Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Снайдер, ты не один: 9 режиссёрских версий, заметно улучшивших фильмы

К выходу «Лиги справедливости Зака Снайдера» вспоминаем другие случаи, когда режиссёрам приходилось спасать свои картины уже после их релиза — от «Бегущего по лезвию» до «Однажды в Америке».

Добавить в закладки
Снайдер, ты не один: 9 режиссёрских версий, заметно улучшивших фильмы

Харрисон Форд и Ридли Скотт на съемочной площадке фильма «Бегущий по лезвию»

Харрисон Форд и Ридли Скотт на съемочной площадке фильма «Бегущий по лезвию»

Один из редких случаев, когда режиссёрская версия оказалась не длиннее театральной, но всё равно кардинально изменила фильм. Ныне культовый «Бегущий по лезвию», как известно, провалился в прокате в 1982-м, и отчасти винить в этом стоит продюсеров. После неубедительных тестовых показов они перемонтировали фильм, убрали из него всякую интригу о том, репликант ли Декард, добавили хэппи-энд и унылый закадровый голос, объясняющий зрителю происходящее на экране.

Спустя 10 лет вышел Director’s Cut — вот только, что иронично, Ридли Скотт не принимал участия в создании этой версии. В ней убрали закадровый голос и добавили сон о том самом единороге, но оставили часть других проблем театрального релиза. Сам Скотт наконец добрался до фильма ещё спустя 15 лет, в 2007-м, и сделал The Final’s Cut, где перемонтировал картину, добавил больше кадров из сна Декарда, а заодно полностью отреставрировал изображение и аудиодорожку.

Бен Аффлек и Зак Снайдер на съемках фильма «Бэтмен против Супермена»

Бен Аффлек и Зак Снайдер на съемках фильма «Бэтмен против Супермена»

Хотя случай с «Лигой справедливости» самый вопиющий, на самом деле почти каждый фильм Зака Снайдера заметно урезали на монтажном столе. Режиссёрская версия есть и у «Хранителей», и у «Запрещённого приёма», и, конечно, у «Бэтмена против Супермена». В случае последнего она особенно важна, ведь делает неловкую и скомканную театральную версию намного лучше: мотивация персонажей больше не кажется форсированной, персонаж Лоис Лейн из бесполезной «девушки в беде» превращается в важного участника событий, да и в целом кино выглядит более собранным. Если и смотреть «Бэтмена против Супермена», то только Director’s Cut.

Ричард Доннер и Джин Хэкман на фото со съмок фильма «Супермен 2»

Ричард Доннер и Джин Хэкман на фото со съмок фильма «Супермен 2»

Забавно, что 40 лет назад с фильмом DC уже происходило всё то же, что пришлось пережить «Лиге справедливости». В 1980-м режиссёр Ричард Доннер снимал второго «Супермена», но закончить картину ему не дали — из-за внутреннего конфликта студия пригласила Ричарда Лестера, который довёл работу до конца, а заодно переснял большую часть материала. На смену эпическому видению Доннера пришла яркая комедийная интонация и намного более лёгкий тон. Ничего не напоминает?

Режиссёрская версия Доннера в итоге увидела свет, но для этого ей понадобилось 26 лет. Когда Брайан Сингер снимал своё «Возвращение Супермена», в архивах студии обнаружилась куча неиспользованного материала, и в 2006-м усилиями монтажёра Майкла Тау и консультанта Тома Манкевича был восстановлен «тот самый» фильм. В «Супермене 2: Версии Ричарда Доннера» вернули вырезанные сцены с Марлоном Брандо в роли Джор-Эла, изменили начало и многие сюжетные ходы. Сцены, которые не успел снять Доннер, заменили на съёмки со скрин-тестов — в общем, исхитрялись как могли.

Дженнифер Конелли и Серджио Леоне на съмках фильма «Однажды в Америке»

Дженнифер Коннелли и Серджио Леоне на съмках фильма «Однажды в Америке»

Грандиозную гангстерскую сагу Серджио Леоне впервые показали на Каннском фестивале — там она шла аж 269 минут (с антрактом!) и заслужила стоячие овации. Для проката в Европе режиссёр сократил картину до 229 минут, а вот в США с фильмом произошло страшное. Сначала из него вырезали сцены физического и сексуального насилия, затем — после неудачных тестовых показов — студия The Ladd Company (та же самая, кстати, что порезала «Бегущего по лезвию») решила полностью перемонтировать картину.

В итоге получилась версия на 139 минут, почти вполовину меньше оригинала. Действие в ней разворачивается линейно, а большинство сцен из детства главных героев вырезаны, как и ошеломляющий финал с участием мусоровоза. Естественно, зрители такое кино не оценили — исковерканный студией «Однажды в Америке» с грохотом провалился в прокате. Расширенная версия же появилась только в 2012-м году — она длится 251 минуту (больше, чем Европейская, но всё ещё меньше Каннской).

 Терри Гиллиам на съемочной площадке фильма «Бразилия»

 Терри Гиллиам на съемочной площадке фильма «Бразилия»

Никто так не любит пободаться с продюсерами, как Терри Гиллиам. Почти каждый его фильм превращался в настоящий ад для студийных дельцов, но «Бразилия» — пожалуй, самый известный пример его многолетней борьбы с голливудской системой. Картина больше года пролежала на полке, потому что Universal отказывалась выпускать мрачную антиутопию Гиллиама без серьёзных правок. Глава студии Сид Шнайберг хотел изменить концовку на счастливую, а также сделать фильм заметно короче. Он даже смонтировал собственную версию «Бразилии» без согласия режиссёра: та вместо 142 минут идёт всего 94, и фанатами известна как «Любовь победит всё». Не стоит и говорить, что эта версия получилась ужасной.

Гиллиам ни в какую не соглашался на условия студии и в итоге добился своего — в прокат «Бразилия» вышла с оригинальным финалом и лишь с незначительными правками: из фильма вырезали две самые мрачные сцены, и вместо 142 минут она шла 132. Впрочем, на DVD затем появился Director’s Cut, где и эти эпизоды вернулись на свои места.

Фрэнсис Форд Коппола на фото со съемок фильма «Апокалипсис сегодня»

Фрэнсис Форд Коппола на фото со съемок фильма «Апокалипсис сегодня»

Фрэнсис Форд Коппола так долго и мучительно снимал «Апокалипсис сегодня», что у него уже не было сил на споры со студиями — он был вполне доволен, что до кинотеатров добралась хотя бы урезанный «кат» на 147 минут. Но в 2001 он вернулся к материалу и вместе с монтажёром Уолтером Мёрчем и оператором Витторио Стораро сделал Redux-версию на 193 минуты, где переставил некоторые сцены и добавил парочку новых. Многие тогда жаловались, что добавленные эпизоды сделали фильм более грузным, да и в принципе не особо ему нужны.

Со временем Коппола и сам согласился с этой точкой зрения, так что в 2019-м смонтировал ещё одну версию — Final Cut. Она короче Redux на 10 минут, куда более прямолинейна, но всё же содержит значительно больше материала, чем оригинальный релиз.

Джейк Джилленхол и Ричард Келли на фото со съемок фильма «Донни Дарко»

Джейк Джилленхол и Ричард Келли на фото со съемок фильма «Донни Дарко»

С режиссёрской версией «Донни Дарко» ситуация не совсем однозначная. С одной стороны, картина стала на 20 минут дольше, и в неё попали некоторые важные сюжетные моменты, утерянные театральным релизом: например, тут доктор Турман рассказывает, что препараты Донни на самом деле — плацебо, также есть сцена, где учительница в исполнении Дрю Бэрримор разбирает с классом «Обитателей холмов» (что намекает, почему Дарко видит именно кролика в своих галлюцинациях). А ещё в режиссёрской версии зачитываются целые абзацы из вымышленной книги «Философия путешествий во времени», которые подробно объясняют, что и почему происходит с героем в фильме.

То есть Director’s Cut «Донни Дарко» намного более понятный. Но делает ли это его лучше — хороший вопрос. Ведь значительная часть очарования фильма как раз в его энигматичности и таинственности.

Орсон Уэллс на съемках фильма «Печать зла»

Орсон Уэллс на съемках фильма «Печать зла»

Орсон Уэллс спорил со студиями до того, как это стало мейнстримом: под продюсерский нож попала его «Леди из Шанхая», «Другая сторона ветра» вообще добралась до релиза после смерти режиссёра, ну а «Печать зла» — одну из главных работ постановщика — монтировали без участия автора. Студия полностью лишила фильм экспрессионистких решений Уэллса, а также наняла Гарри Келлера, чтобы тот доснял экспозиционные сцены, дополнительно объясняющие сюжет. Орсон ничего мог с этим поделать, так что он опубликовал 58-страничный меморандум, где в деталях объяснил свой изначальный замысел.

В 1998-м году, спустя 13 лет после смерти Уэллса, монтажёр Уолтер Мёнч пересобрал «Печать зла» согласно пожеланиям режиссёра из его меморандума. Он убрал всю навязанную студией экспозицию, а также сделал повествование более нелинейным — что, парадоксально, сделало происходящее значительно понятнее.

film-trailer data-fid="1456402" data-nid="1622996">

Фрэнк Оз на съемочной площадке фильма «Магазинчик ужасов»

Фрэнк Оз на съемочной площадке фильма «Магазинчик ужасов»

Культовая хоррор-комедия Фрэнка Оза изначально имела совсем другой финал и была на 10 минут длиннее. Вместо хэппи-энда, в котором Сеймуру и Одри удаётся спастись от плотоядного растения, героев попросту съедали. После чего шли абсурдные сцены, где инопланетные мухоловки завоёвывали Землю — крушили здания, заглатывали поезда и взбирались по статуе Свободы. На тестовых показах зрители не оценили такой пессимистичный финал, так что Оз, скрепя сердцем, заменил его на более счастливый. Футажи с той концовкой долгое время считались утерянными, пока в 2012 на Blu-Ray не вышел Director’s Cut с полностью отреставрированным оригинальным финалом.


Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?