
Новый профессор — новое дело.
Человечество подошло к опасной черте — мировой конфликт вот-вот перерастет в ядерную войну. Несколько испанских семей с состояниями, от которых кружится голова, получают индивидуальные приглашения в элитный ковчег — подземный парк под названием «Кимера», где жители за определенную (и крайне высокую!) сумму могут переждать предполагаемую катастрофу.
Внутри есть все, что может потребоваться человеку для комфортного проживания: столовая, экраны с видами внешнего мира, спортивные залы, библиотека, травмпункт и даже небольшой сад. В теории место, расположенное глубоко под землей, должно позволить спокойно переждать ядерные взрывы и дождаться, когда пепел уляжется, после чего можно будет начать новую жизнь. На практике же жители «Кимеры» рискуют не дожить до лучших времен по весьма прозаичным причинам: никакие деньги не могут защитить людей от человеческого фактора — ссор, вины, жадности и любви, которая рождается там, где ей совсем не место.
Создатели шоу — Алекс Пина и Эстер Мартинес Лобато — подарили миру культовый «Бумажный дом» и его спин-офф «Берлин», поэтому не стоит удивляться легкому дежавю: в центре внимания снова гениальный стратег, создательница бункера (теперь в женском воплощении — Минерва, которую играет Мирен Ибаргурен), а также ее команда, следующая четким указаниям босса. Здесь, как и в «Бумажном доме», ставки высоки, но вместо банковского золота — золото миллиардеров. На этот момент стоит поставить небольшую ремарку: боюсь, нам не обойтись без одного важного спойлера к финалу первого эпизода. Если хотите сохранить чистоту восприятия, то лучше остановиться здесь, но если один сюжетный поворот не разрушит ваш интерес, то продолжаем: в конце первой серии становится ясно, что природная катастрофа, от которой пытаются сбежать богачи, на самом деле искусно сымитирована самой «Кимерой». Бункер-убежище является хитроумной ловушкой, созданной командой Минервы, чтобы обчистить богачей.
Пока современные Робин Гуды успешно воплощают план в жизнь, у жителей бункера происходят свои драмы. Рафа (Карлос Сантос) берет в подземелье жену Фриду (Наталия Вербеке) и тещу Викторию (Монтсе Гуайяр), с которыми у него давно натянутые отношения. Ситуация обостряется, когда сын Рафы Макс (Пау Симон), только что освободившийся из тюрьмы, где отбывал срок за убийство невесты Ани (Моника Мара) в пьяном ДТП, оказывается лицом к лицу с семьей погибшей — ее строгим отцом Гильермо (Хоакин Фурриэль), вечно конфликтующим со своей второй женой-моделью Мими (Агустина Бизио), и сестрой Ани Азией (Алисия Фалько), застывшей между ненавистью и опасным влечением к Максу. Ближе к середине сезона Азия практически полностью переключает на себя внимание — не только потому, что вызывает симпатию, но и по причине того, что у нее есть ряд особо волнительных сцен: будучи студенткой медвуза, она оказывается единственным человеком в бункере, способным оказывать квалифицированную помощь.
Первое, что бросается в глаза в начале просмотра, — конвенциональная красота героев, особенно Макса, который почти три года провел в тюремной камере, но выглядит так, будто совсем недавно отдыхал в элитном оздоровительном центре. Что говорить о прочих гостях бункера, у которых были годы на доведение внешнего вида до общепризнанного идеала с ослепительными улыбками, ухоженными и подкачанными телами и минимумом морщин? Впрочем, было бы странно ждать иного: если люди способны вложить миллиарды в личный ковчег на случай конца света, то едва ли они готовы потратить меньше на собственные тела.
С первых же минут «Бункер» заставляет вспомнить о «Фоллауте»: на экране те же синие комбинезоны, то же многоуровневое устройство подземелья, сад и округлые формы комнат. Камера то скользит по стерильным коридорам, то задерживается на лицах членов богатых семей, которые вроде бы безупречны, но при ближайшем рассмотрении оказываются масками. Каждая трапеза, каждый общий сбор превращаются в скандал, но этот маленький театр отчего-то совсем не вызывает доверия и, как следствие, внутреннего отклика. Возможно, дело в том, что большая часть диалогов звучит абсурдно, как и хаотичное «переобувание» героев, признающихся в вечной любви то к одним, то к другим. В целом персонажи, будь то миллиардеры или находчивые жулики, пытающиеся их обдурить, скорее неприятны, поэтому сочувствовать им трудно, да и сама среда, переполненная обидами и лицемерием, часто утомляет.
Кроме клиффхэнгеров в конце каждого эпизода, которые мотивируют продолжить просмотр, сериалу едва ли есть чем зацепить зрителя. Уже к концу первой серии становится понятно, в каком направлении будут развиваться события, и ждать великих откровений не приходится. Да, наблюдать за поведением богатых людей в клетке может быть занятно, но после нескольких эпизодов появляется ощущение, что сериал не может предложить ничего, кроме очередного поворота, связанного с любовными волнениями героев. Если в случае с «Белым лотосом», другим популярным сериалом о жизни и смерти богачей, мы получаем захватывающий детектив и во многом ироничное исследование, то «Бункер» не может похвастаться ни одним, ни другим.
Финал сезона, активно завлекающий зрителя во второй сезон, действительно прибавляет динамики и кажется любопытным, но с оговоркой — придется на время закрыть глаза на логические нестыковки и слабую правдоподобность происходящего. В остальное время сериал пытается размышлять о цене привилегий, о хрупкости человеческой жизни, о противостоянии богатых и бедных и о том, что от себя не спрячешься ни в каком подземелье, но все это в итоге оказывается где-то на периферии. «Бункер для богачей» только на первый взгляд напоминает «Бумажный дом» — он может зацепить идеей, но в действительности слишком зацикливается на романтических линиях и забывает, зачем мы на самом деле здесь собрались.