
Сомнительный рождественский подарок от режиссера «Незнакомцев» Брайана Бертино.
В 2008 году американский кинематографист Брайан Бертино ворвался в мир жанрового кино с громким камерным дебютом «Незнакомцы», в котором обыгрывал одну из главных трагедий в американской истории — убийство беременной Шэрон Тейт сектантской бандой Чарльза Мэнсона. Спустя 12 лет безуспешных попыток повторить успех первого фильма Бертино вернул, что называется, свой 2008-й, сняв убедительный фолк-хоррор «Пустошь тьмы и зла», в котором объединил два актуальных нынче жанровых тренда — метафору травмы и тягучее повествование. Новый проект Бертино — рождественский фильм ужасов «Зловещий» с Дакотой Фаннинг, по известным только продюсерам причинам вышедший в канун Хэллоуина, — ощущается как синергия «Незнакомцев» и «Пустоши тьмы и зла». Из первого Бертино заимствует сюжетную завязку: стук в дверь и ночных гостей, не предвещающих ничего хорошего. Второй дарит «Зловещему» мотивы депрессии, ментальной нестабильности, паранойи и суицидальных мыслей.
Главная героиня — одинокая 32-летняя женщина Полли (Дакота Фаннинг), переживающая не самый легкий период в жизни. Во время прослушивания тонны голосовых от чрезмерно заботливой мамы и раздраженного начальника Полли отвлекается на внезапный стук в дверь — на пороге ее ждет на первый взгляд безобидная старушка (Кэтрин Хантер), которая никак не может найти дом своего сына. Полли впускает незнакомку в собственное жилье, даже не подозревая, каким кошмаром визит обернется в будущем. После обмена любезностями старушка ставит на стол загадочную черную коробку, без обиняков заявляя Полли о том, что та умрет мучительной и жуткой смертью, если не положит внутрь три вещи: то, что ненавидит; то, что любит; и то, в чем нуждается. Оставив сердобольную женщину в недоумении, таинственная гостья исчезает в морозных сумерках. Тем временем в доме Полли поселяется безымянный ужас, который вытаскивает на поверхность самые болезненные моменты ее прошлого.
Снятый под эгидой большой голливудской студии «Зловещий» задумывался как жанровый хит, который должен был стать основой для целой хоррор-франшизы. Однако после премьеры на Fantastic Fest фильм выбыл из прокатного календаря Paramount, обретя приют на одноименном стриминге. Причина такого неожиданного спада интереса продюсеров проста: имея на руках интригующую завязку, Бертино большую часть времени не понимает, что именно хочет с ней сделать. «Зловещий» позиционирует себя как камерный хоррор — своего рода моноспектакль звезды «Войны миров» и «Паутины Шарлотты» Дакоты Фаннинг, повествующий о сломанной женщине, находящейся под влиянием внутренних и вполне реальных демонов. Проблема в том, что ни один из элементов фильма так и не сходится в общую картину. Полли тяжело переживает трагическую смерть отца и души не чает в маленькой племяннице — каждая из этих связей делает женщину по-своему уязвимой для потусторонних сил, жаждущих сыграть с ней в «кошки-мышки». Формируя повествование из обрывков болезненных воспоминаний главной героини, Бертино не делает примерно ничего для того, чтобы подарить им общее психологическое или хотя бы сюжетное обоснование.
Куда больше внимания уделяется шаблонным скримерам — «внезапным» мертвецам в шкафу и мрачным фигурам на заднем фоне, которые бессмысленно и беспощадно кошмарят Полли на протяжении всего хронометража. Еще одна проблема «Зловещего» — отсутствие внятной внутренней логики. В один момент Полли преследуют жуткие шрамированные демоны, в другой — мертвый отец звонит из преисподней, в третий — любимая племянница косплеит «Изгоняющего дьявола». Создается впечатление, что Бертино берется за все, что плохо лежит, стараясь использовать все узнаваемые составляющие современного хоррора. В конечном итоге «Зловещий» походит на монстра Франкенштейна, слепленного из разрозненных деталей — от навязчивых детских стишков до тошнотворного графического насилия, — которые существуют в кадре вне какого-либо контекста.
С каждым новым испытанием Бертино теряет интерес к судьбе главной героини, а зрители — терпение. К третьему акту количество сюжетных дыр лишь увеличивается, и даже наличие устойчивого тревожного саспенса не способно спасти «Зловещего» от тупикового финала. По всей видимости, Бертино-сценарист и Бертино-режиссер так и не смогли прийти к общему знаменателю: каждый переложил ответственность за успех фильма на другого, оставив собственную часть работы без внимания.