Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Ангелы революции»

Не слишком внятное, но изобретательное арт-кино о столкновении советского авангарда с верованиями хантов

Добавить в закладки
С авангардом наголо

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Кадры Трейлеры Постеры
Борис Иванов
Борис Иванов Автор film.ru с 2000 г. 1985 публикаций

Советский Союз начала 1930-х годов. Наркомат по делам национальностей поручает известной революционерке Полине (Дарья Екамасова) убедить хантов и ненцев в преимуществах советского строя перед традиционной жизнью в чумах и с шаманами. Собрав небольшую команду из представителей разных видов искусства, Полина прибывает на реку Казым и начинает свою агитацию. Сперва местные жители только смеются и недоумевают, но когда приезжие покушаются на веру в Казымскую богиню, святилище которой находится на острове посреди священного озера, шаманы настраивают людей против московских пропагандистов.

Кадр из фильма "Ангелы революции"

Знаете притчу о мальчике, который часто кричал «Волки!»? К уральскому режиссеру Алексею Федорченко она относится на все 100%. Его полнометражная карьера началась с двух фильмов-мистификаций, «Первые на Луне» и «Овсянки», и теперь любая картина Федорченко, которая открывается словами «основано на реальных событиях», кажется высосанным из пальца вымыслом. Мол, ханты и ненцы в СССР, конечно, были, а вот река Казым и озеро Нумто наверняка существуют только на карте в голове режиссера. И уж точно не было между шаманами и коммунистами никакой войны из-за того, что русские делали на Нумто.

Кадр из фильма "Ангелы революции"

Хотя Казымское восстание имело больший политический резонанс, в его ходе погибло всего 11 человек – восемь советских представителей и трое хантов

На сей раз, однако, Федорченко кричит «Волки!» по делу. Казым и Нумто существуют, Казымское восстание в самом деле было, и поющая старушка в эпилоге картины – это действительно первый ребенок казымских хантов, рожденный в советском роддоме, а не в чуме. Правда в «Ангелах революции» чуть ли не на каждом шагу, пусть иногда и хорошо замаскированная символами и метафорами. Однако, когда это осознаешь, понимаешь, как жаль, что историю Казымского восстания решил перенести на экран Федорченко, а не режиссер «традиционной» школы.

Кадр из фильма "Ангелы революции"

Это уже второй фильм, вдохновленный Казымскими событиями. В 2009 году Олег Фесенко выпустил приключенческую ленту «Красный лед. Сага о хантах», сильно приукрасившую реальные события

Почему жаль? Потому что эта, в сущности, камерная история с минимумом действующих лиц (ханты не зря числятся «малым народом») могла бы стать отличной основой для реалистичной и психологичной исторической драмы. Ведь в Казымских событиях как в капле воды отразились многие достоинства и недостатки сталинского СССР. Так что печальный финал картины не разделил бы персонажей на «однозначно правых» и «однозначно виноватых», а заставил бы глубоко задуматься о сложных проблемах на пересечении культуры, политики, лингвистики и экономики, некоторые из которых актуальны до сих пор.

Кадр из фильма "Ангелы революции"

К несчастью, Федорченко, как экстравагантному постмодернисту, показалось куда интереснее не копать вглубь, выявляя все новые слои Казымского конфликта, а свести эту историю к противостоянию советского авангарда и хантыйского примитивизма. Мол, разница между ними, в сущности, не так уж велика – статуя Ленина мало чем отличается от статуи хантыйской богини, а в «Черном треугольнике» хант может угадать символическое изображение чума, – но примирить их все же оказывается невозможно, и это приводит к взаимному кровопролитию. Вот и весь сюжет «Ангелов революции», и его можно разгласить, не боясь обвинений в «спойлерности», поскольку картина явно снята не ради этой одной строчки.

Кадр из фильма "Ангелы революции"

Хотя формально фильм Федорченко – цельное повествование, фактически его лента – сумбурная, не особенно связная куча-мала из сюрных сцен, иллюстрирующих разные аспекты авангарда и примитивизма. Персонажи то воздвигают памятник Иуде как первому богоборцу (вообще-то такого памятника не было, но это очень популярный миф о ранних годах советской власти), то грезят об индустриальной симфонии из заводских гудков, то снимают революционное кино (отличная пародия на Сергея Эйзенштейна), то разыгрывают древнее хантыйское сказание (тоже великолепная сцена), то приносят жертву богине…

Кадр из фильма "Ангелы революции"

В картине есть превосходные визуальные находки и неожиданные постановочные ходы, но насколько лучше бы фильм смотрелся, если бы эти находки и ходы не висели в воздухе, а прилагались к полноценным персонажам, которым можно было бы сопереживать, и к захватывающему повествованию, которое «протаскивает» зрителей через двухчасовой фильм! В «Ангелах» же нет ни того, ни другого. Даже забавно – картина тратит битый час, представляя одного за другим основных московских персонажей, но они так и остаются человечками в кадре, циркачами из «монтажа аттракционов». С персонажами-хантами все еще хуже – их фильм не представляет, и они для зрителей остаются в значительной степени загадочными и непонятными.

Пожалуй, самое неприятное, что можно сказать об «Ангелах революции», заключается в том, что для понимания картины большинству зрителей придется прочесть интервью Федорченко, в которых он рассказывает о том, что оставил за кадром. Так, оказывается, слово «куль» в хантыйском языке значит «черт, демон», а красный цвет ассоциируется со смертью и покойниками. Поэтому трудно было придумать более неудачное название для продвижения советской культуры, чем «Красный культпросвет». Подобные факты, позволяющие оценить всю сложность противостояния русских и хантов, многие режиссеры на месте Федорченко постарались бы использовать в картине, чтобы она говорила сама за себя и не требовала пояснений постановщика. Уралец же избрал иной путь – и создал, бесспорно, неожиданный и необычный, но при этом невнятный и тягомотный арт-фильм, упустивший возможность не просто наметить тему отношений хантов и русских, а всесторонне ее раскрыть.

С 5 ноября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?