Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Новая часть лоу-файного ужаса в формате найденной пленки — со вкусом странности и неопределенности 1999 года.
Непритязательные и пошлые ТВ-шоу, новая молодежная культура, транслируемая через медиа, а также рост подростковой агрессии, сравнимый с бумом гранжевой музыки, — никто не питал особых надежд и понимал, что 1999 год отнюдь не готовил нам райские кущи, а скорее провожал в еще более тревожные времена. А то и прямиком в апокалипсис, которого ждали на переходе в новое тысячелетие решительно все — от зомбированных потребителей контента до адептов религиозных движений. Кошмары на затертых видеокассетах демонстрируются с налетом эпохального сумасшествия: казалось, что вот-вот сместится ось Земли, а мессианские ожидания подтвердятся.
Долгоиграющая франшиза «З/Л/О» успела пережить моменты взлетов и падений. В ней было все: и ретроманская атмосфера как дань шероховатым ужастикам, и форменное безумие, и попытки освежить концепцию — главным образом через ностальгию по 90-м, чья атрибутика пленит создателей уже во второй раз (прошлогоднее «З/Л/О 94» пришлось по вкусу многим критикам и зрителям после несколько сырого триквела под заголовком «Вирус»). На этот раз эпицентром творческого помешательства становятся поздние 90-е и все, что из них вытекает: представители Gen-X и Gen-Y с не определившимися жизненными приоритетами, но зато с тягой к экстремальному контенту, обнаженке и глупым ТВ-развлечениям. Альтернативная рок-музыка и ее невоспетые герои-анархисты. Бурный рост игровых шоу в стиле Nickelodeon и «Чудаков». Новая волна религиозных представлений на рубеже нового тысячелетия. Ограничив творческую среду, создатели пошли на новые эксперименты — теперь «З/Л/О» существует в угоду ностальгии, грязным и заглитченным записям как прощальному поклону аналоговой эпохе — ведь в двери уже активно стучится DVD.
«З/Л/О 99» состоит из пяти новелл, во многом похожих на студенческие видео. Панк-музыканты пробираются в заброшенный рок-клуб и сталкиваются с нежитью. Женское общество из колледжа проводит ритуал с погребением заживо. Детское игровое шоу превращается в инфернальную мясорубку, а ведущий оказывается безразличным к страданиям детей-участников. Есть также история об озабоченных подростках, которые шпионят за привлекательной соседкой, и под занавес — прогулка по подземельям ада, к которым подключаются оккультисты в ожидании эпохального перехода в XXI век. Последний эпизод наиболее характерен как для мироощущения эпохи, так и для всех любителей жанра — над ним работали супруги Уинтер, совсем недавно выпустившие «Паранормальные явления. Дом призраков» — ещё один интересный жанровый эксперимент.
Эффект от того или иного сегмента зависит от личных предпочтений зрителя, но перед нами плюс-минус все тот же поток беззастенчивого видеомусора, в котором главенствует абсурдистская атмосфера, а дефекты видеокассетной эры возведены до эстетической святыни. К сожалению, на этот раз авторы допустили больше промахов, нежели ожидалось: где-то пожадничали и отказались выказывать смелость, а где-то закрыли глаза на общую изношенность концепции. Почти все сегменты равновесны — и по настроению, и по хилой кульминации, и по техническим изуверствам (вспомнить только былые трюки с камерой GoPro или совсем уж киберпанковскую хардкорщину от Тимо Тьяджанто, который сделал лучшую новеллу в прошлогодней антологии). Но «З/Л/О 99» хранит цельность антуража — настолько бережно, что отдает на заклание текучесть и разнородность задумок: даже эпизоды здесь разыграны примерно в одном жанре, в формате мистического ужастика, что еще раз подтверждает некую ригидность творческого замысла.
Тот факт, что авторы отказались от обрамляющей новеллы (обычно полицейские находят подпольный склад с видеокассетами), а вставили шуточные сценки с игрушечными солдатиками, тоже о многом говорит. «З/Л/О 99» утопает в любви и тоске по аналоговому анахронизму, по неконтролируемой агрессии и бешенству миллениума, а его авторы точечно целятся в переживание момента, попутно наматывая на пленку кишки.
«Кадет» Ержанова и еще 8 ключевых фильмов для знакомства с современным кино Казахстана
Сегодня / Текст: Анастасия Воробей
Великая иллюзия: рецензия на триллер «Отражение в мертвом алмазе» – дань уважения шпионским фильмам 60-х
Сегодня / Текст: Константин Мышкин
Что посмотреть? Карина Назарова советует «Ночь кометы» — новогоднюю фантастику из 1980-х
6 декабря / Текст: Карина Назарова
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Рецензия на фильм «Звук падения»: жизнь маленьких женщин в большом XX веке
6 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Тайная жизнь Джо Кири — Стива из «Очень странных дел», звезды инди-кино и «Тик-Тока»
5 декабря / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).