Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Счастье мое»

Главное, что было сказано о русском менталитете за последние двадцать лет

Водитель грузовика Георгий, рабочая белая кость – скромный, добрый, надежный, рассудительный – едет с грузом в соседний городок, да делает неверный крюк по дороге. Удар бревном по голове, незнакомое село, случайная женщина, торговля мукой из кузова – несчастный увязает в полуподвальной России, как в полной экзистенциальных кошмаров трясине, выбираясь на поверхность лишь ради финала – быстрого и жуткого.

Этот фильм называют новым «Грузом 200» (2007) – в отличие от Балабанова, как правило, отказывая Лознице в праве на высказывание: мол, проживающий в Германии украинский гражданин не имеет права снимать хоррор о загадочной русской душе на голландские деньги. Смотреться в социальное зеркало, какого бы производства оно ни было, всегда неприятно, однако подкопаться к Лознице трудно – больше десяти лет кряду колесил он по местной глубинке, не только снимая значительные, реформировавшее киноязык документальные фильмы, но и слушая жуткие истории.


Сергей Лозница – один из важнейших документалистов начала века: его картины «Блокада», «Полустанок», «Пейзаж» получили массу международных премий.

«Счастье мое» – дебют в игровом кино.

Фильм участвовал в конкурсе последнего Каннского фестиваля.

Все сюжеты в «Счастье моем» – от завоевателя Берлина, которого свои же грабанули на советской границе в 1945-м, до сельского учителя, пристреленного партизанами, и пресловутого грузовика с мукой – сущая правда. И право на жесткое изложение больных тем режиссер, у которого во время интервью при пересказе сюжетов из жизни собственных героев начинают трястись руки, определенно имеет.

Дон Кихота, взявшегося прочувствовать, просчитать и обуздать болото древнего, дикого, иррационального мышления, спасает математическое образование – он выстраивает перед зрителем безупречную, практически архитектурную конструкцию: если в первой части, где герой более-менее нормален, история рассказывается в реальном времени, то во второй, отделенной от первой вставной, как зуб, новеллой из Великой Отечественной, часовой механизм дает сбой, и узнаваемые персонажи – дикие сотрудники ГИБДД, мелкие рыночные бандиты, проститутки с развязок больших дорог – начинают теряться в безвременье и снеге. Система местной жизни, полная сдержек и противовесов, но исключающая закон – среда, в которой не выжить гуманному и рациональному существу. Она способна породить только агрессию – считает Лозница. А чтобы все-таки выжить – надо бросить квазипатриотические рефлексы и начать мыслить. Что, как и просмотр этого фильма, может и неприятно, но необходимо.

Читайте также интервью с режиссером фильма «Счастье мое» (2010) Сергеем Лозницей.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  122



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть