Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на сериал «Зверобой» — детектив о серии убийств в таёжном городке

Поверхностное, но занятное исследование границы между добром и злом.

Добавить в закладки

Провинившегося следователя Олега Хлебникова (Павел Чинарёв) отправляют из Москвы в загнивающий таёжный городок. Но тихим это место не назовёшь: происходит череда жестоких убийств как подростков, так и взрослых, а на месте преступления оперативники каждый раз находят веточку зверобоя. Разбираясь в биографиях жертв, Хлебников понимает, что перед ним сплошь члены криминальных группировок, живодёры и садисты. Возможно, в городе появился убийца, карающий преступников, до которых не могут добраться полицейские.

Павел Чинарев в роли Олега на кадре из сериала «Зверобой»

Павел Чинарев в роли Олега на кадре из сериала «Зверобой»

Поначалу «Зверобой» кажется ещё одной историей о поимке маньяка. В последнее время в российской сериальной индустрии нет нехватки подобных проектов: «Чикатило», «Коса», «Самка богомола» и «Хрустальный» вышли совсем недавно. Да и чего лишний раз выдумывать, если истории о кровожадных злодеях всегда пользуются спросом? Интересно, что чаще всего следователь, ищущий убийцу, сам оказывается не без греха. А возможно, именно поэтому лучше чувствует маньяка, понимает алгоритм действий преступника, способен предсказать следующий шаг. И «Зверобой» выводит на первый план неоднозначного персонажа. В двух первых эпизодах напрямую никто не говорит, что же натворил в столице Хлебников, но в Москве идёт расследование, возможно, из ссылки в провинциальный город оперативник домой уже не вернётся.

Олег в двойственном положении: одновременно следователь находится под подозрением и пытается отыскать маньяка. От схожих детективных российских сериалов «Зверобоя» выгодно отличает отсутствие строгого разделения на чёрное и белое, героев и антигероев. Сомнительные методы используют и правоохранительные органы, и нарушители закона, а потому трудно провести между ними однозначную границу, да и симпатии никто не вызывает.

Марина Ворожищева в роли Анны на кадре из сериала «Зверобой»

Марина Ворожищева в роли Анны на кадре из сериала «Зверобой»

Придуманный город, в котором развиваются события, называется Вахта. Несложно представить историю поселения: основан в СССР вокруг градообразующего предприятия, в 90-е завод был закрыт, а в сегодняшнем дне ни работы, ни каких-либо понятных перспектив у жителей нет. Складывается идеальная почва для процветания криминала, в том числе и убийц-одиночек, которые сами устанавливают правила игры. Если ознакомиться с историей Ангарского или Тулунского маньяка, реальность, представленная в «Зверобое», покажется узнаваемой. Надо признать, что авторы неплохо создают мрачный облик города: в кадр почти не прорывается солнце, серая палитра красок в интерьерах убогих квартир, непроходимая чаща леса, окружающего Вахту. Сразу же складывается впечатление, что населённый пункт существует сам по себе, словно бы и нет никаких соседских посёлков. Вахта — собирательный образ: сколько медленно угасающих городов разбросано по современной России? Следователи в «Зверобое» метко замечают, что на жертв никто не обращает внимания, а уровень преступности настолько высокий, что трудно сразу же связать несколько убийств в одну серию. На экране по законам жанра с первой же минуты полицейские ищут маньяка, в нашем мире всё трагичнее.

Павел Чинарев в роли Олега на кадре из сериала «Зверобой»

Павел Чинарев в роли Олега на кадре из сериала «Зверобой»

Все эпизоды снял режиссёр Анар Аббасов, автор малозаметных фильмов «Амун» и «Битва». Сценарий написал Руслан Галеев, который двумя годами ранее выступил автором другого сериала о маньяке — «Хорошего человека» Константина Богомолова. «Зверобой» получился динамичнее и эффектнее, да и имя убийцы в данном случае не раскрывается на первых же минутах. В отличие от другого конкурента — уже упоминавшейся «Косы», — проект с наслаждением живописует заброшенные здания и эстетизирует захолустье.

Если вспоминать иностранные проекты, то в первом сезоне «Настоящего детектива» болотистая Луизиана была показана настолько визуально богато, что сразу же хотелось поехать куда-то в Батон-Руж или Шривпорт. Чувствуется, что авторы «Зверобоя» вдохновлялись сериалом Кэри Фукунаги и Ника Пиццолато. В «Зверобое» тоже есть длинные и претендующие на звание философских разговоры в машине, только дым пожиже и труба пониже. Олег Хлебников далеко не Раст Коул, да и Павел Чинарёв не Мэттью МакКонахи.

Непосредственно детективная составляющая — слабая часть «Зверобоя»: расследование развивается размеренно, трупы множатся, а гостю из столицы интереснее разобраться, в каком городе он оказался. Сюжетные провисания создатели прикрывают тусклыми пейзажами преступного города и диалогами на высокие темы.

«Зверобой» — стильный проект, который обманывает ожидания. Вместо традиционного лобового расследования авторы рисуют портрет вымирающего города — идеальной преступной среды. Но дотерпят ли поклонники детективного жанра до развязки и не выберут ли сериал попроще? Вопрос остается открытым.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?