Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Выходит в прокат «Трио» Александра Прошкина, один из самых удачных фильмов года.

По диким степям Забайкалья, по бескрайним просторам Калмыкии, по неоглядным раздольям Башкирии колесит огромная фура с двумя дальнобойщиками и взятой для особых нужд из ближайшего районного центра проституткой. Если бы не разудалое начало с шутками ниже пояса, впору подумать, что перед нами подсокращенный вариант нескончаемого высоконравственного сериала «Дальнобойщики» про добрых и всегда трезвых шоферов. Но через несколько минут действие словно взрывается (сценарист Александр Миндадзе знает, как взорвать действие, кстати, это его первая картина без Вадима Абдрашитова, что вовсе не означает конец тандему) – и какие там ангелы-дальнобойщики. Все трое – натуральные менты. Даже предполагаемая проститутка – и та сержант милиции. А дальнобойщиками они прикидываются, чтобы обезвредить банду, грабящую автофуры и убивающую водителей.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Пятнадцать лет назад, в начале перестройки, Александр Прошкин снял фильм, имевший грандиозный успех, – «Холодное лето 53-го». Год смерти Сталина, бериевская амнистия, выход на свободу тысяч уголовников. Сделанный по всем правилам хорошего западного боевика, превосходные актеры (Анатолий Папанов и Валерий Приемыхов), настоящий, какой-то несоветский экшн. И во всем этом – пряный аромат подступающих перемен. Как чувствовали его герои «Холодного лета…», так и все мы вдыхали этот запах и ждали чего-то, ждали…

Кадр из фильма

Кадр из фильма

И дождались. «Трио» Александра Прошкина – фильм о том, чего мы дождались. О той свободе, которая обрушилась на нас, к которой мы не были готовы и с которой мы ну совсем не знаем что делать. Оказалось, что свобода – это не только «Банду Ельцина под суд!», возвращение Солженицына и сжигание партбилетов. Это еще страшный, сумеречный беспредел, безвластие и даже нежелание знать, где они, эти власти сидят и что делают. Безупречное актерское трио – Михаил Пореченков, Андрей Панин и Мария Звонарева – разыгрывают историю собственной свободы на этих бескрайних калмыцких просторах, неожиданно для себя вскрывая накопившуюся чувственность, желание любить и даже работать. Колеся по нескончаемым дорогам, эти трое влюбляются (как оно чаще всего и бывает в кино и в жизни – он любит ее, она любит другого, но спит все же с первым, хотя без другого жить не может, но живет все же с третьим). И при всем при том – ни грана пошлости, даже постельные сцены с нелюбимым в грязном мотеле овеяны грустью недостижимого, романтикой желаемого и потаенным женским «скажи спасибо, что хоть этот любит».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Все это то, что мы видим. Движущийся барельеф, яркий и нежный, привычно-ментовской и забыто-романтичный. Отношения героев, их характеры, раскрывающиеся, как скупые степные цветы, любовь, стрельба, непривычная нежность в привычно грязной глубинке – все это на фоне свободы, царствующей там, в далекой России, которой мы не знаем. Здесь свобода ходит под ручку с безнаказанными убийствами и, фиглярничая, то и дело показывает нам кукиши. Вы такой свободы хотели? Трое героев-ментов почти весь фильм следят, рискуя жизнью, за бандой авторазбойников, знакомятся с ними, втираются в доверие, разыгрывают перед ними спектакли, которым позавидовал бы сам Немирович-Данченко. И, наконец, вот оно, ради чего ночей не спали, опасаясь ножа в спину, – взяли. Одна только беда – банда-то тоже компанией ментов оказалась, и точно так же они втирались в доверие к нашим героям, точно так же разыгрывали спектакли, и наконец повязали негодяев. Две команды ментов, вяжущих друг друга, уверенные, что перед ними враг, – это смешно. До того смешно, что хочется плакать. Почему-то вспомнилось, как давно, лет двадцать назад, в Атлантическом океане столкнулись два лайнера. Оба советских. До сих пор вспоминается – в огромном, пустом океане, наверное, только наши могут вот так стукнуться нос к носу. И только у нас могут милиционеры повязать друг друга, приняв коллег за бандитов.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Поэтому «Трио», конечно, ни в коей мере не полицейский фильм. Это не детектив, не триллер, это картина сегодняшней России, которую мы обрели, пойдя когда-то за свежим запахом перемен. И кажется, что в этой затхлой нашей стране (ну прости, страна, какая есть!) только три человека делают свое дело. Делают за три копейки и потому, что не делать не могут. Но даже это трио распадается – Леха гибнет, Николай тяжело ранен, Марина вышла замуж за итальянского полицейского, но это уже где-то там, закадровым голосом. На наших бескрайних имперских просторах нет места ни любви, ни чувственности, ни настоящей работе. Россия в «Трио» – страна без будущего, и правильно сделала сержантша Марина, что свалила в Италию. Кстати, исполнительницу роли Марины Прошкин искал долго-долго. Все известные красавицы и просто хорошие известные актрисы его не устраивали. Ему нужна была хорошая актриса, лишенная московского лоска, искренняя даже в самой изощренной актерской игре. Марию Звонареву он нашел в Рязани, и не зря искал, как оказалось. Женщина с глубокими печальными глазами, в которых – обреченность, понимание, но и одновременно – истовое желание любить, хотеть, жить. Паниным своим спокойным драматизмом словно дополняет эту обреченность, Пореченков, который все громче и громче заявляет о себе как о серьезном актере, вроде и жить торопится, и чувствовать спешит, но ему-то как раз не дано. Что поделаешь – такова Россия, которую мы обрели.

Комментарии  133



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть