Русская рулетка: получит ли "Ночной дозор" "Оскара"?

"Ночной дозор" выдвинут на "Оскара". Пока российским "оскаровским комитетом". По статусу, любая страна может выдвинуть одну картину из своей годовой продукции для возможного участия в "оскаровской" номинации "Лучший фильм на иностранном языке" Таких соискателей обычно набирается два-три десятка. Потом американские академики из них отберут четыре-пять названия. А затем, на финишной прямой, проголосуют за одно...

Рецензии

Войти в этот последний "шорт-лист" считается уже огромной удачей.

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Почему "Ночной дозор"? Единственный ответ: потому что на российских экранах перекрыты все национальные кассовые рекорды, включая показатели самых успешных голливудских лент. По художественным параметрам картина не вызывает восторгов ни у кого. Но она динамична, ее монтаж стремителен, ее сюжет запутан, и по стилистике она напоминает сразу все последние американские волшебные блокбастеры, начиная с "Властелина Колец" и заканчивая "Гарри Поттером". От России здесь только антураж Москвы, освещенной сполохами западных реклам. "В этом фильме из России нет ничего русского, – пишет по этому поводу американский киносайт nixflix.com, специализирующийся на "нон-мейнстримовом" кино, т.е. на фильмах, не входящих в главный прокатный поток. – Здесь нет ничего такого, чего мы не видели бы множество раз в фильмах типа "Блэйд".

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Это правда. Создавая картину, продюсеры сознательно ориентировались на образцы голливудских ужастиков и, в сущности, скопировали их приемы, маски, сумрачный антураж неопределенного будущего, отвязность сюжетосложения типа "в некотором царстве, в некотором государстве", где возможно решительно все, и потому за логику сюжета авторы ответственности не несут. Они обеспечили картине большой по нашим параметрам бюджет. Его хватило, чтобы осилить несколько впечатляющих спецэффектов, которые всем хороши, кроме главного: они не несут в фильме никакой сюжетной или смысловой нагрузки. Они просто впечатляют, на зачем – неизвестно.

Если на трезвую голову, то успех картины на нашем домашнем кинорынке объясняется не тем, что она действительно превосходит лучшие американские образцы такого кино. У главной аудитории "Дозора" – у подростков срабатывают чисто футбольные страсти: наше кино становится почти таким же, "как у людей". Кроме того, разумеется, видеть нечистую силу на московских улицах – для юного российского человека особый кайф, это будет посильнее, чем в лучших домах Лондона.

Победителей не судят, и глупо спорить с фильмом, собравшим такой солидный куш. Но коль речь пошла уже о главной кинематографической премии мира, тут нужно понять, каковы наши шансы.

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Ясно, что с этим фильмом мы не можем претендовать на победу по рангу киноискусства как такового. Очевидно, наша комиссия принимала во внимание беспрецедентные для отечественного кино спецэффекты: болт, который отрывается от обшивки самолета и, проделав долгий извилистый путь в небесах и по коммуникационным системам жилого дома, плюхается в чашку с кофе. И т. д. Эти спецэффекты я бы назвал пробой сил, разминкой мускулов. Потому что в художественную систему фильма они пока не встроены – существуют как вставной номер, зрелищный, но останавливающий действие. В принципе развитие индустрии спецэффектов для современного кино крайне важно, и опыт "Первого канала" здесь трудно переоценить. Но не уверен, что эти наши домашние радости смогут так же пылко оценить в Калифорнии.

Хотя ставка сделана, мы поставили на эту лошадку и будем за нее болеть. И есть в этом происшествии свои рациональные зерна, в каждом прорастают свои "за" и "против". За: пора обернуться лицом к зрителю и делать фильмы, которые тот пойдет смотреть. Против: это лучше делать на той территории, где мы сильны и, главное, уникальны, чтобы наше кино походило сначала на русское, а потом уже на американское или хоть зулусское. За: ублажили аудиторию от 11-ти до 19-ти. Против: теперь решить бы задачку посложнее и вернуть к экранам еще и публику, которая привыкла думать, сочувствовать и критически оценивать увиденное.

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Кадр из фильма "Ночной дозор"

Если считать "Ночной дозор" первым принципиальным шагом нашего "нового кино" к массовому зрителю, надо дать ему "Оскара" хотя бы в областном масштабе. Если этот шаг обозначит в новую генеральную линию и у "Дозора" появится свита эпигонов – мы, возможно, получим кассу, но окончательно потеряем то кино, каким гордились.

А шансы на "Оскара" есть всегда. Академики люди непредсказуемые и когда-то были так поражены числом лошадей в фильме "Война и мир", что ввели его в киноклассику.

02.10.2004 Текст: Валерий Кичин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00