Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

10 фильмов о супергероях, снятых не по комиксам

Мы вспомнили десяток супергероев, проникших на экран нетрадиционным способом

Добавить в закладки
Самородки

Кадр из фильма «Робокоп»

Наполовину человек, наполовину машина, в целом – неуязвимый супергерой… По словам сценариста Эдварда Ньюмайера, «Робот-полицейский» стал, с одной стороны, его реакцией на поздние фильмы Клинта Иствуда и Чарлза Бронсона, в которых трупы преступников укладывались штабелями. С другой стороны, его влекли сюжеты комиксов о рефлексирующих супергероях. В середине 80-х Ньюмайер объединил усилия со сценаристом сай-фая «Таинственное оружие» Майклом Майнером и набросал черновик сценария о детройтском полицейском из будущего Алексе Мерфи, трагически погибшем от рук бандитов при исполнении служебного долга. По сюжету могущественная корпорация Omni Consumer Products забирает тело Мерфи для опытов, превратив его в киборга со стальным торсом в титановой броне. Неподкупный, неубиваемый, бесстрастный, он становится суперкопом, призванным очистить город от расплодившегося криминалитета. Но хотя память ему стирают, она вскоре прорезается вновь, начав мучить робота картинками из его человеческого прошлого. Вдобавок Мерфи обнаруживает, что его убийцы – банда под предводительством террориста Кларенса Боддикера – напрямую связаны с кем-то в руководстве корпорацией OCR…

Кадр из фильма "Робокоп"

Когда сценарий был готов, соавторы сумели заинтересовать им продюсера Джона Дэвисона, а тот решил задействовать голландца Пола Верхувена, умеющего работать с небольшими бюджетами. Правда, Пол, прежде фантастику не снимавший, одолел всего 20 страниц «Робокопа», после чего швырнул сценарий в урну. С большим трудом взяться за работу его уговорила жена, тайком прочитавшая скрипт и посчитавшая, что история Алекса Мерфи глубже, чем кажется на первый взгляд, и что в ней не только присутствует экшен, но также и затрагивается ряд важных тем, начиная от критики капиталистического общества и заканчивая вопросами вечной жизни. Голландец взялся за работу, раздав отрицательные роли актерам, не привыкшим играть негодяев, а на главную взяв Питера Уэллера – просто потому, что его комплекция подходила под железный костюм, разработанный Робом Боттиным, а еще у него была выразительная нижняя челюсть (большую часть экранного времени Робокоп ходил в глухом шлеме, закрывавшем от зрителя верхнюю часть лица). Для Верхувена сюжет о человеке, воскресшем после смерти, был пересказом истории Иисуса Христа на современный лад: неспроста ближе к финалу фильма есть сцена, в которой Робокоп шагает по воде, аки посуху. «Я старался сделать сюжет двухслойным, – говорил режиссер. – Это экшен и одновременно рассказ о странствиях человеческой души».

Кадр из фильма "Робокоп"

Чтобы подчеркнуть комиксовую природу Робокопа, в кадре несколько раз появляются обложки комиксов «Железный человек» и «ROM», которыми Ньюмейер вдохновлялся при сочинении сценария. Насчитав в готовом фильме 30 трупов, Американская ассоциация кинокомпаний пришла в ужас и хотела присудить фильму рейтинг «X», что поставило бы крест на его кассовых перспективах. Верхувену пришлось укоротить ленту на минуту, выбросив из нее наиболее кровавые моменты типа отстреливания конечностей, вылета мозгов и прокалывания глоток штырями, прежде чем цензура сменила гнев на милость, и «Робокоп» получил рейтинг «R». Тем не менее купюры, позже частично восстановленные в режиссерской версии, не помешали блокбастеру стать кассовым хитом, получить «Оскар» за монтаж звуковых эффектов и выстрелить двумя сиквелами, мультсериалом и ремейком. А также, разумеется, пачкой комиксов. Был бы герой, а комикс найдется!

Кадр из фильма «Человек тьмы»

Набивший руку на «Зловещих мертвецах» режиссер Сэм Рейми мечтал дебютировать в Голливуде с экранизацией комикса «Тень», но не сумел получить права на ретроперсонажа, придуманного Уолтером Брауном Гибсоном. «Бэтмен» тоже оказался недоступен. Тогда Сэм сочинил своего собственного супергероя, вдохновляясь хоррорами студии Universal 30-х годов, и раздал главные роли Лиаму Нисону, Фрэнсис МакДорманд и Лари Дрейку. Центральным героем стал Пейтон Уэстлейк – работающий над созданием искусственной кожи гениальный ученый, перешедший дорогу гангстерам, в результате чего его лабораторию взорвали, напарника убили, а сам он получил страшные ожоги и потерял чувствительность к боли. История обезображенного гения, пользующегося масками и мстящего бандитскому боссу Роберту Дюранту за утраченное лицо, троекратно окупилась в прокате, подбив Universal на выпуск двух сиквелов, видеоигр, экшен-фигурок, книг по мотивам и, конечно, комиксов Marvel. Сегодня Даркмэн – культовый персонаж, а возьмись Рэйми за Бэтмена, еще неизвестно, что из этого бы вышло. Свой шанс поработать с комиксами режиссер, однако, получил десятилетием позже – результатом трудов стала трилогия «Человек-паук».

Кадр из фильма «Капитан Оргазмо»

Фильмов об обычных людях, мнящих себя супергероями, в нулевые годы было создано немало – здесь тебе и «Пипец», и «ЗащитнеГ», и «Супер», однако еще до них на скользкий путь деконструкции жанра встали создатели «Южного Парка» Трей Паркер и Мэтт Стоун. Их малобюджетная комедия «Капитан Оргазмо» отличалась от работ соперников в первую очередь наличием реального супероружия – оргазматора, вызывавшего оргазм у любого человека, на которого оно было направленно. Согласно сюжету, начав со съемок в порнофильме о супергерое Оргазмо и его помощнике Чоде Бое, центральные персонажи со временем решают переквалифицироваться в реальных спасителей мира. Выразительности картине Паркера и Стоуна добавили два десятка реальных порноактеров, засветившихся в кадре (включая знаменитого Рона Джереми), кроме того, в одном из кадров мелькает полка с видеофильмами трэш-студии Troma – той самой, что подарила миру приключения Токсичного Мстителя. Про него, кстати, тоже существуют комиксы.

Кадр из фильма «Матрица»

По-вашему, Нео не супергерой? Ну, давайте посмотрим. Он может останавливать пули в полете. Он умеет летать. Падение с высоты не причиняет ему вреда. Он знает боевые искусства, и удар его сокрушителен. Он знает, как избавить человечество от власти машин. У него есть стильный плащ и очки, в конце концов! Чем не супергерой? Разумеется, все эти фокусы он умеет выполнять только в Матрице, то есть во сне, но кто поручится, в свою очередь, что наше с вами земное существование – это не сон разума? Сочиняя «Матрицу», братья Вачовски больше вдохновлялись европейской философией, литературным киберпанком и мультфильмами жанра аниме, нежели комиксами, однако на конечный продукт заметно повлиял культовый автор комиксов Джефф Дэрроу, нарисовавший к ленте великолепные раскадровки и придумавший много оригинальных визуальных деталей, вошедших в фильм в неизмененном виде. Излишне, наверное, объяснять, какое влияние работа братьев в конечном итоге оказала на кинематограф, на карьеры занятых в ней актеров и на репутацию самих Вачовски. Ну, а дальше было все по классике: и сиквелы, и аниме по мотивам, и три компьютерных игры, и бесконечный поток пародий. И комиксы, куда без них.

Кадр из фильма «Неуязвимый»

После «Шестого чувства» новые фильмы Найта Шьямалана стало модно критиковать – уж больно высокую планку задал постановщик с картиной о мальчике, который видел мертвецов. Под этим соусом завышенных ожиданий триллер «Неуязвимый» многих разочаровал: ожидался шедевр на века, а получился просто хороший фильм, рассматривающий супергероическую тему с весьма необычной стороны. Можно, оказывается, жить обычной жизнью и не знать, что ты неуязвимый супергерой, а отсутствие болезней и травм списывать на отменное здоровье. И охранник Дэвид Данн (Брюс Уиллис) о своих способностях не подозревал, пока поезд, в котором он ехал, не сошел с рельсов и он не остался в живых единственным из 132 пассажиров, не получив при этом не единой царапины. Новый знакомый Дэвида, собиратель комиксов по имени Элайджа Прайс (Сэмюэль Л. Джексон), убеждает счастливчика, что он – супергерой, приход которого был предначертан. Сам Данн, однако, долго сомневается в том, что он действительно неуязвим, и его душевные колебания по итогу были записаны ленте в минус: хотя в целом она окупилась, многим зрителям, привыкшим к тому, что супергерои постоянно рубятся с суперзлодеями (на худой конец с преступностью), рассказанная Шьямаланом история показалась тихоходной, скучной и страдающей дефицитом экшена. Сиквел задуманной трилогии так и не случился. Однако «Неуязвимый» по сей день входит в число любимейших лент Квентина Тарантино, и, надо полагать, отнюдь не только из-за его дружбы с Джексоном. К слову, что в шьямалановском фильме по-настоящему ужасно, так это прическа Сэмюэла – но о ней все почему-то вспоминают в последнюю очередь.

Кадр из мультфильма "Суперсемейка"

Фильм о супергероях режиссер «Стального гиганта» Брэд Берд мечтал снять еще с начала 90-х годов, но случившийся в 2000 году разговор со школьным другом Джоном Лассетером привел к корректировке его планов: это должен быть мультфильм! Очарованный питчем Брэда Лассеттер, являвшийся одним из основателей анимационной студии Pixar, пригласил режиссера примкнуть к их коллективу – и следующие четыре года Берд был занят «Суперсемейкой». Сюжет о семье сверхлюдей, скучающих на пенсии и мечтающих о возвращении в дело, был вдохновлен комиксами 60-х годов и шпионскими фильмами, которые Берд любил смотреть в детстве. В отличие от мрачных комиксовых «Хранителей», в любви к которым явным образом расписался автор ленты, «Суперсемейка» была задумана как экшен-комедия, а ее прокатный успех пробил дорогу на экран таким анимационным лентам, как «Гадкий я» и «Мегамозг». Картина заработала два «Оскара» (за лучший анимационный фильм и лучший звуковой монтаж), Берду же после этого доверили снимать четвертую часть высокобюджетного экшена «Миссия: Невыполнима» – и, как мы знаем, Брэд не подкачал и там. Выпущены комиксы, фигурки и видеоигра. Кроме того, руководством «Пиксара» недавно наконец-то были подтверждены слухи о разработке сиквела. И у руля снова Брэд Берд. Гип-гип-ура.

Кадр из фильма «Высший пилотаж»

Не успели отгреметь фанфары после шествия по экранам «Суперсемейки», как студия Диснея разродилась фантастической комедией Майка Митчелла «Высший пилотаж». Примерно так бы могла выглядеть «Суперсемейка», если бы была игровым фильмом, а не анимационной лентой, и если бы сюжетный фокус был переведен со старшего поколения на младшее. Ведь у молодых членов супергероической семьи проблем обычно ничуть не меньше, чем у их родителей, – просто потому, что подростки вообще люди проблемные. А Майк Стронгхолд (Майкл Ангарано) – самый типичный подросток, как и все его сверстники, страдающие от завышенных ожиданий. Несмотря на то что его родители (Курт Расселл и Келли Престон) – знаменитые спасители мира, у самого Майка никаких таких способностей нет, и пока не ясно, будет ли так всегда или у мальчика просто замедленное развитие. История о том, как Стронгхолд-младший боролся за место под солнцем в спецшколе для супердетей, была позитивно оценена критиками – не в последнюю очередь за то, что ловко разделывалась со многими киноклише. В одной из ролей второго ряда засветилась Мэри Элизабет Уинстед, несколько лет спустя получившая главную роль в другой подростковой супергеройской ленте – «Скотт Пилигрим против всех», на этот раз уже основанной на комиксах.

Кадр из фильма «Хэнкок»

Представьте себе супергероя, который не прячется под маской и не ведет двойную жизнь. Напротив, все знают его даже лучше, чем хотели бы. После того как центральному персонажу фантастического экшена Питера Берга отшибло память, он взял себе первое попавшееся имя – Джон Хэнкок – и с тех пор ведет довольно беспорядочный образ жизни: пьет как лошадь, бомжует, ночует на улице и хамит прохожим, берущимся его критиковать. Еще Хэнкок пытается бороться с преступностью, используя для этого свои летательные суперспособности и пуленепробиваемость, но делает это, как правило, с похмелья, и в такой грубой манере, что горожане вместо благодарности осыпают его проклятиями за взломанный асфальт и разваленные здания. Негативный имидж Джона, сложившийся за годы, утомил уже всех, включая его самого; заняться этой проблемой решает спасенный Хэнкоком от смерти специалист по пиару Рэй Эмбри (Джейсон Бейтман), вздумавший выковать из Джона образцового комиксового героя. Знали бы они, к чему это все приведет…

Кадр из фильма «Хэнкок»

Сюжет о супергерое, «помощь» которого обходится Лос-Анджелесу слишком дорого, был сочинен Винсентом Нго еще в середине 90-х и под рабочим заголовком «Он придет сегодня вечером» долгое время ходил по рукам – до Берга его собирались ставить то Тони Скотт, то Майкл Манн, то Джонатан Мостоу. В процессе скитаний по студиям сценарий был серьезно переписан создателем «Во все тяжкие» Винсом Гиллиганом, но основная идея Нго – «история Супермена, приближенная к реальности» – осталась нетронутой. Готовый фильм долго не хотела пропускать на экран американская комиссия MPAA, считавшая, что герои кинокомикса не должны пить на глазах семилетних детей, летать в пьяном виде и сыпать ругательствами. Сцена, в которой эякуляция Хэнкока прошибает крышу, и вовсе бросала моралистов в пот. Но и когда все «лишнее» было убрано, чтобы лента могла получить «подростковый» рейтинг, она не утратила своего обаяния. Теперь обещают сиквел.

Кадр из мультфильма «Мегамозг»

Что невозможно в большом кино, то может себе позволить анимация. Вдохновившись примером «Суперсемейки», создатели «Мегамозга» из DreamWorks Animation забрались на комиксовую территорию и задались вопросом: «Что случится с суперзлодеем, если его главный противник исчезнет с горизонта?» Оказалось, что при отсутствии противоборствующей силы злодей попросту перестает быть злодеем, что в итоге отравляет для него всякое удовольствие от жизни. От скуки он – страшно подумать! – даже сам может начать совершать добрые дела. Изначально режиссер Том МакГрат намеревался подарить Мегамозгу голос Роберта Дауни-младшего, но звезда «Железного человека» в итоге решила не смешивать супергеройство с суперзлодейством, и титульная роль досталась Уиллу Феррелу. Оно и к лучшему, как думаете?

Кадр из фильма «Хроника»

«Суперспособности – это не только власть, но и ответственность», – учит нас режиссер «Хроники» Джош Транк. У подростков с ответственностью дело обстоит плоховато, а ведь именно они часто становятся протагонистами в популярных комиксах. Первая в истории супергероическая лента, снятая в стиле «найденной пленки», рассказывает о том, насколько плохо все может обернуться, если наделить неуравновешенных школяров суперсилой. Взглянем правде в глаза: далеко не все будут после этого пай-мальчиками, борющимися с преступностью ради мира и благополучия родного города. Если ты не особо популярен в школе, дар телекинеза и умение летать могут здорово вскружить тебе голову, а отсюда и до перехода на «темную сторону» недалеко. Сценарист ленты Макс Лэндис говорит, что, сочиняя сюжет, вдохновлялся не комиксами, а романом Стивена Кинга «Кэрри» – и это заметно. Критикам лента понравилась, а экранные злодейства дебютанта Дейна ДеХаана и его комиксовый потенциал не остались незамеченными большим Голливудом: вскоре Дейн получил роль Гарри Осборна в ленте «Новый Человек-паук: Высокое напряжение». Не удивимся, если после всего этого «темная сторона» станет визитной карточкой ДеХаана – уж больно он органичен в отрицательных ролях.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?