Российская семейная драма, которая неоднократно намечает драматически интересные ситуации, но отказывается их развивать
Маленький Вася (Дима Полунин) первый раз идет в первый класс, а его родители (Светлана Ходченкова и Дмитрий Ендальцев) не находят себе места. Все ли они подготовили? Не опоздают ли они на «линейку»? Что скажет им учительница на родительском собрании? И как пройдет первый школьный год Васи, который, как и большинство маленьких мальчиков, не может долго сидеть на одном месте?
Читая книгу Маши Трауб «Дневник мамы первоклассника», которая в самом деле устроена как собрание дневниковых записей на заявленную тему, быстро замечаешь, что это перспективный материал для ситкома и не слишком подходящий для полнометражного фильма. Каждая из записей «Дневника» – это отдельный маленький анекдотик, и при желании самые интересные из них легко раздуть в 20-минутные серии. Полнометражный фильм же требует другого. Ему нужно последовательное повествование с зачином, развитием действия, кульминацией и концовкой. В «Дневнике» же нет ничего подобного. Как и Вася, книга слишком непоседлива, чтобы быть чем-то вроде романов Роулинг о школьных годах Гарри Поттера.
Разумеется, опытная сценаристка Марина Зверева, пишущая для большого и малого экрана с 1970-х годов, могла перекроить «Дневник» в соответствии с законами киноповествования. Но она не стала этого делать, и фильм сохранил и приумножил эпизодическую природу книги. Что, когда его смотришь, доводит до белого каления. Потому что картина раз за разом обрывает историю на самом драматически интересном месте и переходит к следующему, едва связанному с предыдущим фрагменту.
Взять, например, сцену, в которой папа и мама Васи доводят себя до исступления, обсуждая, как нужно воспитывать мальчика. Финал фрагмента вполне определенен – герои должны либо примириться, либо развестись. Что дальше? А дальше – скачок во времени, и «Дневник» начинает рассказывать совсем другую историю, мельком замечая, что родители Васи все еще вместе. Что ж, мы рады за них, но что случилось в промежутке? Как они помирились? Как они договорились? Это ведь узнаваемая, реалистичная ситуация для молодой семьи. И, наверно, зрителям, желающим что-то вынести из картины, интересно, как такой конфликт может быть решен. Но фильм ставил многоточие там, где явно должно быть продолжение повествования. А ведь эту историю вполне можно было бы сделать драматическим стержнем ленты: «Выдержит ли счастливая в первых кадрах семья испытание школой? Не развалится ли она, когда станет ясно, что у папы и мамы разные взгляды на жизнь и на воспитание?» Согласитесь, любопытное могло бы выйти кино. Учитывая, что и папа, и мама по-своему правы. Но эта не та картина, которую снял режиссер сериала «Практика» Андрей Силкин.
Вместо того чтобы копать вглубь и доводить до логического завершения заявленные в фильме семейные проблемы, «Дневник» лишь обрисовывает ситуации и бежит дальше. Бабушка учит внука играть в карты на деньги. Ну, и? Мама перестала зарабатывать надомной работой, потому что все время проводит с сыном. А что дальше? Бабушка то хочет, то не хочет сидеть с внуком. И где развязка? И так далее. Хотя заглавие вроде бы обещает погружение в семейные трудности, фильм предлагает лишь их перечисление и отказывается идти дальше.
Некоторые истории, правда, лента все же рассказывает от начала и до конца. Но это наименее интересные зрителям истории, касающиеся школьной жизни Васи. В самом деле, что для взрослых важнее – как герои решат свои финансовые трудности или выступит ли Вася на школьном концерте (мальчик сперва получает роль, а потом заболевает и не может репетировать со всеми)? Конечно, в фильме для малышей вторая история была бы важнее первой. Но «Дневник» для детей не предназначен, хотя на нем и стоит значок «0+». Это явно кино для взрослых. Которое отказывается рассказывать взрослые истории от начала и до конца. Белое каление, как и было сказано…
Сценарное фиаско «Дневника» тем обиднее, что у фильма все в порядке с актерами. Ходченкова и Ендальцев убедительно изображают интеллигентную пару, маленький Полунин исключительно обаятелен, а на подхвате в картине такие звезды, как Елена Яковлева (бабушка) и Виктор Сухоруков (директор школы). Какое кино можно было бы снять с удачным сценарием! А вместо этого – сплошное разочарование. Хотя и с множеством точно подмеченных деталей из жизни молодых родителей и современной школы.