Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Обзоры

Сиквелы. Атака клонов

В этом году на экраны выходит ни много ни мало тридцать сиквелов. Странная ситуация с этими сиквелами: их вроде бы презирают, считают, что вторая серия априори будет хуже оригинала, и... тем не менее продолжают снимать. В 2007 году в Голливуде выпустят 30 (!) фильмов-продолжений. Большинство -- к гадалке не ходи -- станут суперхитами...

Добавить в закладки

"Все сиквелы – отстой, второсортное кино по определению", – говорили в ужастике «Крик 2» /Scream 2/ (1997). Эту фразу вложил в уста героев, студентов киношколы, режиссер . Ребята и не подозревали, что сами являются персонажами фильма-продолжения – причем во всех смыслах более удачного, чем первый «Крик» /Scream/ (1996).

Странная ситуация с этими сиквелами: их вроде бы презирают, считают, что вторая серия априори будет хуже оригинала, и… тем не менее продолжают снимать. В 2007 году в Голливуде выпустят 30 (!) фильмов-продолжений. Большинство – к гадалке не ходи – станут суперхитами: третьи "Пираты Карибского моря", пятый «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Тринадцать друзей Оушена» /Ocean's Thirteen/ (2007), "Ультиматум Борна", «Шрэк-третий» /Shrek the Third/ (2007), «Эван Всемогущий» /Evan Almighty/ (2007)… Кстати, последний – сиквел «Брюса Всемогущего» /Bruce Almighty/ (2003), фильма о человеке, заменившем на время Бога, – стал самой дорогой комедией в истории кино. И продюсеры не сомневаются в его кассовом успехе, даже несмотря на то что Джима Кэрри в продолжении заменит куда менее популярный .

Кадр из мультфильма "Шрэк-третий"

В кассу!

Голливудские фильмы снимаются либо ради славы, либо ради денег. Сиквелы редко удостаиваются высших наград Американской киноакадемии. В 1974 году счастливчиком стал , снявший "Крестного отца II" /Godfather II, The/ (1974). И лишь спустя 30 лет его успех с лихвой превзошел (11 "Оскаров") режиссер третьей части «Властелина колец» . В обоих случаях свою роль сыграл человеческий фактор: академики просто не смогли противиться той любви, которую народные массы испытывали к экранным воплощениям членов клана Корлеоне и команды хоббитов.

И все-таки в 99 случаях из 100 сиквелы снимают с расчетом на огромную прибыль. "Как известно, в Голливуде из десяти картин девять набирают достаточное количество денег, а одна дает огромную прибыль, – рассказал "Итогам" историк кино и культуролог Кирилл Разлогов. – Большие студии пытаются работать наверняка и снимают сиквелы, пока та или иная тема себя не исчерпает. Так что популярность сиквелов – прямой результат индустриальной коммерциализации мейнстрима, при которой сиквел гарантирует доходы, как правило, меньшие, чем оригинальная лента, но все-таки превосходящие кассовые сборы от пробных картин".

Большинство людей по природе своей консервативны и с опаской реагируют на новшества. Когда субботним вечером они выбирают фильм, им нужна гарантия. А на сиквелах, как ни крути, стоит штампик "проверено": зритель ищет повторения удовольствия. А что? Те же герои пляшут под дудку того же режиссера… Впрочем, на одной цифре 2 или 3 далеко не уедешь: нужны новые идеи, новые персонажи. Наукой установлено – ученые из Калифорнийского университета провели специальное исследование и выяснили, что сиквелы с двойным, оригинальным названием собирают большую кассу. Именно поэтому в мае, к примеру, мы увидим не "Пиратов Карибского моря 3", а "Пиратов Карибского моря: На краю света".

Сиквелы приносят больше денег, чем оригинальные ленты, еще вот по какой причине: многие смотрят фильмы в основном на DVD. И если картина по-настоящему понравилась, люди готовы оторваться от дивана и пойти посмотреть новую серию в кинотеатр – все-таки никакие плазменные панели не сравнятся в качестве изображения с большим экраном. Да и дыхание зала никто пока не отменял. К тому же к моменту премьеры сиквела вокруг него уже нагнетают ажиотаж. Так, первая "Матрица" /Matrix, The/ (1999) перед выходом казалась обычной коммерческой пустышкой. Но потом стало ясно: это революционный фильм, изменивший наши представления о кинофантастике. Второй серии ждали, она снилась фанатам. Именно поэтому «Матрица: Перезагрузка» /Matrix Reloaded, The/ (2003) собрала гораздо больше денег: 738 млн. против 460 от первой ленты. По окончании приключений Нео яростные фаны требовали новых перезагрузок.

Кадр из фильма "Человек-паук 3"

От любви до ненависти

В сценариях сиквелов очень часто работает принцип more of the same – все то же самое, только больше. Очень часто этот принцип доводится до абсурда. Авторы вводят новых героев, придумывают новые ходы, многие из которых уже сильно смахивают на пародию. В фильме «Человек-паук 3» /Spider-Man 3/ (2007) герой сражается аж с четырьмя злодеями, один из которых – его собственная темная сторона! У людоеда Ганнибала Лектера в ленте "Ганнибал: Восхождение" /Hannibal Rising/ (2007) обнаружились советские корни. По версии авторов картины он вырос в Литве, оккупированной сперва Советским Союзом, затем фашистами. А его матушкой оказалась Ингеборга Дапкунайте. В феврале узнаем, уж не совокупность ли этих причин повлияла роковым образом на становление эстетствующего каннибала? Расширяется штат героев "Шрэка". В третьей части, запланированной на весну, зеленому огру и его супруге бороться с кознями придворных дам сказочного королевства поможет "элитный отряд специального назначения ниндзя" – боевая Золушка, крутые Белоснежка с принцессой Рапунцель и стремительная Спящая красавица. В третьих «Пиратах Карибского моря» компанию обаятельному головорезу Джеку Воробью составят капитан Барбосса, чья черная душа вроде бы отправилась в ад еще в первой части, и новый флибустьер из Китая Сао Фенг в исполнении Чоу Юн-Фата. Второстепенных персонажей становится так много, что они вытесняют с экрана главных, сыгранных Кирой Найтли и Орландо Блумом. Представители компании Disneу подумывают о четвертой части и уже решили убрать из нее благородного героя Блума: во-первых, актер требует слишком высоких гонораров, во-вторых, отвлекает внимание от колоритных подонков вроде того же Барбоссы! Смешно, конечно, но не перебор ли? Некоторые продюсеры, стремясь продлить жизнь любимым героям зрителей, заходят слишком уж далеко.

В результате многие талантливые режиссеры принципиально отказываются снимать сиквелы своих шедевров. Чувствуют, что сказать им больше нечего и очередное продолжение рискует стать не более чем пародией на заданную тему. , автор суперуспешной «Амели» /Fabuleux destin d'Amelie Poulain, Le/ (2001), объявил, что ни за что не снимет ее продолжения: "Амели" – авторский фильм, а для авторского фильма завоевать всемирное признание – это чудо. Я не жду второго чуда. Хотя я и могу снять коммерческое кино в стиле "Астерикса" и просчитать успех". В погоне за оригинальностью голливудские продюсеры и рады бы пригласить на съемки сиквела арт-хаусного режиссера. Но вот сам Жене уже обжегся, сняв "Чужого 4: воскрешение" /Alien Ressurection/ (1997).

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: На краю света"

Удивлять и властвовать

150 миллионов, 250, кто больше? Бюджеты сиквелов растут стремительно, как лягушки, которых, если помните, в первой серии с удовольствием надувал Шрэк. А ведь история помнит и массу лопнувших трестов: «Скорость 2» /Speed 2: Cruise Control/ (1997) с Сандрой Буллок, но без Киану Ривза (при бюджете в 160 млн. картина не собрала в США и 50) или «Возвращение Супермена» /Superman Returns/ (2006) – в Америке блокбастер ценой 270 (!) млн. долларов сделал кассу лишь в 200…

Впрочем, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Зритель идет в кино для того, чтобы удивляться. Ему нужны либо выдающиеся спецэффекты, благо компьютерная индустрия не стоит на месте, либо суперзвезды. И вот, получив немалый гонорар, роль нового злодея и одновременно жертвы ограбления в фильме "Тринадцать друзей Оушена" сыграет сам . А ведь картина и без него изобилует сверхстатусными актерами. В таком созвездии ей и сюжет без надобности: , , и остальные могут никого и не грабить, а просто полтора часа экранного времени попивать пивко и разговаривать о девчонках – зритель все равно будет в восхищении. Собственно, уже предпоследний фильм напоминал эдакий междусобойчик 12 друзей, путешествующих за ради удовольствия по Европе.

"Гарри Поттер и орден Феникса" помимо первого поцелуя Гарри с красавицей Чжоу Чанг сулит умопомрачительный аттракцион с полетами на метлах и грандиозную битву с Пожирателями Смерти и Темным Лордом. "Дело в том, что кино должно давать нечто исключительное. Либо исключительно маргинальное, либо исключительно постановочное. Массовая культура работает на поддержание стабильности общества, а не на его изменение, как экспериментальное искусство, – делает вывод Кирилл Разлогов. – Мейнстрим в общем-то и не должен разрабатывать новых жил. Все новое ищется в арт-хаусе". Вот и снимают очередные продолжения, зная, что новых сюжетов все равно не выдумать. Давно подмечено, что современная культура – это культура детская, отнюдь не стремящаяся создавать. С другой стороны, может, и пытаться не стоит? Ведь в искусстве, будь то литература или кинематограф, существует всего около 40 сюжетов, а если верить Борхесу, так и вовсе четыре: об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои, о возвращении, о поисках, о самоубийстве бога. Фабрику грез прельщает второй…

Врез: Box Office

7 из 10 – в десятку самых кассовых картин в истории кино вошли семь сиквелов:

 

  1. «Титаник» /Titanic/ (1997) – 1 835 300 000 долларов
  2. «Властелин Колец: Возвращение Короля» /Lord of the Rings: The Return of the King, The/ (2003) – 1 129 291 252 доллара
  3. «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» /Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest/ (2006) – 1 60 332 628 долларов
  4. «Гарри Поттер и философский камень» /Harry Potter and the Philosopher's Stone/ (2001) – 968 657 891 доллар
  5. "Звездные войны: Эпизод I – Скрытая угроза" /Star Wars: Episode I – The Phantom Menace/ (1999) – 922 379 000 долларов
  6. «Властелин Колец: Две Крепости» /Lord of the Rings: The Two Towers, The/ (2002) – 921 600 000 долларов
  7. «Парк юрского периода» /Jurassic Park/ (1993) – 919 700 000 долларов
  8. «Гарри Поттер и кубок огня» /Harry Potter and the Goblet of Fire/ (2005) – 892 194 397 долларов
  9. «Шрэк 2» /Shrek 2/ (2004) – 880 871 036 долларов
  10. «Гарри Поттер и тайная комната» /Harry Potter and the Chamber of Secrets/ (2002) – 866 300 000 долларов

 

Текст: Стас Лобастов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?