Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Пост Мортем» — трагический хоррор о призраках войны

Пугающий и печальный венгерский хоррор, который не уступает фильмам ужасов студии А24.

Добавить в закладки
Создатели и актеры О фильме Рецензия Похожие Кадры Трейлеры Постеры Смотреть онлайн
Настасья Горбачевская
Настасья Горбачевская Автор film.ru с 2019 г. 410 публикаций

Отзвуки Первой мировой войны отскакивают от стен бродячего балаганчика: паранормальный иллюзионист (Габор Ревицки) рассказывает зевакам, как вернулся с того света после удара взрывной волны. Это, конечно, обман, но только отчасти — старик присвоил историю своего подмастерья: Томаш (Виктор Клем) умер, но не навсегда. После фронта воскресший занялся снимками мертвецов. Типичная практика для Европы, охваченной испанкой: безутешные родственники хотят получить памятную фотографию с почившими близкими. Фотографа ждут всей деревней — земля промерзла, и дома полны неупокоенных тел и душ.

Виктор Клем в роли Томаша на кадре из фильма «Пост Мортем»

Виктор Клем в роли Томаша на кадре из фильма «Пост Мортем»

Венгерский режиссер Петер Бергенди в сочинительстве страшного и архитектуре саспенса по интенсивности не уступает Джеймсу Вану: все паранормальные кошмары мгновенно обретают плоть, стоит фильму только начаться. «Пост Мортем» строится на давней формуле: как только темная пелена сумерек сгущается над крышами деревенских домиков, начинаются пляски на костях — беготня, стук дверей, плачущий ветер, крики и прочее торжество макабра. Некоторые ноты скрипа половиц до противного узнаваемы, другие выразительные находки кошмара смогут удивить и напугать даже страстных почитателей ужаса. Бергенди тщательно, мастерски, не скупясь на акценты, использует инструменты жанра: несчастные селяне летают меж фонарей, ползают по стенам и застревают в каминной трубе, не в силах противиться потусторонним силам. Букету скримеров всех сортов и мастей аккомпанирует выверенная партитура неприятных шумов — возможности противостоять напору на все органы чувств нет никакой. Но едва ли демонстрацию режиссерского таланта можно назвать самоцелью — скорее лишь средством для знакомства с горькими страницами истории.

Виктор Клем в роли Томаша на кадре из фильма «Пост Мортем»

Виктор Клем в роли Томаша на кадре из фильма «Пост Мортем»

Днями и ночами живых терзают неупокоенные души — в сдавленном плаче слышится эхо Первой мировой войны, которая стала сквозным ранением для Венгрии. Страна, потерявшая человеческий облик и практически всех мужчин, держась из последних сил, столкнулась с испанкой. «Мертвецов здесь больше, чем живых», — кратко заключает Марция (Юдит Шелль), у который гостит приезжий фотограф. После горькой эпитафии прошлому паранормальные стоны бьют в барабанные перепонки еще больнее: за несколько лет в деревне исчезли последние проблески витальности, осталось лишь скупое и вынужденное выживание на болоте бесконечного цикла утраты.

Петер Бергенди в первую очередь психолог, а уже потом режиссер, вероятно, именно поэтому отношения мертвые-живые в его оптике лишены художественной дистанцированности и отрешенности. Гибель фактурна и осязаема, у смерти есть цвет, запах и звук, кончина существует не на словах, а на руках и в отражении блеклых глаз на пленке. И речь не только об утрате как моральном испытании, но и о самих обрядах: ритуал погребения, застывший между бытовым и религиозным, здесь считывается невозможностью простить и попрощаться. Страх будущего заковывает местных в лимб, где нет никакой разницы, здесь ты или там.

Фружина Хаис в роли Анны на кадре из фильма «Пост Мортем»

Фружина Хаис в роли Анны на кадре из фильма «Пост Мортем»

По хмурым дворам Томаша за руку водит Анна (Фружина Хаис) — девочка тоже умерла, но осталась: новорожденную задушила пуповина, но тетка не отпустила племянницу на тот свет. Вместе с воскрешением и фотограф, и юная помощница, и деревенский паренек, которого вытащили из-подо льда, наследуют и тяготы синдрома выжившего. Душное чувство вины терзает бродящих по замершей почве не меньше, чем холодные цепкие руки духов.

Картина Бергенди пугающе рифмует испанку и пандемию (хотя снята еще до) и совмещает полярное — локальные пересуды с универсальным жанром, телесную трагедию с механическим аттракционом, поэзию жизни и омерзение смерти. Для «Пост Мортем» сложно подобрать близкого собрата, с которым можно ленту сравнить (где-то это «Другие» Аменабара, временами «Ведьма» Эггерса), но очень хочется найти зрителя. Едва ли можно было представить, что венгерский хоррор о Первой мировой так зазвучит сегодня.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?