Художник по костюмам Наталья Каневская и актриса Ольга Сутулова познакомились на съемочной площадке сериала «Содержанки» и с тех пор неоднократно сотрудничали и даже подружились. Наталья работала над костюмами сериалов «Триггер» и «Монастырь» и придумывала образы героев блокбастера «Чебурашка», а также запустила свой бренд одежды. Ольга запомнилась яркими ролями в сериале «Последний министр», фильмах «Нирвана» и «Про любоff».
Для нашего издания Наталья и Ольга встретились, чтобы поговорить о специфике работы художника по костюмам, его взаимодействии с актерами, о женских образах в кино и любимой одежде.
Расскажите историю вашего знакомства. На работе это случилось?
Ольга: Конечно, на работе. Вообще, этот тандем – актриса и художник по костюмам – не то чтобы редкий. И в каком-то смысле он более нормальный, чем актриса с актрисой.
Нам, как людям со стороны, это неочевидно.
Ольга: Есть круг профессий в кинопроизводстве, которые очень близко взаимодействуют друг с другом в творческом сосуществовании. С режиссерами дружить довольно сложно. (Смеются.) И с операторами тоже. А с художниками мы занимаемся одним и тем же – создаем образ. Наташа делает его своими средствами, я своими, и мы друг без друга не можем. Поэтому если с кем и сходиться на съемочной площадке, то с художником.
Наталья: У нас есть несколько этапов в работе. Сначала это препродакшн, когда мы с режиссером, оператором и остальными обсуждаем концепцию. Дальше каждый занимается своим. У меня происходят встречи с актерами, примерки, и надо найти баланс между тем, что мы придумали с режиссером и с оператором, и тем, что нравится актеру, который эту роль получил и не сидел с нами на всех читках. И это всегда интересный процесс.
Ольга: Да, у художника другой взгляд на все, как правило. Плюс ему приходится немного работать психотерапевтом. Потому что артисты – это маловоспитанные и неуправляемые люди, которые приходят на первую примерку и говорят: «Наташа, а вы вообще смотрели материал, знаете, что это за персонаж?» (Смеются.) И почему-то не получают по голове. Я имею в виду себя.
А чей взгляд чаще побеждает – актерский или режиссерский?
Наталья: Нет такого разделения.
Ольга: Такого нет.
Наталья: Ну и что значит взгляд? Кино – это совместное творчество, это же не взгляд художника, который рисует картину. Мы делаем проект вместе, это должна быть история, которую мы собираем как пазл. Как можно в пазле сказать, где твой взгляд, а где мой?
Ольга: Наша задача – прийти к общему решению. Иначе просто не будет никакого фильма.
То есть это скорее поиск общего решения, чем споры?
Ольга: Ну, вот мне с Наташей повезло. Был единственный раз, когда я вошла в костюмерную и сказала: «Нет, я это не надену. И все это никуда не годится». Это было еще до того, как мы познакомились. Но вообще я стараюсь всегда прислушиваться. Это даже удобно: есть человек, который понимает тему лучше, чем ты, это его профессия, он видит со стороны. Я могу расслабиться. Да, я могу сказать: «Слушай, мне кажется, моя героиня – человек застенчивый». А как Наташа подчеркнет ее характер, вообще не мое дело.
Наталья: Артисты, естественно, принимают участие в поиске костюма: в этой одежде играть им, в конце концов. Но, увы, есть актеры, которые не понимают, что образ это образ, что это не они, а персонажи. Моя задача в отличие от стилиста не сделать человека красивым, а придумать историю. Костюм, который я подбираю, может меньше подходить артисту, чем то, что он носит в жизни. Бывает и наоборот: человек становится суперкрасивым, более сексуальным, чем обычно. И вот есть два типа актеров. Есть те, кто пытается надеть на площадке то, к чему они привыкли, в чем им комфортно, и с такими всегда сложно. А есть люди гибкие, которые хотят что-то допридумать, что-то внести, и это нормальный диалог, творческий поиск. Конечно, идеи меняются в процессе примерок, и я к этому тоже готова. Нет такого, что я прихожу на примерку, и вот у меня десять костюмов на ваши десять сценарных дней, и все, или надевайте это, или будем менять актера. Хотя было в моей практике и такое, что меняли актера, а не костюм. (Смеется.)
Продолжение интервью читайте на страницах Printed.