Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Рейтинг всех фильмов хоррор-франшизы «Восставший из ада» — от худшего к лучшему

7 октября на стриминге Hulu вышло продолжение знаменитого хоррора «Восставший из ада». Франшиза живет и сводит с ума зрителей уже 45 лет, но из всех последних сиквелов фанаты с нетерпением ждали именно фильм Дэвида Брукнера. Ведь он должен был вывести серию из застоя. Мы посмотрели новый хоррор о сенобитах, а также пересмотрели старые картины — и расставили их от лучшей к худшей.

Добавить в закладки
Рейтинг всех фильмов хоррор-франшизы «Восставший из ада» — от худшего к лучшему

11-е место

Стефан Смит Коллинз в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада: Откровения»

Стефан Смит Коллинз в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада: Откровения»

После шестилетнего перерыва (провальная восьмая часть «Восставшего из ада» вышла аж в 2005 году, а девятая — в 2011-м) франшиза вновь вернулась на экраны. Только в этот раз — на малые, почти полностью минуя кинотеатры и тиражируясь сразу на DVD-дисках. Второй больной удар по самолюбию фанатов произошёл после кастинговых перестановок: бессменный исполнитель роли Пинхеда Даг Брэдли уступил место нехаризматичному Стефану Смиту Коллинзу. В «Откровениях» глава сенобитов растерял былой шарм и больше напоминал косплеера с хэллоуиновской вечеринки: детали костюма почти те же, а интонации и эмоции — фальшивые.

К тому же продолжение совершенно не переосмыслило канон. Фильм Виктора Гарсии слегка видоизменил первоисточник Клайва Баркера, добавив больше персонажей и заунывных диалогов (кажется, на сцены с сенобитами просто не хватило денег), но в точности повторил центральный конфликт и жанровые мотивы. Если в 1987 году едкие комментарии на тему упадка современной семьи выглядели уместно, то в 2011-м эти же идеи прозвучали совершенно архаично. Здешние сенобиты явно застряли в многолетней пробке по пути из ада на Землю.

10-е место

Кадр из фильма «Восставший из ада 7: Армия мертвецов»

Кадр из фильма «Восставший из ада 7: Армия мертвецов»

Фильм Рика Боты полностью открестился от готической эстетики Клайва Баркера, жутких сцен пыток и остроумных размышлений на тему порока. Вместо этого он предложил зрителю малобюджетную страшилку в восточноевропейских декорациях «Хостела» с сектантами и детективной линией из второсортных конспирологических романов. Дело в том, что сценарий «Армии мертвецов» изначально был отдельным проектом, независимым от вселенной «Восставшего из ада». Но ловким движением продюсерской руки сюжет буквально пришили к разложившейся плоти сенобитов. Возможно, именно поэтому адские монстры появляются в фильме всего на несколько минут: сложно оправдать наличие в сюжете персонажей, которых там изначально и не должно было быть.

9-е место

Генри Кавилл в роли Майка на кадре из фильма «Восставший из ада: Адский мир»

Генри Кавилл в роли Майка на кадре из фильма «Восставший из ада: Адский мир»

Восьмая часть франшизы — одна из причин, по которым Даг Брэдли вскоре отказался играть Пинхеда. В «Адском мире» серия окончательно превратилась в заурядный слэшер: сенобиты бегали за героями и убивали их подручными крюками и ножами. Да и сам фильм, кажется, сознательно глумился над фан-сервисом легендарной франшизы. Главными героями выступили наивные подростки, увлеченные онлайн-игрой «Восставший из ада». Их обманом загоняли в древний особняк и поочередно устраняли самыми изощрёнными способами.

Как и седьмая часть серии, «Адский мир» изначально тоже никак не был связан со вселенной Клайва Баркера: авторы переработали рассказ «Тьма не может дышать» и добавили в него сенобитов. Единственное достоинство фильма — до смешного похотливый герой Генри Кавилла, который постоянно жаждет лёгкого секса, но вместо этого попадает в лапы к адским чудищам.

8-е место

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда  на кадре из фильма «Восставший из ада 6: Поиски ада»

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда  на кадре из фильма «Восставший из ада 6: Поиски ада»

Героиня первого фильма Кёрсти Коттон и её муж Тревор Гуден попадают в аварию: машина идёт ко дну реки вместе с девушкой, а супругу чудом удаётся выбраться. Теперь вдовца подозревают в убийстве, а из-за магии сенобитов его начинают домогаться женщины. «Восставшего из ада 6» стоит ценить за попытки расширить мифологию франшизы и изменить ее жанровость со сплэттерпанка на параноидальный эротический нуар. Во всём остальном «Поиски ада» — эталонно плохой хоррор-сиквел, которому не хватает ни режиссёрского мастерства, ни сценарной смелости. Именно здесь во франшизу пришёл постановщик Рик Бота: на протяжении трёх фильмов он старательно искал новый нерв серии, но каждый раз неизменно скатывался в посредственное ремесленничество.

7-е место

Пол Т. Тейлор в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада: Приговор»

Пол Т. Тейлор в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада: Приговор»

Десятая часть франшизы — возможно, самый недооценённый фильм в серии. Её можно критиковать за дешевизну практических эффектов и сценарий, почти не связанный с событиями основной франшизы. А можно снисходительно похлопать по окровавленному плечу за ряд смелых решений, начиная от добавления в сюжет новых обаятельных сенобитов и заканчивая сознательно отталкивающей манерой съёмки. Когда смотришь «Восставший из ада: Приговор», чувствуешь себя пленником грязного и мрачного рехаба: повсюду снуют жуткие силуэты, из углов раздаются крики, а таинственные шёпоты за стенами сводят с ума. Ничего не понятно, но интригует до мурашек. Хоть и снято совершенно по-любительски, а сюжет состоит из хаотичного набора бессвязных сцен.

6-е место

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада 4: Кровное родство»

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада 4: Кровное родство»

«Кровное родство» стало, возможно, самым амбициозным фильмов во франшизе: действие перемещалось из космического корабля в старинную Францию и, наконец, добиралось до наших дней. Создатели раскрыли секрет зловещей шкатулки, которая освобождает сенобитов, и рассказали о прошлом нескольких подручных Пинхеда.

В то же время квадриквел заметно уступал первым трём частям. Пытаясь превзойти их в самых незначительных деталях, фильм так и не решил, чем он хочет быть: космо-хоррором, пыточным порно или драмой о роковых родственных связях. Режиссёр Кевин Ягер явно хотел раскрыть каждую из этих сторон, но прения с продюсерами зарубили на корню потенциальный хит: фильм сократили на 25 минут и переписали ему концовку. В результате постановщик указал в титрах псевдоним Алан Смити вместо своего реального имени.

5-е место

Кадр из фильма «Восставший из ада»

Кадр из фильма «Восставший из ада»

Режиссёр «Ритуала» и «Дома на другой стороне» Дэвид Брукнер воскресил веру фанатов во франшизу. На роль Пинхеда он взял трансгендерную актрису (в оригинале Баркера персонаж был андрогинным), а вместо стандартного ребута пообещал зрителям «мягкий» сиквел: события фильма разворачиваются в оригинальной вселенной, но не продолжают и не переосмысляют сюжет прошлых частей. Отчасти старания Брукнера оправдались: сенобиты выглядят, пожалуй, даже страшнее, чем антагонисты из оригинального фильма. А сюжет бережно перенимает лучшее из первоисточника, включая размышления о пороках общества и фаустинские мотивы.

Однако продолжению явно не хватает панковского задора Клайва Баркера. Насилие у Брукнера слишком вылизанное, почти что рекламное — и поэтому не вызывает никакого отвращения. А сценарий слишком точно повторяет предыдущий фильм режиссера — «Дом на другой стороне». Головоломки, заброшенные особняки, таинственные планы мужчин-абьюзеров и мистика, возникающая в самых неожиданных сценах, — пересечений так много, что новый «Восставший из ада» выглядит калькой с куда более оригинального фильма.

4-е место

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада 5: Преисподняя»

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада 5: Преисподняя»

Творческий путь режиссёра «Доктора Стрэнджа» и «Чёрного телефона» Скотта Дерриксона начался с «Восставшего из ада 5». Уже в этом фильме у постановщика начало проявляться авторское видение. «Преисподняя» ловко перевоплотилась из готического хоррора в стильный неонуар, напоминающий финчеровский триллер «Семь». Экран заполняли холодные синие и желтые цвета ночного Лос-Анджелеса, а в центре сюжета оказывался полицейский с тёмным прошлым. Его моральным исканиям и безрадостным детективным будням было уделено больше времени, чем собственно легендарным сенобитам. Фанаты явно ждали не этого, но вместо конвенционального сиквела они получили стильное, неглупое, пускай и слегка вторичное кино о морали и законе.

3-е место

Дуглас Брэдли на кадре из фильма «Восставший из ада 3: Ад на Земле»

Дуглас Брэдли на кадре из фильма «Восставший из ада 3: Ад на Земле»

Третья часть «Восставшего из ада» стала первым фильмом, снятым не в родной Баркеру Британии. Действие перенесли в Нью-Йорк, а эстетика мрачных двухэтажных домов уступила место неоновому свету ночных клубов и шуму молодёжных рейвов. Однако создатели остались верны канону в самом важном: количество сцен с сексуальными девиациями и пыточной эстетикой увеличилось десятикратно. Сенобиты стали выглядеть еще мрачнее, их жертв стало еще больше, а минималистичный вальсовый саундтрек Кристофера Янга на титрах сменился шумным рок-шлягером Motörhead Hellraiser. Пускай это была глобализация во всей красе, в основном переезд франшизы на американскую территорию вышел безболезненным.

2-е место

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада 2»

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада 2»

После выхода первого «Восставшего из ада» Клайв Баркер был занят новыми проектами, так что сценарий сиквела он оставил верному коллеге и другу Питеру Аткинсу. Ещё в молодости они разъезжали с труппой The Dog Company по всей Британии и показывали постановки в кровавой стилистике театра «Гран-Гиньоль». Скорее всего, именно взаимопонимание двух авторов сказалось на успехе продолжения: фильм бережно отнесся к наследию оригинала, но радикально расширил вселенную «Восставшего из ада» и раскрыл все её интригующие тайны.

Если первая часть ограничивались камерными декорациями двухэтажного частного дома, то второй «Восставший из ада» брал публику нахрапом: нас провели по инфернальным закоулкам ада, в которых живут сенобиты, и рассказали о биографиях монстров не меньше, чем о прошлом главных героев. Так, мы впервые увидели человеческий облик Пинхеда и больше узнали о Джулии — одной из антагонисток первого фильма.

1-е место

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада»

Дуглас Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада»

Британец Клайв Баркер увидел, как студии обходятся с его романами и рассказами, поэтому решил в одиночку экранизировать повесть «Восставший из ада». У автора почти не было опыта режиссуры, однако на площадке ему помогли опытные коллеги — оператор Робин Виджон и специалист по гриму Боб Кин. Они привнесли в фильм зловещие практические эффекты и напряжённую съёмку, вдохновлённую триллерами Дарио Ардженто. А сам Баркер сохранил минималистичный стиль оригинала. В хорроре не было ничего лишнего: все события происходили в пределах двухэтажного дома, а сюжет строился на старом фаустианском концепте сделки с дьяволом.

Дебют Баркера осуществил революцию в жанре. С одной стороны, он вписался в волну таких остросоциальных хорроров о кризисе семьи, как «Ребёнок Розмари» и «А теперь не смотри». С другой — совмещал актуальную проблематику с эстетикой из фильмов категории В. Баркер не чурался ни откровенных постельных сцен, ни жестоких эпизодов пыток, а образы искалеченных сенобитов долго являлись в кошмарах большинству зрителей.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?