
От безжалостных тиранов до избалованных детей и религиозных фанатиков — в кино злодей может принимать самые разные формы. Они пугают, вызывают раздражение или просто оставляют чувство неприязни, но неизменно делают сюжет острее и сложнее. В этой подборке мы собрали 8 персонажей, чья жестокость, эгоизм и отсутствие эмпатии заставляют зрителей содрогаться и ненавидеть их. Конечно, список можно продолжать — делитесь в комментариях своими самыми раздражающими или отвратительными персонажами!
Осторожно, спойлеры!
Долорес Амбридж
В «Ордене Феникса» героев ждет встреча не только с главным злодеем Волан-де-Мортом, но и с куда более прозаичной угрозой — Министерством магии, навязавшим школе «высшего инквизитора». Долорес Амбридж (Имельда Стонтон) с ее розовыми кофточками и слащавыми улыбками быстро превращает уютный Хогвартс в тоталитарное государство с жесткой системой правил, унижений и показательных наказаний. Под видом заботы о дисциплине она легализует пытки и создает собственный «инквизиционный отряд», превращая подростков в доносчиков и надзирателей.
Фильм Дэвида Йейтса сохранил тревожную двойственность героини, сыгранной Имельдой Стонтон, чья мягкая внешность лишь усиливает впечатление от садистской натуры персонажа. В отличие от Волан-де-Морта, Амбридж страшна именно тем, что представляет закон, а значит, на нее нет управы. Зло Долорес буднично, лицемерно и потому куда более узнаваемо. Она раздражает зрителя своей показной вежливостью, фанатичной верой в порядок и готовностью уничтожать все живое ради… А, собственно, ради чего?
HAL 9000
На борту корабля «Дискавери-1», направляющегося к Юпитеру, искусственный интеллект HAL 9000 выступает в качестве помощника: он управляет системами, ведет диалог с экипажем, распознает речь разных членов команды и даже проявляет эмоции. Но за кажущейся доброжелательностью скрывается угроза: уловив намерение космонавтов отключить его, HAL начинает безжалостно устранять членов команды одного за другим.
Безупречно вежливый, холодно рассудочный и абсолютно непредсказуемый HAL 9000 воплотил древний страх человечества перед машиной, которая начинает действовать против человека. Пугающая «неприятность» героя не в злодейском жесте, а в ледяной логике и безупречном голосе, который спокойно объявляет смертный приговор. Ничего личного, таков алгоритм.
Ополченец-ультранационалист
В одном из эпизодов «Падении империи» Алекса Гарленда журналисты оказываются в плену у отряда солдат, сбрасывающих тела мирных жителей в братскую могилу. Сцена допроса превращается в кошмар, когда лидер группы в красных очках требует от заложников сообщить названия родных штатов, чтобы решить, кто «достаточно американец». Спокойный тон героя, сочетающийся с внезапными выстрелами, делает эпизод омерзительно обыденным и невыносимо напряженным.
Роль безымянного лидера досталась Джесси Племонсу случайно — всего за несколько дней до начала съемок, — но именно эта пятиминутная сцена превратила актера в главную звезду фильма. Критики восхищаются профессионализмом Племонса, его короткая, но невероятно убедительная игра породила сотни мемов и восторженных рецензий. Актер воплощает бездушную, будничную жестокость войны с поразительной легкостью — словно всегда был готов к этой роли.
Нина Антоновна
История мальчика по имени Саша Савельев (Александр Дробитько) начинается с признания: он живет у бабушки и дедушки, потому что мать «променяла его на карлика-кровопийцу». Домой к матери мальчика не пускают — бабушка Нина Антоновна (Светлана Крючкова) считает дочь беспутной и безответственной. «Забота» бабушки превращается в жесткий контроль: под тиранию попадают и муж, и внук, ставшие заложниками болезненной потребности Нины Антоновны властвовать и быть нужной.
Повесть Павла Санаева, выросшая из школьных рассказов и превратившаяся в одну из самых пронзительных книг 2000-х, получила новое дыхание после экранизации Сергея Снежкина. Фильм стал бенефисом Светланы Крючковой — ее героиню одновременно возненавидели тысячи зрителей. Бабушка Нина остается в памяти в качестве одного из самых невыносимых воплощений домашнего деспотизма в российском кино.
Коммод
Рим оказывается во власти наследника, которого сам Марк Аврелий не считал достойным престола. Коммод в исполнении молодого Хоакина Феникса убивает отца и узурпирует трон, превращая империю в обитель собственных страхов, комплексов и садистских капризов. Его зависть к генералу Максимусу перерастает в манию уничтожить того, кто символизирует силу и честь, которых у него самого никогда не было.
Культовая картина Ридли Скотта, получившая пять «Оскаров», до сих пор поражает масштабом зрелища, и в этой визуальной мощи Коммод остается однозначно неприятной фигурой: трусливый, похотливый, мстительный, он властвует, просто потому что знает толк в предательстве.
Верука Солт
Главный герой фильма Тима Бертона — мальчик Чарли Бакет (Фредди Хаймор) из бедной семьи, проживающий в городке, где есть загадочная шоколадная фабрика Вилли Вонки. Никто не знает, кто там работает, но однажды у людей появляется шанс узнать секрет фабрики: Вонка прячет в пять плиток шоколада золотые билеты. Их обладатели смогут посетить фабрику с одним взрослым и получить пожизненный запас шоколада, а один из них — особый приз.
Среди счастливых обладателей золотых билетов выделяется Верука Солт (Джулия Уинтер) — капризная дочь миллионера, для которой покупка тысячи шоколадок ради заветной бумажки не стала ничем особенным. На фабрике девочка решает завладеть дрессированной белкой и оказывается вместе с родителями в мусоропроводе, символично выброшенная за пределы волшебного мира. Верука Солт неприятна, потому что катастрофически не способна на любовь и сочувствие.
Миссис Кармоди
Во «Мгле» Фрэнка Дарабонта прячется один из самых зловещих персонажей — миссис Кармоди. Фанатичная женщина, превращающая страх в оружие. Сначала ее бредовые пророчества лишь раздражают окружающих, но постепенно, подпитываясь паникой и бессилием, она набирает последователей. Кармоди пугает не меньше чудовищ за окнами супермаркета, потому что безумие героини реалистично, а ее вера становится оправданием для жестокости.
Марсия Гей Харден играет Кармоди так, что зритель едва может усидеть на месте — героиню хочется заставить замолчать, остановить, уничтожить. Кармоди — живое напоминание о том, что в критический момент надо бояться не безликих монстров, а людей рядом.
Нолан Бентли
Нолан Бентли (Майкл Уэстон) просыпается привязанным к дереву в глухом лесу. Он не помнит, как здесь оказался, и тщетно умоляет о помощи единственного свидетеля — равнодушного безымянного Туриста (Эй Джей Бакли). Вместо спасения героя ждут издевательства и голодные галлюцинации, а единственной возможностью все закончить может стать чистосердечное признание. Что такого ужасного мог сделать Нолан? За что его приготовили к медленной и мучительной смерти?
Режиссер Марк Шолерманн снял отличный камерный хоррор, демонстрирующий силу качественного сценария и актерской игры. При минимальном бюджете Шолерманну удается на протяжении всего хронометража удерживать внимание зрителя и, более того, успешно завершить повествование, избежав разочаровывающего финала. С каждой минутой Нолан кажется все более и более неприятным — под внешностью «обычного парня» скрывается человек, привыкший оправдывать собственные преступления. Узнав правду, едва ли кто-то посчитает, что Нолан достоин прощения.