Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Романовы. Венценосная семья»

Картина "Романовы - венценосная семья", первый вариант которой был показан на открытии Московского кинофестиваля, показывает полтора года жизни царской семьи, с февраля 1917-го по 17 июля 1918 года, когда бывшего императора с женой, сыном, дочерьми и слугами расстреляли в Екатеринбурге. Заведомое знание, что все закончится в подвале ипатьевского дома, не оставляет нам надежды на другой исход и придает картине не зависящий от режиссуры саспенс - как если бы вас посадили в поезд и пустили по рельсам к пропасти, через которую не переброшен железнодорожный мост.

Добавить в закладки
Семейная фотография на фоне Ипатьевского дома

Трейлер

"Романовы - венценосная семья", первый вариант которой был показан на открытии Московского кинофестиваля, показывает полтора года жизни царской семьи, с февраля 1917-го по 17 июля 1918 года, когда бывшего императора с женой, сыном, дочерьми и слугами расстреляли в Екатеринбурге. Заведомое знание, что все закончится в подвале ипатьевского дома, не оставляет нам надежды на другой исход и придает картине не зависящий от режиссуры саспенс - как если бы вас посадили в поезд и пустили по рельсам к пропасти, через которую не переброшен железнодорожный мост.

Романовы. Венценосная семья

Нарушить, пусть в воображении, неумолимый ход событий, чтобы пощадить тех, кто сидит в зале, реалист Панфилов не считает возможным, и не вина зрителя, если он вспомнит, что из кинотеатра в отличие от поезда истории можно выйти.

Вправду сказать, Николай II сел в этот поезд не в феврале семнадцатого года, а двадцатью тремя годами раньше и был в нем не простым пассажиром, но машинистом, не обученным своему ремеслу и не знавшим, что железная дорога ветвится и не все пути ведут в Екатеринбург Поэты в стране были прозорливее, и в середине его царствования один из них выкрикнул: "Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот!". Но и у Бальмонта не хватило фантазии представить, каким будет этот эшафот. Все революции жестоко обходились с бывшими монархами, однако жестокость русской революции перешла европейские пределы: Карла I Английского казнили в одиночку, вслед за Людовиком ХVI Французским на гильотину отправилась его жена Антуанетта, но дофина пощадили даже кровожадные якобинцы, дав ему умереть своей смертью. Убийство царской семьи было страшнее прочих злодеяний большевиков, поскольку оно означало, что отныне дозволено все. Ибо если такое можно учинить с помазанником божьим и невинными детьми, что говорить о прочих жителях России?


Панфиловский царь, осознавший свою ответственность, признается жене, что виновен в гибели своей страны и своей семьи, но это странным образом расходится с тем, что "говорит" в картине сам Глеб Панфилов. Все, что происходит в фильме, не имеет связи с тем, что делает в нем царь, поэтому его фигура трагична по судьбе, но не по сути. Все эти Родзянки, Милюковы, Керенские, Свердловы, Троцкие, Ленины, Голощекины и Юровские сродни дьяволятам, но это дьяволята, выскочившие на экран, как боги из машины, вернее, как черти из коробочки.


В принципе это понятно - режиссера интересует часть, то есть семья, и он жертвует целым, то есть страной. Исторический контекст в "Романовых " не более
чем фон, на котором разворачивается чисто семейная история. Есть, видимо, своя логика в том, что семья Бондарчуков некогда сняла фильм о семье Годуновых, а семья Панфиловых – сценарий вместе с мужем писали Инна Чурикова и их сын Иван – о семье Романовых. К слову, это семейное участие могло быть и значительнее – Линда Беллингхем очень хорошо сыграла царицу, но Чурикова могла бы сыграть гениально.


Подлинная тема картины – ценность Семьи. Слово пишется с большой буквы не потому, что семья венценосная, а потому, что Семья, как банально это ни звучит, есть основа Общества. Не обсуждая личные и семейные качества реального Николая, следует сказать, что у Панфиловых царь – почти идеальный семьянин, прекрасный муж и отец. И, что близко к этому, но не совсем одно и то же, отменно воспитанный человек. Контраст между воспитанностью, благородством и нарастающим хамством – самый, наверно, сильный мотив фильма, многократно отыгранный во взаимоотношениях царской семьи с окружением. Не хватило, быть может, только одного штриха – точной связки между поведением узников и тем, что самый наглый охранник в последний момент отказывается участвовать в расстреле.


Эта тема и этот мотив, пожалуй, единственное, что обращено к нам, теперешним, в панфиловском фильмр, вообще говоря, снятым вне времени и вне rинематографического контекста, и единственное, что в нем интересно. Остальное мы знаем – Ходынка и Цусима, 9 января и 17 июля, властитель слабый и лукавый… Вневременной и несколько музейный характер "Романовых" – сразу недостаток и достоинство. Недостаток потому, что современники и потомки отнесутся к зтим ожившим картинкам с прохладой, а достоинство в том, что и через пятьдесят, и через сто лет они не устареют.

Текст: Виктор Матизен
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?