Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии на игры

Рецензия на игру Little Nightmares III — красивый, но не интересный триквел

Снова тот же кошмар, но для двоих

23 октября Текст: Иван Афанасьев Обсудить
Добавить в закладки
Рецензия на игру Little Nightmares III — красивый, но не интересный триквел
Little Nightmares III
Little Nightmares III
Little Nightmares III , 2025
Тип игры: экшен, ужасы, мистика

Little Nightmares никогда не была игрой семи пядей во лбу, но свою аудиторию нашла. Две предыдущие части запомнились как жуткие, но невероятно стильные сказки, завёрнутые в формат 2.5D-платформера с головоломками. Оригинал предложил метафорическую историю о страхе и одиночестве, а сиквел развил удачную формулу, введя напарника и завершив историю мощным, циклическим финалом, который связал обе игры. После такого успеха закономерно ожидаешь, что третья часть совершит прорыв или как минимум кардинально обновит механики. Однако вместо триквела Tarsier Studios под крылом купивших студию Embracer Group переключились на разработку новой игры — хоррора Reanimal. Права на оригинал остались у издателя Bandai Namco Entertainment, которые поручили третью часть Supermassive Games, сделавшим себе имя на разнообразном интерактивном кино (The Dark Pictures Anthology, Until Dawn), а также портировавшим вторую часть на PS5 и Xbox Series. И это тот клинический случай, когда смена разработчика привела не к революции, а к стагнации. Отчасти прочувствованной еще в сиквеле, но в этот раз возведенной в студийный, конвейерный стандарт.

Little Nightmates III

Little Nightmates III

Сюжет в Little Nightmares III по-прежнему подается схематично и через призму немых сцен. Новые протагонисты, Малой (Low) с луком и Одна (Alone) с гаечным ключом, оказываются в ловушке Спирали (The Spiral) — агломерации тревожных мест, существующих внутри мира Нигде (The Nowhere). Дети путешествуют, пытаясь найти выход из этого кошмара, сталкиваясь при этом с гротескными гигантскими Обитателями. Сюжетная нить чрезвычайно тонка, почти незаметна и по большей части служит оправданием для смены декораций и встречи с новыми монстрами, оставляя за собой лишь ещё больше вопросов, чем ответов. Это по-прежнему игра, чей лор должен тихонько подстегнуть воображение игрока (но, увы, не поразить).

Ключевые механики почти не изменились: это всё тот же платформер, где нужно бегать, прыгать, прятаться от огромных монстров и решать головоломки с объектами окружения. По сути, весь геймплей сводится к поиску рычага, который откроет дверь, и к преодолению высот. Время от времени придется пользоваться зонтиками, позволяющими парить на потоках ветра, да фонариком. Вот, в общем, и все изменения. Единственное значимое нововведение, которое должно было стать козырем, — режим совместного прохождения, однако кооператив здесь номинальный и разочаровывающе примитивный.

Little Nightmates III

Little Nightmates III

Взаимодействие Малого и Одной, на котором строится большинство задачек, редко выходит за рамки «вместе открыть вон ту тяжёлую дверь» или «один держит рычаг, другой перепрыгивает». Да, появились личные инструменты: Малой может доставать своим луком объекты на расстоянии, Одна — разбивать хрупкие стены ключом. Но они почти не используются для каких-то особенных, уникальных действий: да, проделать проход может только Одна, но это просто превращается в бытовую необходимость. Сам по себе заявленный кооператив ощущается как добавленный для галочки: что с живым товарищем, что с ботом механически вы получите один и тот же опыт. К слову, играть в одиночку все же более уныло: ИИ-напарник регулярно тупит, застревает в дверях и просто ведет себя разочаровывающе.

Кто-то скажет, что главной фишкой Little Nightmares является не сам геймплей, а мрачная стилистика игры и атмосфера локаций, будто пожаловавших из оживших детских кошмаров. К сожалению, уровни тоже не спасают положение. Разработчики вроде бы сделали ставку на разнообразие: умиротворенный Некрополь посреди пустыни, антиутопичная Кондитерская фабрика с камерами, помпезный Маскарад с аттракционами и гротескный Институт с жутким секретом. Увы, самое интересное показывают на первых часах. Монументальный Некрополь внушает уважение своим масштабом: каменные фигуры жителей города, застывшие в разных позах, легкий дух арабской сказки и жуткий младенец-гигант со светящимися глазами. Однако далее большую часть времени мы проводим в однообразных закрытых комнатах, где приходится решать типовые головоломки. Ну, вы знаете: подсади напарника, чтобы он нажал на рычаг — это откроет дверь, куда сможет зайти второй игрок и нажать на другой рычаг, чтобы спустилась лестница для первого. И так всю игру.

Little Nightmates III

Little Nightmates III

В вышедшем еще в 2009 году Trine кооператив добавлял игре новое измерение, предлагая действительно неординарные задачи, в которых по-настоящему чувствовалась командная работа вроде необходимости координировать действия друг друга по четким таймингам при попытке преодолеть пропасть. Даже пустяковая безделушка All of You про курочку и цыплят, вышедшая не так давно, куда сильнее удивляет по части головоломок. Тут же вы просто сидите и ждете, когда ваш товарищ сделает очередное рутинное действие, чтобы вы потом сделали то же самое, а после оба сидели за ящиком и прятались от чудовища. Можно ведь было придумать что-то интересное — например, чтобы один игрок отвлекал врага, а второй в это время открывал дверь под аккомпанемент бешено бьющегося сердца. Но нет, в итоге все сводится к самому банальному на свете дерганью за рычаги по очереди. Плюс-минус это уже было в двух предыдущих частях — зачем нужен был тогда в принципе кооператив?

По идее, все должен спасти дизайн монстров. Он неплохо соответствует общей стилистике игры, однако и тут все чрезвычайно вторично. Например, босс второго уровня, шестирукая Начальница, своим дизайном, поведением и, скажем так, философией (постоянный контроль за игроком) напоминает Учительницу из второй части. Кажется, Supermassive Games слишком сильно старались скопировать чужой почерк, вместо того чтобы создать что-то по-настоящему новое и запоминающееся. Поэтому во всем получилось какое-то попурри по мотивам — ужасно консервативное и даже трусливое, словно авторы побоялись уйти от привычной формулы и старались во всем придерживаться девиза «повторение — мать учения». Но почему тогда за набор старых хитов с нас просят стандартную цену в 30+ долларов? Может, просто стоило триквел обозначить как DLC ко второй части? Боже мой, какая маленькая кошмарная идея!

Little Nightmates III

Little Nightmates III

Визуально игра традиционно выглядит здорово, особенно для своего скромного бюджета. Освещение, анимация монстров, в целом дизайн локаций (не геймдизайн, увы) — все сделано с сохранением фирменной «кукольной» стилистики. Однако отличия в этом плане вы тоже едва ли увидите, что в контексте общего ощущения крайней вторичности смотрится как очередное ленивое решение «не отсвечивать». Причем Little Nightmares III еще и довольно жестко забагована. Например, у автора этих строк сработал странный глюк, из-за которого пришлось даже отложить прохождение на день: при попытке сменить разрешение (владельцам сверхширокоформатных мониторов приготовиться к черным «рамкам» по бокам) игра стала вылетать на рабочий стол прямо в главном меню — спасла только переустановка. В дальнейшем при кооперативном прохождении вылеты продолжались с регулярной частотой, а иногда у Малого, за которого играл второй товарищ, стрельба из лука по врагам знатно запаздывала, как при высоком пинге, из-за чего бедную Одну не один раз загрызали жуки и прочие неприятные создания.

Little Nightmares III — не плохая игра. Она не хуже и не лучше своих предшественниц. Но это и её главная проблема. Когда франшиза по третьему разу заходит на один и тот же круг, не привнося ничего, кроме сугубо дежурного кооператива и набора аллегорий, это начинает выглядеть как очень ленивая и расчётливая попытка стрясти денег на узнаваемом бренде. А потому, честно говоря, откровенно неприятная. Те, кто впервые входит в Нигде, получат свою дозу атмосферного хоррора, если не заскучают к концу первого же уровня. Все остальные испытают лишь лёгкое разочарование, наблюдая, как симпатичная идея зашла в закономерный творческий тупик.

Текст: Иван Афанасьев
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?