Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Шарлотта Грей»

Недалеко ушел новый британский фильм "Шарлотта Грей" от советского тридцатилетней давности под названием "Скворец и лира". Но тот хоть на широкий экран не выпустили. Правда, в этом актриса действительно тридцатилетняя, а не Любовь Орлова. К сожалению, вместо Кейт Бланшетт смело могла быть Тильда Суинтон или еще кто. Играть им все равно нечего.

Добавить в закладки
Шарлотка на марше

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 626 публикаций

Во время Второй мировой войны возлюбленная английского летчика, пропавшего в небе над Францией, идет в разведчицы и едет в ту же Францию под чужим именем. Ее сбрасывают с парашютом, чтобы передать подпольщикам несколько электролампочек в малюсенькой коробочке. Уже бред: было бы проще спустить с парашютом саму коробочку. В поролоне бы лампочки не разбились. Дальше встречают разведчицу партизаны коммунистической ориентации. Она с ними сближается, особенно с одним, потом ей сообщают, что возлюбленный летчик погиб, а потом происходит еще больший бред. При встрече очередного самолета немцы расстреливают весь партизанский отряд, кроме того самого "одного", который случайно опоздал и все видел. Он обвиняет разведчицу, что это она всех выдала, потому что больше никто не знал место встречи. Она начинает докапываться, и становится ясно, что на самом деле ее переправили как приманку - чтобы руками немецкой дивизии, как раз случайно вошедшей в город, разделаться с дюжиной местных прокоммунистически настроенных партизан, так как если война когда-нибудь закончится, коммунизм в принципе не должен победить. Сильное обоснование. Чтобы такого наплести, надо вообще никакого понятия не иметь об истории, о войне, о 43м году, о Сопротивлении, о кинематографе, последние полвека подробно занимавшемся этой тематикой, включая "Мари-Октябрь", "Лакомб Люсьен", "Последнее метро" и т.п. Но кто решил, что "Шарлотта Грей" собиралась иметь понятие?

кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Пара еврейских детей в сюжете, аресты, коллаборационисты и прочие колоритные подробности ничуть не менее топорны, чем вышеописанные события. Все без исключения сводится к бурной любви разведчицы и одного из французов, которая побеждает любой сюжет. Освенцим и расстрелы мирных граждан - лишь повод для проверки чувств влюбленных. Вторая мировая откровенно понадобилась лишь затем, чтобы разнообразить антураж очередного бульварного романа модными шляпками той поры и яркими пятнами красных фашистских знамен со свастикой в центре. Ничего, кроме бульварных штампов, в фильме не соответствует действительности. Это даже любопытно.
кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Чисто дамский роман, хоть экранизирован женщиной (Джиллиан Армстронг), но написан мужчиной (Себастьян Фолкс), причем под видом серьезного, и экранизация тоже претендует на "большой стиль". При этом раньше всегда бульварная литература, любовная и приключенческая, ограничивалась карманным форматом и мягкой обложкой, чему на экране соответствовали сериалы, заведомо ироническое восприятие. По какой-нибудь Дэниэле Стил или Сандре Браун полно снято "теленовелл" и с Первой мировой, и со Второй, и с Атлантикой, и с Ла-Маншем - с чем угодно, противостоящим Большой и Чистой Вечной Любви. Так же в приключенческих "теленовеллах" что угодно всегда противостояло победе Добра над Злом. С другой стороны, рядом с мягкими обложками раньше существовала твердая почва, серьезная литература и большое кино, так называемая высокая художественность. Территория была поделена, никто ничего не путал. Теперь ситуация изменилась.
кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Заметив, что ХХ век кончился, а ХХ1 еще не определился, и серьеза все меньше, а развлечений больше, бульварщина, видно, решила занять свято место. По ее разумению, это место, а именно "большой стиль", означает дорогостоящие сложнопостановочные эффекты, много танков или самолетов, много костюмированной массовки, много натурных декораций. Все это должно придать многозначительность дешевой и бездумной пДнЗ или БиЧВЛ, призвано заменить историю, профессию, соображения, любой серьез, заставить их забыть. Не было ничего, не было никогда. Тенденция такая сегодня все шире и победительней, что видно по этой самой английской "Шарлотте Грей" и по американскому "Перл Харбору", по отечественной "Звезде". Вместе с тем, она изначально и совершенно парадоксальна.
кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Если бы не было "большого стиля" и "высокого уровня", их место не надо было бы занимать. Дело хлопотное вообще-то - рядясь в чужие одежки, "Шарлотта Грей" превращается только в чудовищное занудство, где танки, может, и не мешают, а вот евреи и коммунисты точно мешают любовному сюжету. Многозначительность - она лишняя на бульваре, природа которого - легкомыслие. Все два с лишним часа просмотра скучно и неуютно. Еще лет через тридцать, так же как "Скворца и Лиру", это, видимо, можно будет смотреть, но уже только как пародию. А сегодня претензии означают ничто иное, как саморазоблачение бульвара, и вместо силы немеряной обнаруживают его комплекс неполноценности. Тем самым пустота на месте "высокого уровня" становится зияющей и манящей.

Этот уровень есть, даже когда его нет, и ничто его не заменит. "Шарлотта Грей" знаменует начало конца всесилия бульварщины. Еще парочка "звезд" и "перл-харборов", и вампука вернется в свои берега, и мы, может, еще увидим небо в алмазах.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?