
Уолтон Гоггинс и Пол Уолтер Хаузер в телевикторине из 80-х.
Америка, 80-е годы. Странноватый водитель фургона с мороженым Майкл Ларсон (Пол Уолтер Хаузер) пытается пройти прослушивание на шоу телеканала CBS «Испытай удачу», выдавая себя за другого человека. Увы, организаторы в лице исполнительного продюсера Билла Каррутерса (Дэвид Стрэтэйрн) и координатора Чака (Шамир Андерсон) быстро чуют подставу и отправляют мошенника восвояси. Впрочем, Билл все-таки решает дать Майклу шанс — неординарная внешность и повадки аутсайдера выдают в нем потенциального любимчика зрителей, который обеспечит каналу просмотры.
В эфир «Испытай удачу» Ларсон попадает вместе с двумя другими счастливчиками — священником Эдом (Брайан Джерати) и ассистенткой стоматолога Джени (Патти Харрисон). Остроумный ведущий Питер Томаркин (Уолтон Гоггинс) не упускает случая уколоть необычного участника на потеху публике. Впрочем, самому Майклу не до смеха: в процессе ему удается выиграть рекордную за всю историю шоу сумму в размере 109 тысяч долларов — невероятная по тем временам сумма навлекает на CBS угрозу банкротства. Сотрудники канала делают все возможное, чтобы разоблачить махинации Ларсона и оставить его без денежного приза.
Российская локализация «Как стать миллионером» отсылает к некогда выходившему на ТВ интеллектуальному шоу, которое, как это часто бывает, на деле не имеет никакого отношения к фильму. В основу сюжета «Как стать миллионером» (с англ. «Самый везучий человек в Америке») легла реальная история простого мороженщика из Огайо, который оказался достаточно умен и проворен для того, чтобы просчитать все паттерны последовательности игровых полей «Испытай удачу» (спойлер: было их всего пять!). В середине 80-х годов телепередача, сулящяя легкие деньги и море скабрезных острот, имела невероятную популярность среди американских зрителей. «Испытай удачу» исполняло мечты и вселяло надежду на финансовое благополучие по щелчку пальцев — что еще нужно для прекрасного вечера? Все изменилось, когда под угрозой оказалась финансовая стабильность самих CBS, а Майкл Ларсон за один вечер сменил квалификацию комичного недотепы на настоящего народного героя. А впоследствии и вовсе вписал себя в историю телевидения.
Режиссер и сценарист «Как стать миллионером» Самир Оливерос узнал об одной из самых рейтинговых телепередач Америки прошлого века случайно — купив видеокассету с эпизодами «Испытай удачу» в комиссионном магазине. Стремительная увлеченность шоу привела Оливероса к истории Ларсона, которая, как оказалось, уже более 25 лет стояла в очереди на экранизацию для большого экрана. В начале нулевых годов интерес к фильму проявляли Билл Мюррей и Николас Кейдж: первый надеялся сыграть Ларсона, второй – занять место исполнительного продюсера. Увы, с мертвой точки проект сдвинулся лишь в 2024 году и сразу же попал в программу международного фестиваля в Торонто, где получил весьма сдержанную, но все-таки симпатию прессы.
Проблема в том, что в условиях сжатого бюджета (большая часть которого, очевидно, пришлась на абсолютно неприметного Уолтона Гоггинса) «Как стать миллионером» не может позволить себе слишком многого: смена планов внутри кадра и за кадром — главное техническое достижение фильма. Это классическое разговорное кино, большая часть которого разворачивается в аппаратной CBS Studios в Лос-Анджелесе в 1984 году. Вопреки заявленному жанру триллера, Оливерос не торопится нагнетать саспенс и не пытается отправить зрителя в эмоциональный нокаут. Куда больше его интересует винтажная эстетика, изображение выбранной эпохи в деталях, не только в париках и костюмах, но и в существующей общественной этике — циничность студии противопоставляется наивному стремлению Ларсона спасти с помощью ТВ разрушенный брак, стать лучшим папой для маленькой дочери.
Несмотря на очевидные визуальные и сюжетные параллели, «Как стать миллионером» ощутимо не хватает самобытности «Полуночи с дьяволом» Кэмерона и Колина Кэрнсов, витиеватых, напряженных планов «Свидания с монстром» Анны Кендрик и необузданной энергии «Шоу субботним вечером» Джейсона Райтмана. Оливерос выстраивает сюжет слишком формально, словно цитируя строчки из «Википедии», осознанно отказываясь делать шоу там, где ему самое место. Пол Уолтер Хаузер самоотверженно отрабатывает амплуа странного чудака, которое прилипло к нему со времен «Дела Ричарда Джуэлла» и «Черной птицы», но едва ли выходит за свои творческие рамки. Сложно представить, что кто-то захочет увидеть в анекдотической победе Майка Ларсона растянутый на полтора часа разговорный байопик о самом большом позоре в истории CBS, однако большего фильм предложить не может.