Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Спящий режим: рецензия на фильм «Уховёртка»

Безысходный сомнамбулический лабиринт и родительское отчаяние в новой ленте Люсиль Хадзихалилович.

Добавить в закладки

Европа середины XX века. Альберт (Пол Хилтон) присматривает за девочкой Мией (Романа Хемеларс), которая никогда не покидает квартиры в старинном здании. У Мии проблемы с зубами — каждый день ей приходится менять стеклянные импланты. Однажды Альберту прикажут подготовить девочку к переезду, что навсегда изменит их и без того тревожное существование.

Петер ван ден Бегин на кадре из фильма «Уховёртка»

Петер ван ден Бегин на кадре из фильма «Уховёртка»

В обществе любят апеллировать к авторитету: сын, дочь, жена, муза известного человека (зачастую мужчины). У Люсиль Хадзихалилович не знающие примерно ничего зрители могут обнаружить супружеский статус с Гаспаром НоэНеобратимость») и остановиться, приняв это за достаточное количество информации. Однако режиссёрка сама по себе предстаёт уникальной творческой единицей, исследует наиболее уязвимую, свободную от условий действительности территорию сна, с пиететом обращается к Линчу и Кроненбергу, подменяет пространство, просит скинуть привычную кожу при первом же вхождении в пустоту.

За основу своей третьей полнометражной ленты Хадзихалилович берёт одноимённый роман Брайана Кэтлинга 2019 года. Намеренно размывая горизонты осязания, постановщица с первого же кадра ушной раковины главного героя, подобно заглавной уховёртке, проникает в мозг, вмешивается в его процессы, вводит в умеренный хаос выразительной эстетичностью. Просмотр «Уховёртки» оборачивается кропотливой работой для обветрившегося самосознания, взыванием к внутреннему ребёнку и его/её пытливости, оставленной на попечение «незнакомца». В калейдоскопе отблесков от фамильных стеклянных бокалов, кажется, уместился весь мир, и Мии крайне интересно узнать, что находится в нём, кроме серости.

Кадр из фильма «Уховёртка»

Кадр из фильма «Уховёртка»

Плодя одну тайну за другой, Хадзихалилович вместе с соавтором сценария Джеффом Коксом («Высшее общество») погружает в гипнотическое, гипнагогическое (промежуток между сном и явью), галлюциногенное состояние. Почему Мии запрещено до какого-то момента выходить наружу? Какие трагические секреты хранит её опекун? Кто хрипло плачет в трубку, приказывая собрать девочку в путешествие? Времени и места не существует: перед Второй мировой войной, после, в ней ли находятся герои. Единственно верный способ — не тратить время на ответы.

«Уховёрткой» создатели просят по нынешним меркам действительно много: например, сохранить восприятие максимально незамутнённым, чтобы за двухчасовой хронометраж успеть наводнить его неотвратимыми паттернами, полукошмарной вязкой явью. Помимо анализа сна и его воздействия Хадзихалилович вводит в оборот фильма рассуждение о гендерных отношениях, различиях между трепетной заботой и демоническим отчаянием. Вторая сюжетная линия картины развивается вокруг местной официантки Селест (Ромола Гарай), которую Альберт серьёзно ранит в приступе усталости и накатывающего бреда. Селест выживает и попадает под опеку загадочного незнакомца (Алекс Лоутер из «Конца ***го мира»), который в скором времени предложит жить вместе. Селест образно становится той самой Мией, где вместо стеклянных зубов просит закапать опиум для облегчения собственной боли, чувствует необъяснимую связь с Альбертом, танцуя и подменяя его в кровожадной темноте.

«Уховёртка» завораживает и увлекает, обволакивает пеленой из вокзального дыма, призрачно уводит по разные стороны несуществующих баррикад логики и воображения. Это кино не создано для эскапизма, шанс полностью вернуться из него ничтожно мал. В одной из серий третьего сезона «Твин Пикса» Моника Беллуччи (работавшая у Ноэ в «Необратимости») спрашивала Дэвида Линча: но кто есть мечтатель? В чьей голове пребываем и на что надеемся, отдавая своего ребёнка в чужие руки? Велик риск оказаться в разуме Люсиль Хадзихалилович, и эта альтернатива, какой бы пугающей на первый взгляд ни казалась, станет по-настоящему спасительной и обновляющей.

«Уховёртка» идёт в российских кинотеатрах.

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?