Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Недалеко ушел новый британский фильм «Шарлотта Грей» от советского тридцатилетней давности под названием «Скворец и лира». Но тот хоть на широкий экран не выпустили. Правда, в этом актриса действительно тридцатилетняя, а не Любовь Орлова. К сожалению, вместо Кейт Бланшетт смело могла быть Тильда Суинтон или еще кто. Играть им все равно нечего.
Во время Второй мировой войны возлюбленная английского летчика, пропавшего в небе над Францией, идет в разведчицы и едет в ту же Францию под чужим именем. Ее сбрасывают с парашютом, чтобы передать подпольщикам несколько электролампочек в малюсенькой коробочке. Уже бред: было бы проще спустить с парашютом саму коробочку. В поролоне бы лампочки не разбились. Дальше встречают разведчицу партизаны коммунистической ориентации. Она с ними сближается, особенно с одним, потом ей сообщают, что возлюбленный летчик погиб, а потом происходит еще больший бред. При встрече очередного самолета немцы расстреливают весь партизанский отряд, кроме того самого «одного», который случайно опоздал и все видел. Он обвиняет разведчицу, что это она всех выдала, потому что больше никто не знал место встречи. Она начинает докапываться, и становится ясно, что на самом деле ее переправили как приманку - чтобы руками немецкой дивизии, как раз случайно вошедшей в город, разделаться с дюжиной местных прокоммунистически настроенных партизан, так как если война когда-нибудь закончится, коммунизм в принципе не должен победить. Сильное обоснование. Чтобы такого наплести, надо вообще никакого понятия не иметь об истории, о войне, о 43м году, о Сопротивлении, о кинематографе, последние полвека подробно занимавшемся этой тематикой, включая «Мари-Октябрь», «Лакомб Люсьен», «Последнее метро» и т.п. Но кто решил, что «Шарлотта Грей» собиралась иметь понятие?

кадр из фильма

кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Пара еврейских детей в сюжете, аресты, коллаборационисты и прочие колоритные подробности ничуть не менее топорны, чем вышеописанные события. Все без исключения сводится к бурной любви разведчицы и одного из французов, которая побеждает любой сюжет. Освенцим и расстрелы мирных граждан - лишь повод для проверки чувств влюбленных. Вторая мировая откровенно понадобилась лишь затем, чтобы разнообразить антураж очередного бульварного романа модными шляпками той поры и яркими пятнами красных фашистских знамен со свастикой в центре. Ничего, кроме бульварных штампов, в фильме не соответствует действительности. Это даже любопытно.

кадр из фильма

кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Чисто дамский роман, хоть экранизирован женщиной (Джиллиан Армстронг), но написан мужчиной (Себастьян Фолкс), причем под видом серьезного, и экранизация тоже претендует на «большой стиль». При этом раньше всегда бульварная литература, любовная и приключенческая, ограничивалась карманным форматом и мягкой обложкой, чему на экране соответствовали сериалы, заведомо ироническое восприятие. По какой-нибудь Дэниэле Стил или Сандре Браун полно снято «теленовелл» и с Первой мировой, и со Второй, и с Атлантикой, и с Ла-Маншем - с чем угодно, противостоящим Большой и Чистой Вечной Любви. Так же в приключенческих «теленовеллах» что угодно всегда противостояло победе Добра над Злом. С другой стороны, рядом с мягкими обложками раньше существовала твердая почва, серьезная литература и большое кино, так называемая высокая художественность. Территория была поделена, никто ничего не путал. Теперь ситуация изменилась.

кадр из фильма

кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Заметив, что ХХ век кончился, а ХХ1 еще не определился, и серьеза все меньше, а развлечений больше, бульварщина, видно, решила занять свято место. По ее разумению, это место, а именно «большой стиль», означает дорогостоящие сложнопостановочные эффекты, много танков или самолетов, много костюмированной массовки, много натурных декораций. Все это должно придать многозначительность дешевой и бездумной пДнЗ или БиЧВЛ, призвано заменить историю, профессию, соображения, любой серьез, заставить их забыть. Не было ничего, не было никогда. Тенденция такая сегодня все шире и победительней, что видно по этой самой английской «Шарлотте Грей» и по американскому «Перл Харбору», по отечественной «Звезде». Вместе с тем, она изначально и совершенно парадоксальна.

кадр из фильма

кадр из фильма "Шарлотта Грей"

Если бы не было «большого стиля» и «высокого уровня», их место не надо было бы занимать. Дело хлопотное вообще-то - рядясь в чужие одежки, «Шарлотта Грей» превращается только в чудовищное занудство, где танки, может, и не мешают, а вот евреи и коммунисты точно мешают любовному сюжету. Многозначительность - она лишняя на бульваре, природа которого - легкомыслие. Все два с лишним часа просмотра скучно и неуютно. Еще лет через тридцать, так же как «Скворца и Лиру», это, видимо, можно будет смотреть, но уже только как пародию. А сегодня претензии означают ничто иное, как саморазоблачение бульвара, и вместо силы немеряной обнаруживают его комплекс неполноценности. Тем самым пустота на месте «высокого уровня» становится зияющей и манящей. Этот уровень есть, даже когда его нет, и ничто его не заменит. «Шарлотта Грей» знаменует начало конца всесилия бульварщины. Еще парочка «звезд» и «перл-харборов», и вампука вернется в свои берега, и мы, может, еще увидим небо в алмазах.

Комментарии  105


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть