Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

У нас есть такие приборы

Зеркало грез из гиллиамовского "Воображариума доктора Парнаса", вышедшего недавно на экраны, напомнило нам о других не менее удивительных приспособления, с помощью которых режиссеры пытались оживить фантазию зрителей, дышащую всегда на ладан.
Добавить в закладки

1. Кулак Тайлера
«Бойцовский клуб» /Fight Club/ (1999), реж. Дэвид Финчер

Добрый старый доктор и заколдованное зеркало, ведущее в страну Фантазию – это замечательно, но есть более эффективный способ пробудить воображение пациента – врезать ему кулаком в лицо. Погрязшие в омерзительной реальности герои «Бойцовского клуба» прокладывали себе дорогу в мир мечты именно этим брутальным инструментом.

2. Электрический воображариум Мамонова
«Пыль» (2005), реж. Сергей Лобан

В подвал своего воображения, где ученый в белом халате, постигший тайну мозга, ставит над людьми подозрительные опыты, зачастил и главный герой «Пыли», за чьей душой тоже не числится ничего прекрасного – телевизор с Петросяном и бабушка с сосисками. В секретной лаборатории, охраняемой строгим ФСБ, электрический прибор Мамонова перестраивает атомы российских граждан в совсем другие сущности. Какие – зависит, опять же, от фантазии, которой у граждан оказывается очень мало.

3. Коммьюникейшн тьюб
«Асса» (1987), реж. Сергей Соловьев

Общаться, как показывает опыт, можно и без коммьюникейшн тьюб. Как показывает другой опыт, вещать в коммьюникейшн тьюб те же банальности, которые можно сказать собеседнику прямо в лицо, нет никакого смысла. Другими словами, для общения через коммьюникейшн тьюб нужно подключать воображение. В противном случае дивайс перестает выполнять свои функции.

4. Органчик
«Оно», реж. Сергей Овчаров

Точка зрения, что воображариум – это рог изобилия, вместо банальных колбасы с икрой порождающий бесконечные «Аватары 3D» на потеху праздной публике, несколько упрощает существо вопроса. Бывают и государственные воображариумы, как встроенный в голову российского градоначальника (Олег Табаков) миниатюрный органчик, производящий две простые песни: «Разорю!» и «Не потерплю!».

5. Курица
«Чёрная курица, или Подземные жители», реж. Виктор Гресь

Зеркала, кроличьи норы, хрустальные шары, дедушкины шкафы, бабушкины сундуки, да бутафорские камины, куда нельзя совать любопытный нос – вот классические, хорошо известные и несколько даже примелькавшиеся конструкции воображариумов, активно эксплуатируемые в кино. Действительно оригинальные решения, как, например, курица, возникают редко, но запоминаются надолго. Некоторые до сих пор считают, что курица Чернушка в исполнении Филозова из экранизации странной сказки Антония Погорельского являлась им в далеком детстве в периоды гриппозного делириума.

6. eXistenZ
«Экзистенция» /Existenz/ (1999), реж. Дэвид Кроненберг

До недавнего времени, пока публика не пресытилась, а режиссер не переключился на гангстерские драмы, в гранд-мастерах воображариумов ходил и Дэвид Кроненберг. В «Видеодроме» устройством, стимулирующим воображение, был настроенный на порнушку телевизор, который нужно разогревать хлыстом. В «Экзистенции» – eXistenZ, компьютерная игровая приставка, подключаемая к спинному мозгу. Чтобы правильно ориентироваться в мире, где воображаемое насилие ничем не отличается от настоящего, нужно проявлять действительно неординарную фантазию, которая даже у Кроненберга в какой-то момент иссякла.

6. Оппозиционное ТВ
«Антенна» /Antena, La/ (2007), реж. Эстебан Сапир

Ретро-футуристическая фантасмагория Эстебана Сапира, где одна на весь город телевизионная антенна успешно подавляет речевые центры граждан, прекрасно иллюстрирует общественно-политическую ситуацию в сегодняшней России: оппозиция может воображать будущее каким угодно, но для полноценного озвучивания своих фантазий ей катастрофически не хватает телевидения, где о будущем давно позаботились совсем другие люди. Альтернативная антенна, вещающая в противофазе, кладет конец однотипному массовому воображариуму.

8. Мозг
«Возможные миры», реж. Робер Лепаж

Курицы, антенны и плейстэйшны – не более, чем различные интерфейсы одного и того же кода: главным воображариумом, ядром процесса, всегда остается мозг. Разобрался с ядром, отбросив второстепенные оболочки, канадец Робер Лепаж, в буквальном смысле удаливший у главного героя этот орган: собственно сюжет фильма развертывается то ли в воображаемых мирах мозга, помещенного в физраствор, то ли в якобы «реальных», где действуют прочие герои, в том числе жена человека-мозга в эффектном исполнении Тильды Суинтон.

9. Калькулятор Хомерики
«977» (2006), реж. Николай Хомерики

В классическом советском НИИ, замечательно воспетом Хомерики, тоже конструировали воображариумы. Таковым стал неуклюжий калькулятор с проводами, измерящий в организме человека некий загадочный цифровой параметр – «977». Обусловленная этой цифрой любовь главного героя превращается в сплошную игру воображения: когда на калькуляторе высвечивается 977 – герой куда-то исчезает, зато появляется женщина, которую он полюбил по-настоящему. Когда цифры нет – появляется он сам и та, которую он любит, но не сильно.

10. Шляпа Волшебника
«Муми-Дол. Всё дело в шляпе», реж. Анатолий Аляшев

Наконец, самый парадоксальный воображариум придумала Туве Янссон. С одной стороны, шляпа волшебника функционирует, как и положено шляпе волшебника: превращает яичную скорлупу в облака, Муми-дом – в джунгли, а Муравьиного льва – в ёжика. С другой стороны, сам волшебник, как выяснилось, разыскивал совсем не шляпу, а самый прекрасный рубин на свете, спрятанный в чемодане Тофсла и Вифсла. В результате развивающий воображение головной убор достался Морре, с которой муми-тролли связывают, как известно, все самое нехорошее, что может произойти в Муми-долине. Обиженная Морра, надев фантастическую шляпу, уходит восвояси. Наверное, смерть – это еще одна фантазия, и жить без такой фантазии – значит жить в сказке.

Текст: Арсен Грумбадзе
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?