
Однобокий и манипулятивный тру-крайм о громком убийстве в Италии.
В конце 2007 года в Перудже была жестоко убита британская студентка Мередит Керчер (Рианна Баррето). Иностранка жила в одной большой квартире с американкой-ровесницей Амандой Нокс (Грэйс Ван Паттен) и двумя итальянками постарше — Лаурой Меццетти (Паола Франческа Фраска) и Филоменой Романелли (Франческа Аличе Антонини). В момент убийства никого из соседок дома не было — на выходных все были в гостях или развлекались в других городах. Тело Мередит обнаружили Аманда и бойфренд американки Раффаэле Соллечито (Джузеппе Де Доменико). Полиция не очень разбиралась в деле, сразу же повесив убийство на гражданку Штатов. Обвинения были предъявлены уже через пять дней.
Американский сериал основан на реальных событиях, хотя некоторые обстоятельства громкого преступления были изменены. Убийство Мередит Керчер моментально всколыхнуло общественность и СМИ по обе стороны океана. Делу посвящены десятки тру-крайм-подкастов и статей, а также вышедший в 2016 году на Netflix документальный фильм «Аманда Нокс» режиссёров Рода Блэкхёрста и Брайана МакДжинна и игровая картина Майкла Уинтерботтома «Лицо ангела» 2014 года. Американка отсидела в итальянской тюрьме почти четыре года, а затем была оправдана за хлипкостью доказательств. Можно смело утверждать, что убийство Керчер стало примером некачественной работы полиции, а при расследовании преступления были совершены десятки ошибок.
В случае игрового тру-крайма исключительно важно понимать, кто стоит за проектом. Сериал основан на выпущенных в 2013 году мемуарах Аманды Нокс «Жду возможности быть услышанной». Авторы шоу не обращались к родственникам жертвы, а близкие Керчер не понимают, зачем нужно снова бередить старые раны, когда семья британки и так прошла через настоящий ад. Среди продюсеров сериала не только Аманда Нокс, но и активистка и участница громкого политического скандала из-за связи с бывшим президентом США Биллом Клинтоном Моника Левински. Шоураннерка проекта — К.Й. Стейнберг, сценаристка «Это мы», «Сплетницы» и «Любовниц». Все эпизоды поставил Майкл Аппендаль («Американская история преступлений», «Рэтчед», «Кэнди»), режиссёр, уверенно работающий в жанрах тру-крайма и триллера.
Достаточно взглянуть на авторов «Запутанной истории Аманды Нокс», как сразу становится понятно, что на экране будет представлена версия событий американки. Никакой полифонии нет и быть не может, создатели не пытаются услышать разные мнения, это сериал о невинно осуждённой за убийство соседки студентке. С этической точки зрения подход авторов шоу вызывает большие вопросы — жертве уделено минут десять. Мередит была улыбчивой, отзывчивой, активной и симпатичной, все британку любили, никто не желал иностранке зла, в том числе Аманда.
Американка не показана овечкой. По первым эпизодам не очень понятно, почему студентка решила уехать из Штатов в Италию. Возможно, просто повеселиться и получить новые впечатления. Нокс постоянно водила домой новых парней, чем удивляла соседок, а на момент убийства Мередит с бойфрендом Раффаэле была знакома восемь дней. Аманда любила выпить и покурить. Но разве разгульный образ жизни делает американку преступницей? Авторы шоу показывают и соседок-итальянок, и подруг жертвы как завистниц, которых раздражала популярность Нокс. Американка оказалась удобной мишенью и для полиции, и для ближайшего окружения жертвы: именно она обнаружила тело, почему-то всё время улыбалась или же целовалась с бойфрендом, не очень переживала из-за смерти подруги — точно виновна. Никаких других существенных аргументов и улик у следствия нет. Однако Нокс быстро смогла создать неприятный образ и настроить против себя жаждущую новой крови прессу.
Американский проект расстраивает и утомляет не только однобокой подачей информации, но и откровенно телевизионными приёмами. В повествовании все реальные детали чересчур утрированы и драматизированы. События на экране сопровождает расстроенный голос Аманды, которая не понимает, почему полиция даже не пытается расследовать убийство. Сегодня введение в повествование рассказчика редко оправдано, чаще комментарии участника событий нужны, чтобы скрепить разваливающийся сюжет. Во время допросов у Аманды нет адвокатов, а в комнате находится около десяти орущих следователей. Авторы передают состояние обвиняемой через крупные планы и размытые края кадра: Нокс устала без сна и под давлением, слабо соображает, что происходит, а картина реальных событий ускользает. Но злые итальянцы готовы любыми средствами выбивать показания против возможных соучастников и признание. Расследование превращается в пародию.
«Запутанная история Аманды Нокс» едва ли порадует любителей беспристрастного тру-крайма, в котором авторы действительно пытаются докопаться до правды. Сериал во всех подробностях и чересчур нарочито показывает, как итальянское правосудие мучает юную американку. Нокс передаёт собственные травматические воспоминания, но насколько обвиняемая может быть объективна, да ещё и по прошествии почти 20 лет? Удивительным образом «Запутанную историю Аманды Нокс» хочется досмотреть до конца, но патетическая музыка, дешёвые художественные приёмы и плоские персонажи превращают проект в guilty pleasure.