Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Сны о чем-то большем

Обычно авторы заведомо тенденциозных произведений не торопятся признаваться в том, что работают «на заказ» – все-таки даже самые политизированные вещи можно «оправдать» гражданской позицией. Однако «Первый канал» шило в мешок прятать не стал

Добавить в закладки
Сны о чем-то большем

Вообще, случай со «Спящими», конечно, уникален для нашего ТВ – когда еще второй сезон сериала снимался в такой спешке, припомнить сложно. Всему виной разгоревшийся вокруг проекта скандал – история разделила аудиторию на горячих противников и энергичных сторонников, споры вышли за пределы обычной для российской телешоу-«тусовки», критика вызвала непредсказуемую ответную реакцию, вылившуюся в публичное покаяние режиссера Юрия Быкова и его заверение уйти из профессии. Отходчивые критики тут же бросились поддерживать повинившегося постановщика, и шумиха вроде бы поутихла, но полагать, что замены Быкову не найдется, было наивно – «Первый канал» оперативно собрал уже зарекомендовавшую себя команду продюсеров, сценаристов и актеров и, подобно стахановцам, за четыре месяца выдал второй сезон. Враг, мол, не дремлет, и мы спать не должны. Правда, получилось снять только четыре серии против восьми в первом сезоне, но это, увы, не самая главная проблема сериала.

Давайте посмотрим, с чем создатели «Спящих» снова постучались в наш дом. И начнем со сценария. Его снова писал Сергей Минаев, автор, по книгам которого поставлены полнометражные картины «ДухLess» и «Селфи». Сложно сказать, сколько времени ушло у сценариста на создание каркаса новой истории (почему каркаса – немного позже), но, по-хорошему, скрипту требуются серьезные доработки. И дело здесь даже не в том, что у Минаева из ниоткуда возникают и в никуда исчезают персонажи и целые сюжетные линии, не в том, что герои действуют вопреки логике и здравому смыслу, а в банальности сюжета, которую автор даже не пытается скрывать. Случайно в один момент времени свести сразу четырех героев в одном месте за пределами не Садового кольца, не Москвы и даже не России – это надо, конечно, постараться. Но Минаев на голубом глазу перевозит самолетом плененных российских мальчишек из Турции в Тунис, организует на восточном базаре съезд экспертов-искусствоведов мирового уровня, и здесь же фокусируется мировой заговор, разрешить который должен бравый полковник Родионов. Теперь полем битвы стала не Москва, мы разбудили всю планету.

Кадр из сериала «Спящие»

Детали здесь уже не важны. Трясутся террористы над ноутбуком, в котором хранятся все их секретные сведения – и хорошо, значит, в их кишлаке об облачных хранилищах и шифровании еще ничего не знают, родина может спать спокойно. Передает коррумпированный российский чиновник американскому злодею смятую бумажку со списком членов Правительства РФ – здорово, иначе-то ведь их никак не вычислишь. Грозит русский полковник подкреплением нашего спецназа в другой стране – тоже славно, зритель должен ощущать свою защищенность, глядя на то, как выручать мальчика полетят штурмовые вертолеты и отряды спасателей. Возят злодеи нефть в цистернах для питьевой воды – так тому и быть, Минаев, поди, разбирается в том, как цистерны от вязкой жижи отмывают, чтобы потом снова воду везти. Это все мелочи, ведь главное – это то, что герои снова борются за свое счастье и сохранение семьи на фоне суровых сводок новостей о неспокойном зарубежье.

Вот только героям тоже приходится несладко. Понятно, что в представлении они уже не нуждаются – кто хороший разведчик, а кто плохой шпион, нам отчетливо проартикулировали осенью, – но нельзя же совсем забрасывать персонажей. А создатели сериала забросили. Главный герой заполучил Киру и на этом свою миссию посчитал выполненной: теперь ему есть кому рассказывать о недовольстве новой «гражданской» должностью и кому выговаривать за поздние возвращения домой. Кира, впрочем, тоже успокоилась: время от времени она выдает в беседах что-то «либеральное», но жизнь в ней еле теплится. Грустнее всего предателю журналисту Журавлеву – он вынужден жить в Праге, обнимать какую-то постороннюю секретаршу и отказываться от возвращения на родину. Некогда пылкий треугольник из первого сезона больше не тлеет, персонажи уныло доживают минуты в кадре, стараясь друг друга избегать, ведь при встрече придется о чем-то говорить. А с диалогами в новых сериях все совсем плохо.

Кадр из сериала «Спящие»

На этом фоне предъявлять какие-то претензии к актерам трудно – ведь, по словам Дмитрия Ульянова, реплики и повороты сюжета придумывались прямо на съемочной площадке едва ли не наполовину (вот вам и каркас). Стоит ли винить в таком случае артистов за то, что они несут чепуху, слоняются из угла в угол, выражают недоумение всем своим видом, а нормальной речи предпочитают казенные фразы и штампы? Родионов, например, голосом диктора «Первого канала» уверяет Киру, что российские ракеты всегда бьют точно в террористов, не задевая мирное население, при этом герой пришел к ней с новостью о гибели под этой бомбежкой ее сына. Персонаж Аристарха Венеса примерно с той же интонацией жалуется на то, что в остальном мире еще хуже, чем в России, – прекрасно, патриотично, но что же вас тогда за границу-то так тянет? Генерал Нефедов и вовсе смог слетать в будущее и в январе 2015 года рассказать о грядущем скандале с применением допинга на Олимпиаде в Сочи. Провидец! И это только самая верхушка – в четырех сериях уместилось столько ляпов, нестыковок, нелепиц, роялей в кустах и дешевых трюков, что впору только развести руками, в 2018 году так снимать просто стыдно.

И режиссеру Сергею Арланову здесь не позавидуешь. Ему пришлось в кратчайшие сроки проникнуться проектом, подобрать вменяемый язык для всей той казенщины и бюрократизма, которые будут литься с экрана, внести в написанное Минаевым атмосферу тревоги и опасности, чтобы впечатлить зрителя. Получилось? Конечно же, нет. Повествование скачет по городам и странам, интрига с планируемым терактом в Москве абсолютно не работает, ей просто не хватает мяса, встречи американских военных и разведчиков напоминают плохую комедию, а заседание нашей комиссии, наоборот, парализует беспомощностью, банальностью и сухостью. Впрочем, экшен Арланову удается еще хуже: перестрелка в финале – это какой-то телевизионный позор с бесконечными обоймами патронов, неуязвимыми русскими парнями и «сакральной жертвой». Лет пятьдесят назад такое могло бы «прокатить», сейчас, увы, режет глаз.

Кадр из сериала «Спящие»

Так что же получилось у авторов «Спящих» в спешке и неуемном желании еще раз указать пальцем на зловредного врага, не желающего делиться с нами ближневосточными и североафриканскими трофеями? Получился вольный пересказ обрывков новостей, которые зрители «Первого канала» частично еще помнят – были ведь какие-то теракты с нашими самолетами, были разбитые наголову ячейки «бармалеев», были наветы американцев на наших дипломатов, были санкционные списки и захваченные в плен на Ближнем Востоке россияне. Ну так вот вам и напомнили о чем-то смутном и почти позабытом. Поклонники первого сезона должны быть довольны – Родина снова спасена силами ФСБ, не ведающей границ и не знающей промаха. Те же, кто заходился от возмущения полгода назад, сегодня вряд ли посмотрят продолжение, глупо ждать от патриотической агитки объективности и разумного подхода. Как никогда сегодня на ТВ востребован образ врага, и «Спящие» его пестуют – враги сидят в ЦРУ и Госдепе, враг прикрывается голубыми жилетами сил ООН, враг на курорте планирует увезти вас в рабство, враг торгует украденными ценностями и тем самым спонсирует мировое зло. Даже в кабинетах правительства порой прохаживаются предатели и «пятая колонна», но спасение от всего этого есть.

Есть суровый полковник, при каждом появлении которого в кадре начинает грустно играть фортепьяно. Есть бдительный ветеран спецслужб, к мнению которого прислушиваются «наверху». Есть множество выпускников российского «лумумбария», готовых если не прийти на помощь попавшим в беду за рубежом нашим соотечественникам, то хотя бы поддержать беседой. Есть высокоточное вооружение и бесстрашные солдаты, охраняющие покой. Так что можно засыпать снова – мы под неустанным надзором агрегатора новостных заголовков Сергея Минаева, продюсеров «Первого канала», поскучневших актеров и готовых поступиться репутацией режиссеров. А будете плохо себя вести – вам снимут «Спящих 3». Телевизор все стерпит.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?