Обычно авторы заведомо тенденциозных произведений не торопятся признаваться в том, что работают «на заказ» – все-таки даже самые политизированные вещи можно «оправдать» гражданской позицией. Однако «Первый канал» шило в мешок прятать не стал
Вообще, случай со «Спящими», конечно, уникален для нашего ТВ – когда еще второй сезон сериала снимался в такой спешке, припомнить сложно. Всему виной разгоревшийся вокруг проекта скандал – история разделила аудиторию на горячих противников и энергичных сторонников, споры вышли за пределы обычной для российской телешоу-«тусовки», критика вызвала непредсказуемую ответную реакцию, вылившуюся в публичное покаяние режиссера Юрия Быкова и его заверение уйти из профессии. Отходчивые критики тут же бросились поддерживать повинившегося постановщика, и шумиха вроде бы поутихла, но полагать, что замены Быкову не найдется, было наивно – «Первый канал» оперативно собрал уже зарекомендовавшую себя команду продюсеров, сценаристов и актеров и, подобно стахановцам, за четыре месяца выдал второй сезон. Враг, мол, не дремлет, и мы спать не должны. Правда, получилось снять только четыре серии против восьми в первом сезоне, но это, увы, не самая главная проблема сериала.
Давайте посмотрим, с чем создатели «Спящих» снова постучались в наш дом. И начнем со сценария. Его снова писал Сергей Минаев, автор, по книгам которого поставлены полнометражные картины «ДухLess» и «Селфи». Сложно сказать, сколько времени ушло у сценариста на создание каркаса новой истории (почему каркаса – немного позже), но, по-хорошему, скрипту требуются серьезные доработки. И дело здесь даже не в том, что у Минаева из ниоткуда возникают и в никуда исчезают персонажи и целые сюжетные линии, не в том, что герои действуют вопреки логике и здравому смыслу, а в банальности сюжета, которую автор даже не пытается скрывать. Случайно в один момент времени свести сразу четырех героев в одном месте за пределами не Садового кольца, не Москвы и даже не России – это надо, конечно, постараться. Но Минаев на голубом глазу перевозит самолетом плененных российских мальчишек из Турции в Тунис, организует на восточном базаре съезд экспертов-искусствоведов мирового уровня, и здесь же фокусируется мировой заговор, разрешить который должен бравый полковник Родионов. Теперь полем битвы стала не Москва, мы разбудили всю планету.
Детали здесь уже не важны. Трясутся террористы над ноутбуком, в котором хранятся все их секретные сведения – и хорошо, значит, в их кишлаке об облачных хранилищах и шифровании еще ничего не знают, родина может спать спокойно. Передает коррумпированный российский чиновник американскому злодею смятую бумажку со списком членов Правительства РФ – здорово, иначе-то ведь их никак не вычислишь. Грозит русский полковник подкреплением нашего спецназа в другой стране – тоже славно, зритель должен ощущать свою защищенность, глядя на то, как выручать мальчика полетят штурмовые вертолеты и отряды спасателей. Возят злодеи нефть в цистернах для питьевой воды – так тому и быть, Минаев, поди, разбирается в том, как цистерны от вязкой жижи отмывают, чтобы потом снова воду везти. Это все мелочи, ведь главное – это то, что герои снова борются за свое счастье и сохранение семьи на фоне суровых сводок новостей о неспокойном зарубежье.
Вот только героям тоже приходится несладко. Понятно, что в представлении они уже не нуждаются – кто хороший разведчик, а кто плохой шпион, нам отчетливо проартикулировали осенью, – но нельзя же совсем забрасывать персонажей. А создатели сериала забросили. Главный герой заполучил Киру и на этом свою миссию посчитал выполненной: теперь ему есть кому рассказывать о недовольстве новой «гражданской» должностью и кому выговаривать за поздние возвращения домой. Кира, впрочем, тоже успокоилась: время от времени она выдает в беседах что-то «либеральное», но жизнь в ней еле теплится. Грустнее всего предателю журналисту Журавлеву – он вынужден жить в Праге, обнимать какую-то постороннюю секретаршу и отказываться от возвращения на родину. Некогда пылкий треугольник из первого сезона больше не тлеет, персонажи уныло доживают минуты в кадре, стараясь друг друга избегать, ведь при встрече придется о чем-то говорить. А с диалогами в новых сериях все совсем плохо.
На этом фоне предъявлять какие-то претензии к актерам трудно – ведь, по словам Дмитрия Ульянова, реплики и повороты сюжета придумывались прямо на съемочной площадке едва ли не наполовину (вот вам и каркас). Стоит ли винить в таком случае артистов за то, что они несут чепуху, слоняются из угла в угол, выражают недоумение всем своим видом, а нормальной речи предпочитают казенные фразы и штампы? Родионов, например, голосом диктора «Первого канала» уверяет Киру, что российские ракеты всегда бьют точно в террористов, не задевая мирное население, при этом герой пришел к ней с новостью о гибели под этой бомбежкой ее сына. Персонаж Аристарха Венеса примерно с той же интонацией жалуется на то, что в остальном мире еще хуже, чем в России, – прекрасно, патриотично, но что же вас тогда за границу-то так тянет? Генерал Нефедов и вовсе смог слетать в будущее и в январе 2015 года рассказать о грядущем скандале с применением допинга на Олимпиаде в Сочи. Провидец! И это только самая верхушка – в четырех сериях уместилось столько ляпов, нестыковок, нелепиц, роялей в кустах и дешевых трюков, что впору только развести руками, в 2018 году так снимать просто стыдно.
И режиссеру Сергею Арланову здесь не позавидуешь. Ему пришлось в кратчайшие сроки проникнуться проектом, подобрать вменяемый язык для всей той казенщины и бюрократизма, которые будут литься с экрана, внести в написанное Минаевым атмосферу тревоги и опасности, чтобы впечатлить зрителя. Получилось? Конечно же, нет. Повествование скачет по городам и странам, интрига с планируемым терактом в Москве абсолютно не работает, ей просто не хватает мяса, встречи американских военных и разведчиков напоминают плохую комедию, а заседание нашей комиссии, наоборот, парализует беспомощностью, банальностью и сухостью. Впрочем, экшен Арланову удается еще хуже: перестрелка в финале – это какой-то телевизионный позор с бесконечными обоймами патронов, неуязвимыми русскими парнями и «сакральной жертвой». Лет пятьдесят назад такое могло бы «прокатить», сейчас, увы, режет глаз.
Так что же получилось у авторов «Спящих» в спешке и неуемном желании еще раз указать пальцем на зловредного врага, не желающего делиться с нами ближневосточными и североафриканскими трофеями? Получился вольный пересказ обрывков новостей, которые зрители «Первого канала» частично еще помнят – были ведь какие-то теракты с нашими самолетами, были разбитые наголову ячейки «бармалеев», были наветы американцев на наших дипломатов, были санкционные списки и захваченные в плен на Ближнем Востоке россияне. Ну так вот вам и напомнили о чем-то смутном и почти позабытом. Поклонники первого сезона должны быть довольны – Родина снова спасена силами ФСБ, не ведающей границ и не знающей промаха. Те же, кто заходился от возмущения полгода назад, сегодня вряд ли посмотрят продолжение, глупо ждать от патриотической агитки объективности и разумного подхода. Как никогда сегодня на ТВ востребован образ врага, и «Спящие» его пестуют – враги сидят в ЦРУ и Госдепе, враг прикрывается голубыми жилетами сил ООН, враг на курорте планирует увезти вас в рабство, враг торгует украденными ценностями и тем самым спонсирует мировое зло. Даже в кабинетах правительства порой прохаживаются предатели и «пятая колонна», но спасение от всего этого есть.
Есть суровый полковник, при каждом появлении которого в кадре начинает грустно играть фортепьяно. Есть бдительный ветеран спецслужб, к мнению которого прислушиваются «наверху». Есть множество выпускников российского «лумумбария», готовых если не прийти на помощь попавшим в беду за рубежом нашим соотечественникам, то хотя бы поддержать беседой. Есть высокоточное вооружение и бесстрашные солдаты, охраняющие покой. Так что можно засыпать снова – мы под неустанным надзором агрегатора новостных заголовков Сергея Минаева, продюсеров «Первого канала», поскучневших актеров и готовых поступиться репутацией режиссеров. А будете плохо себя вести – вам снимут «Спящих 3». Телевизор все стерпит.