Сорок первый

Если драматический "Матч пойнт" был реакцией на многие свои собственные надоевшие комедии, приведшие к "Голливудскому финалу", то комическая "Сенсация" - ответ конкретно "Матч пойнту" и без него не работает. Она как бы комментирует "Матч пойнт", не отрицая его, благодаря чему комментарий приобретает дополнительную (диалогическую) ценность. Но "Сенсация" ближе к финалу провисает. Надоели остроты. Надоела светская хроника. Надоела игра. Уже пусть она чем-нибудь кончится, а то очень-очень скучно.
Рецензии

Когда человек снял столько, сколько снял Вуди Аллен, не может не встать ребром проблема повода («а еще-то зачем»). Не будучи Вуди Алленом, снимают для денег, из вредности или от скуки. Но он обнаружил средство сохранения интереса к работе. Это как в старой байке про доцента, который за полчаса может доказать одну гипотезу, а за следующие полчаса – другую, противоположную предыдущей. Или как было с шахматистом Алехиным, который сначала выигрывал партию белыми, потом переворачивал доску и находил в имеющейся позиции выигрышный ход черных, а потом снова переворачивал доску и снова находил…

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сенсация"

Во всяком случае, если драматический «Матч пойнт» /Match Point/ (2005) был реакцией на многие свои собственные надоевшие комедии, приведшие к «Голливудскому финалу» /Hollywood Ending/ (2002), то снова комическая «Сенсация» – ответ конкретно «Матч пойнту» и без него не работает. И это рабочее начинание само по себе остроумно, а также свежо и ново во всей «исторической» сфере «личных творческих путей». Потому что понятно, что старый, по словам Аллена, сценарий «Сенсации» сам по себе был лишь «современной», «старческой» параллелью «Проклятия нефритового скорпиона» /Curse of the Jade Scorpion, The/ (2001) без всякого подъема. Лишь порция фирменных алленовских острот: «У вас всегда стакан наполовину пуст. – Наполовину полон. Ядом». Их чуть увеличенная плотность: острит не только старикан, но и активно – девушка («И немедленно прекратите звать меня порождением ваших чресел»), чего не было, к примеру, с Хелен Хант. Возвращение к полной условности: «живое» чистилище сродни приюту сперматозоидов 1972 года.

Но после знакомства со Скарлетт Йоханссон все полностью переменилось. Видимо, она Аллену действительно очень нравится, если «сенсационным» благополучием он как бы расплатился с ней за несчастья «Матч пойнта». Тут же плотнее стал сам сюжет, включившийся в игру «найди десять совпадений на фоне десяти различий» и гармонизированный в связи с этим наукой гештальтпсихологией (если кто помнит про черный и белый контур). «Сенсация» как бы комментирует «Матч пойнт», не отрицая его, благодаря чему комментарий приобретает дополнительную (диалогическую) ценность. И больше всего в нем прельщают не столько «мерцания» идей («если загробной жизни нет, все будет аморально, а если загробная жизнь есть, все будет политкорректно»), сколько новые аргументы, конкретизирующие ситуацию. Ржать начинаешь на титрах не только потому, что «Танец маленьких лебедей» – сама по себе жутко смешная музыка, с детства набитая массой ассоциаций. Нет, скорее понятно, что тут главное будет – танец, балетные па и девочки, в то время как в «Матч пойнте» были итальянские оперные тенора. Эта глобальная оппозиция «опера-балет» и дает смешное предвкушение.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сенсация"

В балете нет и не может быть оперного «рока», «силы судьбы» (везучести), зато ставка на постоянное обновление техники. Смешно смотреть, как легко меняется «судьбоносный» рисунок. Бедная американская актерка Нола совершенно спокойно стала студенткой-журналисткой Сондрой, изображающей богатую американскую актерку в Лондоне, бедный убийца Крис слился с богатым аристократом Томом и превратился в Хью Джекмана, одно убийство – в серийные убийства, которые на самом деле все равно – одно (только Нола перекрасилась), и т.д. Все то же самое, только в другом ключе. Безупречное в любом ключе владение техникой детектива само понятие «рока» (везучести) переворачивает с ног на голову. Во-первых, достаточно уметь плавать, и все у нас получится, не взирая на погоду. Во-вторых, реальность вообще за пределами морали, если в «балете» господствует покойник (Иэн МакШэйн). Он и в гробу работает. Это апофеоз «технаря», «профи», когда наплевать уже на деньги, славу, положение и прочую дешевку, а вся игра идет только на интерес. Реальность интереса легко спорит с реальностью выигрыша. Но самый смешной аргумент – что не исключено, что Нола погибла не от пули. Достаточно было бы одного старого хилого неврастеника – и ничего бы не вышло у Джонатана Риз-Мейерса. То, что Аллен решил защищать Скарлетт собственной хилой грудью – это тоже еще не оконченный спор между быдлом, гением и красавицей.

Но скука – ключ ко всем играм, драматическим и комическим. Несмотря ни на что, «Сенсация» ближе к финалу провисает. Надоели остроты. Надоела светская хроника. Надоела игра. Уже пусть она чем-нибудь кончится, а то очень-очень скучно. И тут снова только «интертекст» спасает кино от нешуточной смерти. Вспомнив, как легко «Матч пойнт» просвечивался Драйзером, Аллен «Сенсацией» высмеял и его, и себя. Озеро. Лодка. Лебеди. Тройка. Семерка. Туз. Танец маленьких лебедей. Попытка утопления. Клайд Гриффитс. Пиковая дама. Смейся, паяц. И сошлось все тоже безупречно, то есть гений жив только сиюминутной безупречностью, а красавица с быдлом могут покурить в коридоре.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сенсация"

41-й фильм Вуди Аллена, «Сенсация» снята для всех без ограничений. Девочки снова тайно влюбятся в джентльмена Джекмана, мальчики снова мысленно трахнут Йоханссон в красном купальнике, интеллигенция примкнет к старому фокуснику. И вот только, кто помнит рассказ Бориса Лавренева, фокуснику посочувствует. Как же непросто будет ему ответить своей собственной «Сенсации».

30.10.2006 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2018 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00