которые вполне реально облететь. В классическом фильме 1978 года герой Кристофера Рива обнаруживает мертвую Лоис Лейн после землетрясения. Разгневанный сверхчеловек ускоряется до такой степени, что облетает Землю и поворачивает время вспять – как раз до рокового момента. Словно в волшебной сказке, погибшие люди возвращаются к жизни, включая возлюбленную Супермена.
Физики и охочие до реализма зрители не стали ломать голову над эпизодом и просто передали в другие инстанции – например, интернет-шутникам. Сцена из фильма Ричарда Доннера стала наглядной иллюстрацией, каким наивным может быть кино про супергероя, а красные трусы – еще не пределом. И этой наивности, в общем-то, бессмысленно сопротивляться.
Звезда стендапа
Как сделать «Супермена» еще смешнее? Пригласить туда комика! В третьем фильме 1983 года одну из центральных ролей сыграл Ричард Прайор, известный американский актер и стендапер на грани фола. Триквел, один из самых неудачных фильмов во франшизе, скроен из неловкостей – Прайора превратили в усатого программиста Гаса Гормана, который восхищается Суперменом, в знак благодарности дарит герою Рива сувенир и еще зачем-то носит военную каску.
Создатели просчитались и вместо таланта социального сатирика открыли в Прайоре шута с нелепыми комедийными сценами. Хотя третий «Супермен» всё же остался смешным — правда, чаще поневоле.
Лекс Лютор и криминальный Метрополис
Ни одна история о Супермене не обходится без участия Лекса Лютора, заклятого врага Кларка Кента и гениального ученого. Зрители привыкли к самым разным воплощениям злодея: от Джина Хэкмена до Николаса Холта. Куда большее смущение вызывает Кевин Спейси из «Возвращения Супермена» Брайана Сингера. Для кинокомикса артист побрился налысо и создал образ Лютера, напоминающий скорее российского бандита из 90-х, нежели классического злодея.
Он строит замок в Атлантическом океане, в удачный момент окружает Супермена со своими «братками» и безжалостно атакует криптонитовым осколком — это намного хуже обычного удара ножом. Безусловно, есть что-то преднамеренно забавное в этом полубандитском образе Спейси, которому для полной аутентичности не хватило разве что переодеться из белого плаща в малиновый.
Пресловутый паук
Свою лепту в юмористическую историю Супермена внес Джон Питерс, эксцентричный продюсер и по совместительству парикмахер Барбары Стрейзанд. В 90-х под его началом разрабатывали фильм «Супермен жив», сценарий к которому писал Кевин Смит, а режиссировать ленту с Николасом Кейджем в роли человека из стали доверили Тиму Бёртону.
Позднее встреча с Питерсом превратилась в уморительный стендап от автора «Клерков» и «Догмы». Питерс настоял, чтобы в фильме Супермен не мог летать, не носил свой иконический красный плащ и, самое главное, сразился с огромным радиоактивным пауком. Слишком эксцентрично даже по меркам вселенной Супермена, не так ли? Питерс, впрочем, так не считал — паучий фетиш он пытался протолкнуть в каждый разрабатываемый проект. Фильм в итоге не состоялся, а вот огромный механический паук впоследствии появился в вестерне «Дикий, дикий Запад».
Николас Кейдж – супергерой в обтяжку
Да и сам Николас Кейдж, разодетый в красно-синее трико, – чем не шутка? В 1998 году Тим Бертон вместе с Warner Bros. пытались создать картину «Супермен жив». Николас Кейдж, чье утверждение на главную роль восприняли с таким же скепсисом, как и выбор Майкла Китона на роль Бэтмена, обещал воплотить на экране «полную противоположность традиционному образу Супермена». Год подготовки – и студия закрывает проект, сомневаясь в кассовых перспективах после неудачи с «Бэтменом и Робином» Джоэла Шумахера.
Сохранились, к счастью, фотографии Николаса Кейджа с кинопроб. Кадры как минимум вызывают улыбку и дают понять, что развеселый «кейджсплотейшн» мог начаться гораздо раньше.
Марта, мать моя родная
Как примирить Бэтмена и Супермена? Оказывается, достаточно заглянуть в семейное древо и вспомнить, что мамы супергероев носили одинаковое имя — Марта. «Бэтмен против Супермена» запомнился в том числе кульминационной сценой, где разъяренный герой Бена Аффлека готов убить инопланетянина в исполнении Генри Кавилла, но останавливается, когда слышит от Супермена странное «надо спасти Марту».
На Бэтмена фраза производит впечатление и заставляет вспомнить детство (его мать тоже звали Мартой) — так противники быстро примиряются. Интернет, конечно, не простил такой поворот. Сцена выглядела настолько нелепо и неуместно, что быстро стала мемом и символом комического абсурда в серьёзном супергеройском кино. Впрочем, Снайдер не считал сцену каким-то драматургическим просчетом и видел в примирении по материнскому имени «стопроцентный стержень фильма». Мастеру, как говорится, виднее.
Сынок, постой
Вряд ли Кевина Костнера в роли Джонатана Кента, земного отца Супермена, можно назвать смешным. В «Человеке из стали» он сыграл вполне каноническую роль фермера, вырастившего Кларка Кента. Однако сцена его самопожертвования невольно стала мемом — в фильме Зака Снайдера явно просчитались с настроением и вместо трагической интонации дали волю комедийной.
Герой Костнера гибнет во время бушующего торнадо, приказывая Супермену не использовать свои силы и дать ему спокойно умереть. Жест рукой, призывающий сына сосредоточиться на спасении матери и не геройствовать понапрасну: вместе с обреченным взглядом актера кадр стал идеальным шаблоном для сетевых шуток.