Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFHAabso
10 февраля молодая испанская компания Vermila Studios выпустила дебютный шутер Crisol: Theater of Idols. Игра привлекла внимание многих геймеров ярким и необычным визуальным дизайном, а также парой необычных находок. Хватило ли этого для того, чтобы выдать увлекательное и, главное, не наскучивающее приключение, разберемся в тексте ниже.
Первые минуты игры впечатляют: Торментоса встречает игрока интересным и необычным визуалом, гнетущей атмосферой и всем тем, за что принято любить хорроры. С порога чувствуются и источники вдохновения: пока атмосфера откровенно напоминает Resident Evil: Village, визуал с вездесущими элементами ар-деко отсылает к оригинальной Bioshock. Авторы открыто говорили о любви к обеим играм, так что в этом плане удивляться не приходится.
Вскоре Габриэль получает возможность сражаться, и здесь-то наконец раскрывается главная фишка Crisol: вместо патронов игра использует кровь героя, поэтому полоска здоровья нужна еще и для пополнения боезапаса. Идея на бумаге звучит интересно и должна подталкивать геймеров к непростым решениям о том, нужно ли в моменте держать полную обойму пистолета или лучше сохранить драгоценную кровь для того, чтобы подольше выжить. Восполнять здоровье приходится необычными методами — через поглощение мертвых животных, раскиданных по улицам Торментосы, плюс можно носить с собой шприцы с составом, восполняющим кровь.
Сама стрельба довольно методична: Crisol не работает как скоростной экшен, а требует медленного и обстоятельного подхода. Поведение противников-кукол напоминает таковое в уже отмеченной Resident Evil: Village, где монстры также перемещаются рывками и, несмотря на довольно невысокую скорость движения, остаются довольно непростыми целями. Модель повреждений также во многом подсмотрена у культового хоррора: попадания по различным частям тела позволяют отстреливать оные, что, в свою очередь, влияет на поведение противников. Потери головы здесь недостаточно, а при «удачном» стечении обстоятельств за игроком и вовсе могут охотиться одни ноги — или ползающее по земле тело.
Все вышеобозначенное звучит более чем интригующе на бумаге, но вскоре после начала игры изо всех щелей начинает торчать бюджетность Crisol, начиная от постоянного использования одних и тех же ассетов и заканчивая предельной линейностью уровней. Последнее особенно бросается в глаза в прологе, где ответвлений от единственного пути, в принципе, практически не предусмотрено за парой исключений. Что интересно, при этом немалая часть уровня все равно помечена желтой краской — стандартным современным маркером для обозначения направления движения, которым как раз печально известна серия Resident Evil. Для чего подобное нужно на уровне, в котором невозможно заблудиться, — большой вопрос.
Попав на локацию первой главы, можно решить, что ситуация идет на лад: карта показывает обширные территории и разнообразие путей, однако все это не более чем фикция. На деле все альтернативные проходы аккуратно перекрыты, чтобы игроку не нужно было размышлять о вариантах прохождения, и открываются строго по сюжету — опять же в очень линейном варианте, по сути, просто предлагая шорткаты к ранее пройденным локациям. Исключения из этого можно пересчитать по пальцам, и обычно речь идет о небольшой комнате, в которой скрывается какой-либо коллекционный предмет. Пропустить последние практически невозможно при наличии минимальной любознательности — отходить от намеченного авторами пути редко приходится дальше чем на пару метров.
Помимо рядовых противников, коих в игре буквально пяток разновидностей, большую часть прохождения Габриэля будет преследовать Долорес — чудовищный механизированный скелет, чья роль в истории будет раскрыта далеко не сразу. Ее невозможно победить в честном бою, поэтому приходится скрываться и убегать. Опять же, идея преследователя подсмотрена в Resident Evil, а вот реализация… ее даже смешной не назвать — это попросту стыдно. Долорес не способна настигнуть игрока, если он бежит, плюс она теряет Габриэля из виду, если он залезает на препятствие выше пояса или заходит под небольшой навес. Представить ситуацию, в которой она бы представляла хотя бы минимальную опасность, практически невозможно.
Разнообразие должны привнести перки и прокачка оружия, но и они справляются слабо. Особенно бесполезными кажутся навыки, большая часть которых предлагает небольшой шанс получения бонусов вроде возвращения патрона или восстановления запаса крови при низком здоровье. Шансы при этом довольно низкие и не то чтобы радикально влияют на геймплей. С улучшением оружия ситуация обстоит немного лучше, и прокачка скорости зарядки пистолета, к примеру, и правда дает существенное ускорение. Однако польза от этого не такая очевидная, так как Crisol без проблем проходится с базовой экипировкой без каких-либо улучшений в принципе.
Уже на втором часу приходит понимание, что изначальный визуальный лоск и очарование игры — не более чем фикция: визуального разнообразия хватает ненадолго, фишка с кровью практически не работает из-за избытка расходников, а геймплейное разнообразие и вовсе отсутствует. Ситуацию пытаются разнообразить с помощью редких головоломок, но все чаще они не представляют никакой сложности. Ситуация с противниками и того грустнее: в 90% случаев сражаться придется с одинаковыми моделями кукол, к которым для разнообразия иногда будут добавлять парочку новых существ вроде странных ползунов, состоящих из воды, или летающих «купидонов». Ситуацию могли бы спасти боссы, но их предельно мало — в первой главе, к примеру, их нет вовсе.
Проблемы геймплея мог бы спасти сюжет, но и с ним не все так гладко. Если на первых порах история о противостоянии необычных богов интригует, то уже вскоре она успевает наскучить — как из-за слабого развития, так и благодаря подаче. Сюжет раскрывается через воспоминания, предстающие в виде кровавых силуэтов на локациях, переговоры по рации с отдельными живыми людьми и редкие кат-сцены — и, увы, ничто из этого не увлекает. Ключевые твисты читаются сильно заранее: да, возможно, вы не догадаетесь обо всех деталях истории, но сама подача уже с первых минут раскрывает большинство моментов, которые предстоит увидеть в будущем. Что интересно, вставки «истории» еще и ломают ощущение потока: переговоры по рации, к примеру, замедляют Габриэля до скорости черепахи, а воспоминания прерываются, стоит отойти от них на полметра в сторону, что заставляет либо стоять на месте и слушать разговоры, имеющие опосредованное отношение к истории, или пропускать их вовсе — пусть и с возможностью перечитать в текстовом формате в дневнике.
Стоит упомянуть и баги, коими полнится игра. Здесь есть типичные для Unreal Engine 5 подгрузки моделей и текстур на глазах, трудности с интеллектом противников и крайне странная система сохранений, которая… не сохраняет состояние игрока. Загрузка сбрасывает улучшения и «подгружает» их со временем, из-за чего, к примеру, приходится тратить кровь на перезарядку оружия с расширенным магазином. Еще интереснее дела обстоят с сохранением прогресса прохождения: Crisol может спокойно «забыть» до получаса прогресса, если вы сохранились на точке, которая расположена «раньше» на линейном уровне, чем место, докуда вы успели добраться.
Подкупающее начало Crisol в итоге не ведет ни к чему интересному: боевка откровенно скучная, новизна визуального стиля теряется спустя час, разнообразия геймплейных ситуаций нет и в помине. Все, что остается, — ощущение рутины и скука, которые не отступают до самого финала. Crisol можно назвать прекрасным образчиком того, что воровать нужно как художник — пытаясь переосмыслить то, что заимствуешь у других. Без этого магии, увы, не происходит. А раз все настолько вторично, не проще ли пройти те же Bioshock и Village?
Алгоритмы врут: рецензия на фильм «Казнить нельзя помиловать» – фантастический детектив от Бекмамбетова
Сегодня / Текст: Константин Ямщинский
Зритель в окружении кино в Личном кабинете Film.ru – инструкция по применению
16 февраля / Текст: Film.ru
Рецензия на игру Crisol: Theater of Idols — красивый, но бездушный закос под классику
Сегодня
Рецензия на сериал «История любви»: крушение мифа о Кэролин Бессет и Джоне Кеннеди-младшем
17 февраля / Текст: Карина Назарова
Рецензия на фильм «Красавица»: питомцы зоопарка в блокадном Ленинграде
17 февраля / Текст: Юлия Шампорова
Берлинале-2026: рецензия на фильм «Подрезка кустов роз» — Памела Андерсон и Эль Фаннинг едут в «Солтберн»
17 февраля / Текст: Дмитрий Елагин
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).