Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Гэбист не дремлет: Рецензия на фильм «Назло врагам» с Кристен Стюарт в роли Джин Сиберг

Байопик о выдающейся актрисе с политической позицией

Добавить в закладки

Неблагодарное дело — защищать такие картины, как «Назло врагам» (в оригинале просто Seberg), совершенно не этапные для кинематографа и даже для внеконкурсной программы Венецианского фестиваля, в рамках которой визжащие девушки на красной дорожке быстро позабыли о Кристен Стюарт в пользу Тимоти Шаламе из нетфликсовского «Короля». Разумеется, такое кино с ходу, а то и не глядя окрестили экранизацией Википедии, как это раньше делали с «Богемской рапсодией», какой-нибудь «Силой воли», в общем, с теми фильмами, где не с первого взгляда заметна и понятна режиссерская задумка. И все же в этой аккуратной, что называется, костюмной кинобиографии есть та вечно актуальная правда, пусть и в форме митинговой кричалки, для которой и требовалось вспоминать об этой трагичной судьбе.

Кристен Стюарт на премьере фильма "Назло врагам" на Венецианском фестивале

Актриса Джин Сиберг, на роль которой очень символично взяли именно Стюарт, — знаковое лицо для всей новой французской волны, та самая девушка Бельмондо из годаровского «На последнем дыхании». Она снималась и у других великих — Отто Премингера («Святая Иоанна» про Жанну д’Арк, это ее дебютный фильм, и «Здравствуй, грусть!»), Клода Шаброля («Демаркационная линия» и «Дорога на Коринф»), даже у Ромена Гари, который больше известен как писатель (у него был очень необузданный фильм «Птицы летят умирать в Перу»). Сегодня она бы снималась с Катрин Денев на правах заслуженной артистки Пятой республики в актерских капустниках вроде «Правды» Хирокадзу Корээды, фильма, который открывал все тот же Венецианский фестиваль. Если бы дожила.

Кадр из фильма "Назло врагам"

Эта история началась для Сиберг в Америке, куда она поехала сниматься на волне популярности после «На последнем дыхании» в конце 1960-х. Встретив случайно Хакима Джамала (Энтони Маки), главу леворадикальных «Черных пантер», активистов, боровшихся за права афроамериканцев, она влюбляется в его горящие глаза. Немало режиссерской смелости нужно иметь для того, чтобы первой сюжетной точкой в фильме с новой фем-иконой Кристен Стюарт поставить довольно откровенную (для мейнстрима) сцену страстного межрасового секса. Улетев от французского мужа, собственно, Ромена Гари, она находит что-то, чего не было у богемного супруга, в ожесточенном чернокожем активисте. И это даже несмотря на то, что Хаким был женат на Дороти Джамал (Зази Битц).

Кадр из фильма "Назло врагам"

Казалось бы, вся эта ситуация должна была остаться личным делом каждого из участников любовной коллизии. Но гэбист не дремлет: ФБР вело противозаконную, по факту антиконституционную слежку за афроамериканскими движениями, накаляя и без того неоднозначную обстановку в весьма консервативном на тот момент обществе США (многое говорит уже тот факт, что Джамала застрелили в 1973-м). Как утверждается, среди гадких расистов-сексистов-абьюзеров в костюмчиках (одного из них играет в том числе Винс Вон), которые работали над прослушкой Сиберг с Джамалом, нашелся и один сознательный, совестливый герой — его роль отошла Джеку О’Коннеллу.

Впрочем, важнейшей фигурой в этом не таком уж известном широкому зрителю сюжете являются, конечно, не спецслужбисты, а сама Сиберг, с которой потрясающе коррелирует Кристен Стюарт. Актриса прославилась благодаря весьма сексистским «Сумеркам», затем перешла в стан больших фестивальных артисток («Зильс-Мария»), она же не побоялась, в отличие от многих высокооплачиваемых американских артисток (да, до сих пор люди этого боятся), сделать каминг-аут как бисексуалка. Немного похожая на француженку внешне (а уж с короткой стрижкой — так и подавно), но не педалирующая это сходство, а играющая традиционно сдержанно, скромно, Стюарт в образе Сиберг оказывается главной из немногочисленных находок картины.

Фильм «Сиберг» следует за своей героиней, пытавшейся быть честной с собой, он не выдает в себе никакого радикализма, не отсылает к классическим фильмам тех лет, напротив, приводит лишь к очевидным мыслям о токсичности института селебрити, о недопустимости вмешательства в жизнь чужих людей. Но в конце концов политический активизм существует не для того, чтобы объяснять человечеству сложные теории об устройстве мироздания. Люди не жалеют себя, бросаются на амбразуру, ходят на митинги, терпят полицейский произвол ради того, чтобы напомнить обществу о прописных, казалось бы, истинах: о том, что выборы должны быть свободными; что частная жизнь — это личное дело каждого; что стремление государства и спецслужб обеспечить безопасность населения на самом деле зачастую подразумевает под собой параноидальную слежку, что опять же нарушает незыблемое право на частную жизнь. И биография Сиберг в аккуратной (возможно, даже слишком) интерпретации режиссера Бенедикта Эндрюса (это его всего лишь второй фильм после «Уны») представляется именно такой вроде бы незамысловатой, но символичной для нашего времени, для эпохи, которая на самом деле нисколько не изменилась.

Текст: Егор Беликов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?