
Динамичный фильм о мести, серой морали спецслужб и шпионе без боевого опыта.
Криптограф ЦРУ Чарли Хеллер (Рами Малек) получает от анонимного источника засекреченную информацию о преступлениях своего ведомства. По стечению обстоятельств его супруга (Рэйчел Броснахэн) погибает в Лондоне от рук террористов. Чарли просит помощи у разведуправления, но заместитель директора (Холт МакКэллани) не спешит искать, а тем более наказывать международных преступников. Криптограф берет дело в свои руки. Он угрожает распространить информацию о темных делах ведомства, если его не обучат основным навыкам выживания, – мстительный агент хочет сам найти и ликвидировать убийц жены. Чарли бежит из страны от ЦРУ и посещает европейские столицы в поисках террористов. По его следам идут бывшие коллеги, в том числе наставник (Лоуренс Фишберн).
От агента разведки ждут, что он как минимум будет суперсолдатом вроде Джейсона Борна, с пистолетом и без привязанностей, а как максимум – Итаном Хантом, с боевой закалкой и тягой к авантюризму. Образцовые киношпионы, включая Агента 007, ушли на покой (или, как знать, взяли перерыв), а в жанре появились вакантные места. Ментальные войны, владение информацией, приравненное к владению миром, – время запрашивает нового героя, которому, возможно, уже не так нужна лицензия на убийство. «Новичок» – вторая экранизация романа Роберта Литтелла (в 1981 году выходил фильм «Любитель» с Джоном Сэвиджем) о гике с высоким IQ, который ищет мести и параллельно проливает свет на грязные дела ЦРУ. Про таких говорят, что кишка у них тонка: щуплые, неуверенные и не способные в нужный момент нажать на спусковой крючок. На деле же мы просто недооцениваем компьютерных гениев.
Рами Малек, редкий гость на экранах, уже блуждал какое-то время вокруг шпионского жанра. Он с честью проводил крейговского Бонда и стал последним злодеем в «Не время умирать». Актер решил не покорять новые рубежи и в «Новичке» просто умножил те черты, за которое его полюбили, – образ одиночки с социопатическими замашками и недюжинным интеллектом. Представьте, что Эллиота Алдерсона, хакера из «Мистера Робота», завербовали в разведуправление и посвятили ему двухчасовой фильм. В триллере Джеймса Хоуза, несмотря на шпионский реализм и трагедийный накал, хватает спонтанного веселья. Чарли удирает из страны от своих наставников, находит убийц жены, и первый блин, разумеется, выходит комом – он едва справляется с женщиной-террористкой, и та свободно швыряет субтильного Малека по медкабинету. Герой Лоуренса Фишберна, инструктор по секретным операциям, видит в свежеиспеченном агенте человека, которому по природе не дано быть убийцей, и кое-где повторяет своего архетипического Морфеуса – рассказывает хакеру, как устроен мир. Криптограф, впрочем, и так знает. У него тысяча глаз – доступ ко всем видеокамерам. Чарли может сложить все пазлы: и сцену убийства супруги, и портрет виновных, включая их местонахождение, – занятное, но в логике фильма, кажется, необходимое допущение.
Так может выглядеть очередной фильм о Джейсоне Борне, если его лишить мышц и уверенности. Зато тропы, присущие жанру, присутствуют сполна: и широкая география (есть Лондон, Париж, Марсель, Мадрид, Стамбул и даже Приморск, где ожидаемо укрывается главный негодяй), и сомнительная мораль разведуправления – не уж так далеко ведомство ушло от террористов, а еще, конечно, интеллектуальные головоломки. Когда следует поддать экшена, «Новичок» делает обратный ход и включает игры разума – в целом фильму недостает зрелищного размаха, он закован в кандалы стримингового формата (стоит упомянуть, что Хоуз – постановщик сериальный, он работал над «Доктором Кто», «Черным зеркалом» и «Медленными лошадями»). Скромность и серьезность – слабые места картины, они выходят боком и не раз превращают сюжет в неуклюжую пародию: есть портовая закусочная «Харчевня» (в такой глуши можно встретить даже Джона Бернтала), финские спецназовцы, говорящие на русском, да и анекдотичные кошки-мышки – за мстительным героем Малека по следам идет Фишберн, посещая бары, тусовки и роскошные отели.
Триллер о шпионским турне Малека обходится без амбициозных задач и, кажется, не претендует на долгоиграющую франшизу. В каком-то смысле это комплимент – агента спустили с небес на землю и показали, что даже взлому замков герой может учиться по видеороликам на YouTube. В остальном это пятничное кино, с очевидными нелепостями и натяжками – попыткой совместить современную динамику жанра, неспешное дыхание винтажных картин 70-х и 80-х годов и романов Джона Ле Карре. Если тогда врага видели в Советском Союзе, то «Новичок» пристально присматривается к ЦРУ, чьи сотрудники не проходят проверку честностью и готовы на все ради сохранения лица. С айтишником и шпионом в одном лице, который готов как обличить зло, так и провернуть разведывательную операцию: фильм, подобно герою, отрабатывает сразу две жизненные программы – побыть Джулианом Ассанжем и Джейсоном Борном.