Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Вечный праздник

Накануне выхода "Палаты № 6" Шахназарова мы сравнили достижения наших и зарубежных сумасшедших, и с удовлетворением обнаружили, что, в отличие от иностранцев, русский человек полностью реализует себя в психушке.
Добавить в закладки

На экраны страны выходит модернизированная экранизация русской классики – «Палата №6» (2009) Карена Шахназарова. С безумными героями в мировом кино дефицита не наблюдалось никогда, но вот достойных фильмов про собственно психиатрические заведения снято очень мало. Сравнив немногие наши и зарубежные достижения на этот счет, мы с удовлетворением обнаружили, что в отличие от иностранцев русский человек полностью реализует свой потенциал в психушке.

«Шоковый коридор» /Shock Corridor/ (1963), 1963, Сэм Фуллер / «Жесть» (2006), 2006, Денис Нейманд

Американский репортер и его русская коллега отправляются в дурдом, чтобы произвести на месте журналистское расследование убийства. Американца лечат электрошоком, превращают в идиота и удерживают в заведении, олицетворяющем, по Сэму Фуллеру, американскую мечту, насильно. Нашу девушку мудрые последователи Кащенко отпускают погулять в большое садово-огородное товарищество, где она понимает, что вся необъятная Россия, весь наш общий сад, и есть сумасшедший дом, рвет кофточку в интересном месте и начинает жить не по закону, а по правде.

«Терминатор 2: судный день» /Terminator 2: Judgment Day/ (1991), 1991, Джеймс Кэмерон / «Ностальгия» /Nostalghia/ (1983),1983, Андрей Тарковский

И у Кэмерона и у Тарковского сумасшедшие пытаются спасти мир: одни утверждают, что пора скупать оружие и готовится к нашествию роботов, другие – что надо зажечь свечку и пронести ее в оба конца через бассейн. От роботов пока никто никого не спас, а вот ощущение, что герой Янковского остановил своей свечкой куранты Судного дня, остается после просмотра очень стойкое.

«Птаха» /Birdy/ (1984), 1984, Алан Паркер / «Дом дураков» /House of Fools/ (2002), 2006, Андрей Кончаловский

Два антивоенных фильма про психушки. Герой Алана Паркера, мнящий себя птицей, выпрыгивает из окна вниз головой в безуспешной попытке доказать городу и миру, что воевать плохо. Психи Андрея Кончаловского берут инициативу в свои руки и заставляют чеченцев с русскими подписать мирный договор.

«Пролетая над гнездом кукушки» /One Flew Over The Cuckoo's Nest/ (1975), 1975, Милош Форман / «Посетитель музея» (1989), 1989, Константин Лопушанский

Героя Джека Николсона – исключительно свободного мужчину, сидящего, естественно, в СИЗО – привозят в желтый дом на судмедэкспертизу. Несмотря на успешное местами противодействие системе, кончается все плохо, и тяжелый осадок после фильма остается. Герой тяжелейшего фильма Лопушанского приходит на остров сумасшедших по доброй воле, сознательно заражается там психической болезнью от мутантов и теряет не только свободу, но и, в некотором смысле, человеческий облик. Мир, однако, спасен от катастрофы этим правильным поступком, поэтому зал покидаешь с верой в будущее.

«Сестры» /Sisters/ (1973), 1973, Брайан Де Пальма / «Собака Павлова» (2005), 2005, Катя Шагалова

Журналистка-правдолюбка, расследуя случай поножовщины с участием лунатички и чернокожего мужчины, сама оказывается в психбольнице, где теряет чувство реальности и всякое представление об истине. Влюбленные сумасшедшие Кати Шагаловой правильно полагают, что чувство реальности, не имеющее к истине никакого отношения, лучше вообще не обретать, ничего не теряют и живут счастливо.

«Готика» /Gothika/ (2003), 2003, Мэтью Кассовиц / «Астенический синдром» (1990), 1989, Кира Муратова

Окружающая мерзость мешает интеллигентному человеку написать роман: он сходит с ума и оказывается в сумасшедшем доме, где сразу прозревает – внутри заведения мир оказался в точности таким же, что и снаружи. Осталось преодолеть сопротивление интеллекта и слиться с живой реальностью, тогда и роман получится, и, как у Киры Муратовой, самый честный русский фильм 80-х про грядущие 90-е. Сравните с фильмом Кассовица, где сумасшедший дом становится для героини сплошным препятствием в обретении правды. Притом от самой правды становится не легче тоже. У них – похоронная готика, у нас – вечный праздник жизни.

Текст: Арсен Грумбадзе
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?