Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Третье убийство»

Сложная, красивая и подразумевающая множество трактовок судебная драма о человеке, признавшемся в преступлении, которое, возможно, совершил не он

Добавить в закладки

Преклонных лет работник фабрики Мисуми признается в умышленном убийстве и сожжении тела своего начальника, и все улики указывают на то, что слова его правдивы, а мотивы понятны. Но опытный адвокат обвиняемого Томоаки Шигемори обращает внимание на нестыковки некоторых деталей, да и признательные показания Мисуми постоянно меняются. Пытаясь выстроить линию защиты, Шигемори наталкивается на стену странных разночтений одних и тех же событий со стороны знакомых подсудимого, его семьи и семьи его жертвы, и это заставляет адвоката поверить в невиновность своего клиента. Впрочем, подлинные причины убийства и настоящий убийца уже никого не интересуют – суд не обращает внимания на открытые адвокатом обстоятельства и назначает финальное слушание…

Кадр из фильма «Третье убийство»

Сразу семь действующих адвокатов и судей стали консультантами Хирокадзу Корээды при работе над данным фильмом – несколько месяцев автор фильма провел, разбирая с ними дела и изучая работу с обвиняемыми, прежде чем завершил сценарий

Представители японского кинематографа – нечастые гости в наших кинотеатрах. И это несколько странно, ведь в Стране восходящего солнца индустрия кинематографа развита достаточно для того, чтобы и на мировых кинофестивалях выступать с успехом, и на внутреннем рынке конкурировать с голливудской экспансией. Но тем значимее любая новая встреча с азиатским кино, проникшим таки на нашу территорию, – драма Хирокадзу Корээда «Третье убийство» от этого становится еще ценнее, картина превращается не только в общечеловеческую историю противостояния правды и истины, но и в удивительный путеводитель по судебным закоулкам Японии, такое у нас вряд ли увидишь где-то еще.

Кадр из фильма «Третье убийство»

На первый взгляд «Третье убийство» – вполне стандартное кинематографическое судебное разбирательство, коих и в Голливуде, и в Европе, да и у нас было показано предостаточно. Сперва перед зрителями предстает очевидный преступник, а затем, шаг за шагом, деталь за деталью, свидетельство за свидетельством, уверенность в том, что именно данный человек пошел на убийство, размывается и к финалу стирается совсем. Другое дело, что японский фильм – не детектив, в нем герои не заняты поисками настоящего преступника или преступников, они заняты другим делом, обычным для судебной практики, но не всегда понятным обывателю: адвокаты ищут способ заставить суд усомниться в обвинениях и спасти конкретного клиента от тяжелого приговора.

Кадр из фильма «Третье убийство»

Наиболее сложную драматическую сцену беседы адвоката с клиентом через тюремное стекло режиссер репетировал с актерами несколько дней, пытаясь придать ей динамику, но, поймав в объектив камеры одновременно лицо одного героя и отражение другого, Корээда решил отказаться от движения и снял практически весь эпизод одним дублем

Разумеется, эта линия дополнительно подчеркивается реакцией публики и окружения адвоката – Шигемори приходится отвечать на непростой вопрос о том, почему и зачем он защищает, казалось бы, заведомого жестокого убийцу. Но, как известно из истории, суд несовершенен, а потому от ошибок не застрахован даже самый объективный процесс, а защиты заслуживает даже самый очевидный злодей. Хитрым трюком с неочевидной фактурой самого ключевого убийства режиссер заходит даже дальше, он позволяет трактовать преступление с самых разных точек зрения, в него замешаны несколько лиц, и только они сами могут назвать того, кто нанес решающий удар. Но захотят ли? Ведь убийство скрывает куда более сложные проблемы.

Кадр из фильма «Третье убийство»

Если тема судебного противостояния обвинения и защиты кажется вам скучной, то «Третье убийство» все равно может вас удивить, ведь вне пределов суда разворачиваются события куда более бурные – зрителю раскрывается подноготная японского патриархального быта, в котором отношения отцов и дочерей оказываются камертоном состояния общества. Режиссер недаром показывает нам сразу три тандема отец-дочь, и каждый работает по-своему, в каждом есть свои собственные проблемы, и каждый разрешает свои проблемы нетривиально: через намеренные правонарушения, через скандалы, а то и через кровавые жертвоприношения. Не то чтобы японское общество тяжело больно, с преступностью и насилием оно худо-бедно справляется получше многих, но кризис в нем определенно чувствуется. И именно об этом переживает постановщик, ему в эту эпоху перемен жить.

Вообще, как и любой добротный азиатский фильм, «Третье убийство» имеет множество любопытных слоев: создателей картины интересует, кажется, все – от экологии до взаимоотношений судьи и адвоката внутри одной семьи. Эта рассредоточенность поначалу несколько смущает и даже пугает, но в итоге фильм получается более ярким и пышным, чем можно было предположить. И при том оставляет место для размышлений над подлинными мотивами произошедшего. Этим фильмом прокатчики словно восполняют недостаток японского кино на наших экранах – вместо одного дивного цветка зритель получит настоящую икебану, сложный, многомерный и при этом удивительно живой букет.

С 17 мая в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?