
Новые приключения провинциалок в Москве.
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова — памятник советской эпохи, который вопреки или благодаря заслуженному «Оскару» на протяжении почти полувека оставался нетронутым современным российским кинопромом, заточенным на бесконечные ремейки классических комедий («Служебный роман. Наше время», «Кавказская пленница!», «Иван Васильевич меняет все!», «Небриллиантовая рука»). И это несмотря на то что Гога, он же Гоша, он же Жора в исполнении Алексея Баталова давно перестал быть олицетворением мужского идеала, а стойкая Катя (Вера Алентова), манипулятивная Людмила (Ирина Муравьева) и тихая Антонина (Раиса Рязанова), положившие судьбы на алтарь «большой советской мечты», утратили свою релевантность. Фильм «Москва слезам не верит» пересматривали с погрешностью на эпоху, и, кажется, всех это устраивало. Тем не менее магнум опус Меньшова оставался образцом кино, которое, несмотря на все регалии, действительно не прошло проверку временем и нуждается в переосмыслении. Увы, то, что снял Жора Крыжовников («Горько!», «Слово пацана») совместно с супругой Ольгой Долматовской («Лед 2»), сложно сравнить с прививкой против устаревших общественных стереотипов, напротив — создатели ремейка «Москва слезам не верит. Все только начинается» все эти стереотипы только поддерживают.
Действие вольного ремейка перенесено в начало нулевых годов. Главными героинями истории вновь оказываются три подруги-провинциалки, которые решают переехать жить в большую и необъятную Москву. Мечтательная тихоня Ксюша (Тина Стойилкович) — мать-одиночка, которая сбегает от мужа-абьюзера в поисках большой и чистой любви. Разбитная Маша (Мария Камова, более известная как блогерка Маш Милаш) готова идти по головам мужчин и новообретенных подруг ради внимания и быстрых денег. Трудолюбивая Оля (Анастасия Талызина) поступает в медицинский университет в надежде сколотить успешную карьеру хирурга. У каждой по законам жанра жизнь идет в основном вкривь да вкось, однако без проблесков минутного счастья тоже не обходится.
Спустя 20 лет судьбы главных героинь заметно меняют ориентиры. Во-первых, они перестают быть подругами, а во-вторых, продолжают оставаться несчастливыми. Ксюша пытается выбраться из несчастливого брака, а Маша уже разводится. Оля и вовсе не связала себя супружескими узами, потому что стала любовницей преподавателя-хирурга (Андрей Бурковский). Где-то в будущем брезжит надежда на лучшее будущее в лице Гоши (Антон Васильев), чья бытовая философия упирается в творчество Владимира Высоцкого и бескомпромиссную мужскую доминацию.
В основу сюжета новой версии «Москва слезам не верит» вошел сценарий Валентина Черныха («Дважды солгавшая»), который в свое время стал плацдармом для фильма Меньшова. Впрочем, в отличие от Меньшова, режиссерский дуэт Крыжовникова и его супруги Долматовской не живет выбранной эпохой, а лишь иллюстрирует ее в избранных деталях: от «Фабрики звёзд», на кастинге на которую подруги с треском проваливаются, до гамбургера за двенадцать рублей, камео стилиста Сергея Зверева и появления рыжего «Иванушки» Андрея Григорьева-Аполлонова. Репрезентации Москвы как города, восставшего из пепла после «лихих» 90-х, в сериале не существует, повествование обрывочно, локации фрагментарны, а персонажи — лишь тени хорошо знакомых прототипов нетленного оригинала. Однако и здесь есть свои нюансы. Самоуверенный мажор Влад (Иван Янковский), играющий новую версию рокового Рудольфа (Юрий Васильев), на обочине разбитой мечты Ксюшу не оставляет; заменившая Антонину Оля семейного счастья не обретает; а прописанный под Сергея Гурина влюбленный сосед (Андрей Максимов) оказывается не талантливым хоккеистом, а интровертом-толкиенистом.
Любые сценарные недочеты, как правило, нивелируются жанром мюзикла — а «Москва слезам не верит» это не только комедия о покорении столицы, но и мюзикл, который, по замыслу создателей, должен ее романтизировать. Однако ни каверы на песни группы «Браво», ни покадровые оммажи к сиквелу «Льда», несмотря на относительно достойное исполнение и качество съемки, не вселяют ощущение той самой пресловутой ностальгии по времени, когда кнопочные телефоны Nokia и джинсы с заниженной талией были в тренде.
Впрочем, самое разочаровывающее в сериале даже не это, а то, что Крыжовников из современного опыта соприкосновения с морально устаревшим материалом не проводит фундаментальной «работы над ошибками», на худой конец — переоценки ценностей общества, в котором главной целью женщины было удачное замужество. «Москва слезам не верит» оперирует схожими этическими контекстами, примеряя нулевые как декорацию, но едва ли как стимул для развития социального сознания.