
Бакур Бакурадзе воссоздает на экране часы до роковой дуэли.
Вряд ли школьники представляли себе Михаила Лермонтова таким, если вообще фантазировали на тему: склочным, с жидкими неопрятными усами, хищным взглядом и крайне острым языком. Совсем в другом свете поэт представал на страницах учебников, но именно этим неприятным персонажем оказался в фильме Бакура Бакурадзе. По «Лермонтову» не выйдет подготовиться к экзамену по литературе — из стихотворений здесь разве что «Ночевала тучка золотая». Зато получится ближе познакомиться с великим русским автором — настолько близко, насколько он сам это позволил бы.
В июле 1841 года Михаил Лермонтов назвал своего друга Николая Мартынова мартышкой — да еще и при дамах. На самом деле между ними ходили насмешки и подколки гораздо раньше: оба они учились в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, часто становились партнерами по фехтованию и соревновались не только в военной дисциплине, но и в литературе. Между Лермонтовым и Мартыновым сложились отношения одновременно дружеские и сопернические: Лермонтов часто высмеивал стихи и амбиции своего знакомого, а тот реагировал обидой и недоверием. Когда оскорбительное сравнение прозвучало публично, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль и уже не намеревался отказываться, несмотря на просьбы друзей. Утром 15 июля у подножия горы Машук прозвучало два выстрела: одна пуля прошла через грудь навылет, другая — в воздух. Так закончилась жизнь Лермонтова, который, кажется, был готов к летальному исходу. Однако о природе ссоры в фильме не говорится ни слова: Бакурадзе не считает необходимым объяснять зрителю, из-за чего сцепились два дворянина. Оттого их дуэль кажется еще более бессмысленной, чем было на самом деле.
Камера Павла Фоминцева, работавшего над «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Агнией» Павлы Стратулат, умело знакомит зрителя с величественными пейзажами Кавказа: с первого кадра зрители наслаждаются туманными летними видами. Узнаваема режиссерская манера Бакурадзе: долгие кадры позволяют погрузиться в историю. И Кавказ здесь — величественный, своенравный, словно сошедший с картин Никанора Чернецова.
Тем, кто предпочитает неспешное кино, «Лермонтов» подарит особое наслаждение — разве что неуемная тревога стучит в груди с самого начала. В этих неторопливых планах будто отражается внутренняя тишина перед бурей — пространство замирает вместе с героем, зная, что вот-вот наступит последний день его жизни.
«Лермонтова» показали на фестивале актуального российского кино «Маяк», что, казалось бы, можно счесть оксюмороном: как история о попранной чести из XIX века относится к нашему времени? Но поэт убеждает: что в его бытность, что 200 лет спустя, в нашем сегодня, люди занимаются одним и тем же — кутят, строят карьеры и увлекают женщин. Гораздо более актуальной становится идея о том, что двое взрослых самодостаточных мужчин вдруг сцепились из-за обидного оскорбления — да так крепко, что решили стреляться насмерть. Подобная бескомпромиссность будет стоить одному жизни, а другому оставит на память вечное бремя вины. Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым выглядит не пережитком эпохи, а метафорой вечной человеческой гордыни, когда слово ранит не меньше пули.
Бакурадзе превращает биографический эпизод в исследование самого состояния конца — того зыбкого промежутка, когда человек уже не принадлежит ни жизни, ни смерти. Если верить Бакурадзе, Лермонтов хотел умереть — и с этим сложно спорить, особенно когда поэт не назначает следующую встречу с дамой и просит не готовить ужин. Фильм не ищет катарсиса и не обещает откровений: каждый кадр лишь осторожно фиксирует угасание, медитативно созерцает внутренний разлад. В этом промежутке и рождается подлинная поэзия кадра. Камера будто следит за человеком, который готовится исчезнуть, но продолжает играть роль, заданную однажды судьбой или собственным тщеславием.
Нельзя назвать «Лермонтова» хрестоматийным биографическим фильмом — хотя бы потому, что картина охватывает лишь несколько часов из жизни писателя. Но именно в этой ограниченности и заключается ее сила: Бакурадзе не пытается вместить в полтора часа ни военную службу, ни литературные салоны, ни кавказскую ссылку, ни даже обстоятельства стычки между Лермонтовым и Мартыновым. Он фиксирует мгновение перед трагедией, когда жизнь постепенно сужается до секунды, а привычные движения тела обретают особую тяжесть. «Лермонтов» становится наблюдением за человеком, который уже знает, что дни его сочтены, но все еще продолжает являть собой колкого, самоуверенного и бесстрашного героя нашего времени.