Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на первый сезон сериала «Дом Дракона»: 5 выводов о преемнике «Игры престолов»

Рассказываем, каким получился новый хит HBO. 

Добавить в закладки

24 октября состоялся релиз финального эпизода «Дома Дракона» — приквела «Игры престолов», события которого разворачиваются за 200 лет до оригинального проекта. История сфокусирована вокруг правящей династии Таргариенов, внутренних конфликтов и междоусобиц из-за права престолонаследия. Выносим сериалу вердикт и подводим итоги первого сезона.

«Дом Дракона» — эффектное камерное фэнтези с профеминистским посылом и серыми героями

«Дому Дракона» не потребовалось зрительских авансов и нескольких эпизодов на раскачку — сразу после пилота было ясно, что перед нами взрослый фэнтези-сериал, в котором добро наконец-то не противостоит злу. Последующие эпизоды лишь укрепили статус эдакого комплексного киноромана, в котором, как говорится, не все так однозначно. На экране переплетаются десятки судеб, в происходящее то и дело вмешиваются абсолютно убедительные мотивы вроде обид, неприязней и страхов, а ключевыми моментами становятся неправильно трактуемые фразы и случайные убийства. Получается довольно мрачная, но правдоподобная вселенная, в которой легко найти одного любимца, но болеть все равно хочется за каждого. Проще говоря, впечатления от «Дома Дракона» не сильно отличаются от реакции на первые сезоны «Игры престолов»: зрителю довольно быстро показали, что однозначно хорошим ребятам здесь отрубают головы.

Стив Туссэн в роли Корлиса Велариона на кадре из сериала «Дом дракона»

Стив Туссэн в роли Корлиса Велариона на кадре из сериала «Дом дракона»

Разница между двумя сериалами заключается в подходе к развитию истории. «Игра престолов» подкупала масштабом и интригой — зрителя бросали по разным углам Семи королевств и постоянно напоминали о грядущей угрозе, которая явно важнее стычек за трон. «Дом Дракона», напротив, довольно локальная и камерная семейная сага, которая редко выходит за пределы королевских замков и родовых поместий. С одной стороны, фиксация на династии лишает зрителя возможности взглянуть на устройство мартиновского мира и жизнь обычных работяг (вспомните, например, повара «Горячего пирожка» и приключения Арьи), с другой — превращает «Дом Дракона» в своеобразный аналог «Наследников», «Короны» и других сериалов о жизни обеспеченных отпрысков и том, как развращает власть. Конечно, отчасти тема была исследована в самой «Игре престолов», но приквел позволяет взглянуть на привычные политические интриги и отношения при дворе с необычного ракурса — через гендерные стереотипы.

Начиная с пролога, в котором между Визерисом и Рейнис наследником выбирают мужчину, красной нитью через весь сезон проходит средневековый спор о том, может ли женщина взойти на престол. В финальных эпизодах создатели отмечают разницу между героями и героинями: пока мужчины рьяно рвутся развязать войну, женщины действуют взвешенно, думая в первую очередь о последствиях для народа. «Я не хочу быть королевой пепла», — заявляет Рейнира, подчеркивая тот факт, что у обеих сторон есть драконы, чем не оружие массового поражения? Такая репрезентация уже вызвала споры зрителей — кому-то она кажется чересчур прогрессивной, кому-то, наоборот, регрессивной и стереотипной, как и повышенное количество тяжелых родов.

Возможно, истина, как обычно, где-то посередине, но куда важнее, что эта ситуация отлично иллюстрирует неоднозначность самого сериала. «Дом Дракона» хочется обсуждать, из-за него хочется спорить и ругаться, оправдывая не только поступки персонажей, но и взгляды создателей. Брат идет против брата, фанат Алисенты — против фаната Рейниры.

Первому сезону не хватило цельности, острословия и эпичности

Эмма Д’Арси в роли Рейениры Таргариен  на кадре из сериала «Дом дракона»

Эмма Д’Арси в роли Рейениры Таргариен  на кадре из сериала «Дом дракона»

Не обошлось без ложки дегтя. Наверное, самое популярное зрительское замечание — постоянные прыжки во времени, которые неестественно ускоряют темп повествования и повышают плотность событий. Получается своеобразный рекап, пересказ хроники. В этом и правда что-то есть, особенно если задуматься об отношениях Рейниры и Алисенты — кажется, им попросту не уделили достаточно экранного времени в первых эпизодах. Оттого развал дружбы из-за брака и сцена возможного воссоединения в последних эпизодах не вызывают соответствующего эмоционального отклика. Благо, создатели подтвердили, что во втором сезоне больше не будет таймскипов — наконец-то авторы смогут развивать сформированный состав героев в реальном времени. Долгое вступление закончилось, осталось дождаться второго сезона и начала основных действий.

Еще один некритичный недостаток первого сезона — диалоги, которые не доходят до уровня первых сезонов «Игры престолов». Сериалу пока что остро не хватает языкастых и находчивых героев, которые могут унизить словом, выдать запоминающийся ванлайнер или интересный монолог. Подколы в сериале (например, об отце детей Рейниры) кажутся несколько дуболомными, а количество скользких героев пока равняется двум: футфетишист Ларис и обладательница неудачного акцента Мисария. Наконец, у камерности первого сезона есть и обратная сторона — недостаток не то чтобы эпичности, но свежего воздуха. Конечно, в «Доме Дракона» обсуждения и семейные пирушки порой сняты напряженнее и изобретательнее, чем экшен-сцены конкурентов в жанре, но из-за мрачных залов и неестественного темного фильтра (скандальный седьмой эпизод!) хочется поскорее вернуться в какой-нибудь заснеженный Винтерфелл. К счастью, во втором сезоне представится возможность не только посетить родовой замок Старков, но и насладиться другими регионами Семи королевств, а также чаще видеть драконов в действии!

Сериал легко уделывает «Кольца власти»

Не получится пройти мимо сравнений «Дома Дракона» и «Колец власти» — двух самых ожидаемых сериалов года, которым повезло стартовать в одно время и стравливать фанатов долгих полтора месяца. Если делать выводы по первым эпизодам было нечестно, то теперь можно смело заявить, что у HBO получилось не только более удачное фэнтези, но и куда более компетентный сериал.

Оливия Кук в роли Алисент Хайтауэр на кадре из сериала «Дом дракона»

Оливия Кук в роли Алисент Хайтауэр на кадре из сериала «Дом дракона»

«Властелин колец», безусловно, выглядит лучше и дороже, оттого и все сравнения с восьмичасовым голливудским блокбастером полностью оправданны. Однако это и губит проект, в котором не ощущается работы с сериализацией материала — он подан как полнометражный фильм, поделенный на восемь частей. Действие новых эпизодов начинается с той же точки, а еще не покидает чувство, что герои переживают так называемый «киношный» особенный момент жизни, поэтому и говорят соответствующе — аккуратно построенными и часто пафосными фразами.

«Дом Дракона», напротив, дает персонажам время быть самими собой — сидеть без дела, скучать, получать удовольствие, ошибаться и сомневаться в себе. И даже с таким размеренным подходом создатели поддерживают постоянную интригу и вынуждают зрителя гадать о дальнейшем развитии конфликта чуть ли не сильнее, чем о том, где скрывается подлец Саурон.

«Дом Дракона» — новый хит HBO, но шоу наверняка не заменит «Наследников»

«Дом Дракона» бьет рекорды по просмотрам — сериал выдал лучший старт проектов HBO в истории и лишь улучшал показатели. Джордж Мартин уже мечтает о четырех сезонах и требует премию «Эмми» актеру Пэдди Консидайну, убедительно сыгравшему гниющего короля Визериса. Учитывая тот факт, что весной следующего года вернутся «Наследники», наградный магнит канала, возникает вопрос: кого HBO будет продвигать сильнее на грядущих телевизионных премиях?

Эмма Д’Арси в роли Рейениры Таргариен на кадре из сериала «Дом дракона»

Эмма Д’Арси в роли Рейениры Таргариен на кадре из сериала «Дом дракона»

Сложно себе представить, что руководство в итоге сделает ставку на умеренно принятый прессой «Дом Дракона». В сентябре следующего года оба сериала будут соперничать за «Эмми», но повторения успеха «Игры престолов» ждать не стоит: кажется, «Дом Дракона» будет претендовать исключительно на технические награды. В актерских, сценарных и режиссерских номинациях фаворитами останутся представители «Наследников». Что ж, остается только посочувствовать Пэдди Консидайну — он и правда был великолепен.

Мы рано списали «Игру престолов» со счетов

Сразу после премьеры первого эпизода мы отметили, что создателям удалось невозможное — они пробудили интерес к «Игре престолов», которая буквально испарилась из поп-культурного дискурса из-за провального финала. После первого сезона «Дома Дракона» можно уверенно сказать, что мартиновская «Песнь льда и огня» с нами надолго. Успех ни в коем случае не вызовет ревизионистскую волну восьмого сезона «ИП», но точно вынудит присмотреться к энному количеству ее спин-оффов и сиквелов, которые сейчас находятся в разработке.

Будем надеяться, что «Дом Дракона» в итоге станет для «Игры престолов» тем же, чем является «Лучше звоните Солу» для «Во все тяжкие» — казалось бы, необязательный приквел, который во многом превосходит именитый оригинал и блестяще работает как самостоятельное произведение.

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?