Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Обзоры

Сверчок под троном: чем до сих пор удивляет «Последний император» Бернардо Бертолуччи

«Последний император» — не просто еще один байопик «про правителя с сердцем не на месте». Это международный продюсерский эксперимент эпохи, когда китайское правительство еще могло пустить в «Запретный город» итальянского коммуниста с камерой и англо-французскими деньгами в кармане. Результат говорит сам за себя уже три десятилетия: «Последний император» получил девять «Оскаров» и мировое признание и стал одним из главных фильмов в карьере Бертолуччи. Разбираемся, как режиссеру удалось рассказать печальную историю правителя-марионетки и при чем здесь сверчок.

Добавить в закладки
Сверчок под троном: чем до сих пор удивляет «Последний император» Бернардо Бертолуччи

Мальчик, которого выжили

«Последний император», как известно, основан на автобиографии Айсиньгёро Пуи, или просто Пу И, которого еще ребенком превратили в пешку в борьбе умирающей империи Цин с образовавшейся после Синьхайской революции Китайской Республикой. Мальчик стал императором в возрасте двух лет, а уже в шесть подписал отречение от престола, завершив тем самым длившуюся почти два тысячелетия монархическую эпоху в истории Китая. От Пу И, впрочем, никто отставать не собирался: являясь последним законным наследником династии Цин, парень успел ненадолго вновь обрести императорский титул, потерять его, возглавить «двор в изгнании», стать правителем марионеточного государства Маньчжоу-го, отсидеть в лагерях СССР и КНР и в итоге состариться обычным гражданином. 

Фигура Пу И (роль которого исполнили четыре актера — Ричард Ву, Цоу Тийгер, У Тао и Джон Лоун) в картине Бертолуччи пусть и вполне реальная, но все же по большей части аллегорическая — герой предстает заложником обстоятельств, выбор которых от него даже не зависел. Сначала — пятилетний император в окружении золота и прислуги, не понимающий, кто ему кланяется. Потом — «марионетка» под присмотром британского джентльмена Джонстона (Питер О’Тул), который увлекает мальчика модой и теннисом, ограждая от реальной политики. Позже — игрушка японского милитаризма. А в финале — заключенный тюрьмы для военных преступников, силящийся вспомнить собственное имя.

Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Последний император»

Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Последний император»

Бертолуччи конструирует из биографии последнего императора притчу о несвободе и наркотическом воздействии власти, пусть и фиктивной. Пу И, едва попробовав самодержавие на вкус, то теряет трон, то снова обретает его, постепенно все больше погружаясь в бутафорию, созданную ради быстро меняющихся режимов. Но в конце концов Пу И освобождается от одержимости властью через потерю всего, и именно в момент тотального очищения человек, всегда бывший чьим-то инструментом, обретает субъектность.

Свет, тени и магия цвета

Работа со светом и тенью в «Последнем императоре» достигает уровня почти философского. Большинство сцен оператор Витторио Стораро (получивший за эту работу премию «Оскар») снимал при естественном освещении и активно работал со сменой световых схем ради передачи внутреннего состояния героев. «Императоры Китая жили в закрытом мире — за стенами, под навесами и зонтами, — объяснял свой выбор Стораро. — Поэтому мы создали полутень. Свет здесь символизирует свободу».

Бертолуччи передает борьбу сознания и подсознания внутри человека с помощью противостояния света и тени и иллюстрирует пребывание Пу И в интеллектуальной и физической изоляции разными уровнями освещения. Например, после знакомства героя с Реджинальдом Джонстоном картинка становится светлее, ведь британец пусть и в усеченном виде, но дарит Пу И возможность получать знания. А вот в сценах в Маньчжоу-го преобладает тень: протагонист вновь превращается в узника — японцев и собственного статуса. Лишь попав в тюрьму, Пу И парадоксально обретает спокойствие, а свет и тень в этих сценах — баланс.

Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Последний император»

Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Последний император»

Еще один важный способ погружения зрителей в душевные терзания героев «Последнего императора» — работа с цветом. Один из самых поэтичных образов фильма — огромный желтый занавес в Зале Верховной гармонии «Запретного города». Маленький Пу И, охваченный волнением и непониманием, прорывается сквозь полотно — и ему открывается живой ковер из коленопреклоненных чиновников. Первая часть картины наполнена желтыми, белыми и зелеными оттенками — символами императорской власти и чистоты детства. Чем взрослее становится Пу И, тем мрачнее становятся краски, а сцены после 1950 года буквально залиты красным — цветом крови и флага хунвейбинов, под которым Культурная революция в Китае перемалывала несогласных.

Музыкальный союз Востока и Запада

Музыкальное сопровождение «Последнего императора» не менее многослойно, чем его визуальный язык. Саундтрек принес фильму один из девяти «Оскаров» и был написан сразу тремя композиторами: китайским виртуозом Су Цуном (для него работа над фильмом стала первой в карьере), британцем Дэвидом Бирном и японцем Рюити Сакамото. Именно благодаря разнице в подходах, школах и культурном бэкграунде у троицы получилось создать идеальное музыкальное сопровождение для мечущегося между Востоком и Западом Пу И.

Кадр из фильма «Последний император»

Кадр из фильма «Последний император»

Заглавная тема «Последнего императора» — мимикрирующая под сюжетные повороты, изменчивая и обманчивая. Поначалу простая мелодия, представляющаяся зрителям будто квинтэссенцией представлений западного человека о древнем экзотическом Китае, со временем набирает плотность, становится жестче и лишается роскоши. Так, Пу И теряет положение, из императора превращаясь в простолюдина. А в сценах с хунвейбинами звучит узнаваемый лейтмотив прославляющей Мао Цзэдуна песни «Алеет восток», бывшей неофициальным гимном китайской Культурной революции. Гармония и какофония, дисциплина и хаос — музыка становится голосом толпы, который полностью заглушает внутренний голос главного героя.

Сверчок под троном

В финале «Последнего императора» Бертолуччи не упустил возможности добавить истории Пу И сюрреализма. Обычным гражданином КНР герой возвращается в «Запретный город» — теперь всего лишь достопримечательность для многочисленных туристов. Величественный тронный зал встречает поседевшего мужчину золотом, а юный китайский пионер насмешливо требует от Пу И доказательств того, что тот был последним императором. Пу И достает из секретного отделения под троном запечатанный сосуд со сверчком, который некогда ему, еще совсем ребенку, подарили слуги. 

Кадр из фильма «Последний император»

Кадр из фильма «Последний император»

Вручив контейнер пионеру, Пу И исчезает, а сверчок выбирается из своей маленькой тюрьмы. Затем время сжимается, и вот уже в современности зал наполняют туристы во главе со стремительным экскурсоводом, безразличным голосом чеканящим историю падения династии Цин. Сверчок становится символом ускользающей материи самой истории последнего императора — той, что можно легко уничтожить, сведя к датам и сухим фактам. И Бертолуччи смог наглядно продемонстрировать важность отображения жизни исторических персонажей не как банальной цепочки событий, а как синтеза политической, эстетической и психологической драмы индивидуума.

Текст: Владимир Ростовский
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?