Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

12 лучших спортивных биографий

Анджелина Джоли в своем фильме «Несломленный» обратилась к военному прошлому олимпийского бегуна Луи Замперини, мы же в ожидании российской премьеры собрали для вас список из еще дюжины фильмов последних лет, основанных на реальных историях из жизней спортсменов

Добавить в закладки
Кинолегенды спорта

Кадр из фильма «Бешеный бык»

Открыть наш парад чемпионов хотелось бы одним из лучших фильмов как в жанре биографии, так и в карьерах режиссера Мартина Скорсезе и актера Роберта Де Ниро – драмой «Бешеный бык». Основой сценария картины стала автобиография американского боксера итальянского происхождения Джейка ЛаМотты, рассказывающая о взлете талантливого чемпиона и его падении, сопровождавшемся разрывом с родными и близкими, утратой заработанных денег и даже человеческого достоинства. Сам ЛаМотта, посмотрев фильм, признался, что это кино правдиво показало то, насколько ужасным человеком он был. Две оскаровские статуэтки и «Золотой глобус» подтверждают высокий уровень постановки и ту энергию, которую вложили в фильм актеры и режиссер.

Кадр из фильма «Кровавый спорт»

Воспринимать всерьез это совсем не просто, но хит советских видеосалонов «Кровавый спорт» тоже в некоторой степени основан на реальных событиях. По крайней мере, так утверждает американский спортсмен, актер и постановщик боевых сцен Фрэнк Дюкс, роль которого в картине Ньюта Арнолда сыграл Жан-Клод Ван Дамм. Реальный Дюкс действительно обучался искусству восточных единоборств и даже участвовал в соревнованиях, где произвел немало шума, но для картины образ его был существенно переработан, а в драматургию боев добавлены несвойственные для престижных турниров приемы. Именно это и стало причиной того, что фильм не пришелся по вкусу критикам, зато поклонники кунг-фу и карате от «Кровавого спорта» были в восторге и нахваливают его до сих пор.

Кадр из фильма «Ураган»

Титр «Основано на реальных событиях» вовсе не гарантирует зрителю достоверность демонстрируемого на экране. Ярчайшим примером тому служит спортивная драма Нормана Джоуисона «Ураган», ядром сценария которой стала биография афроамериканского боксера Рубина Картера, отправленного в тюрьму по сфабрикованному обвинению едва не с ринга после победного боя за титул чемпиона мира. Восторг от картины, где главную роль блистательно исполнил Дэнзел Вашингтон, сменился на зрительский гнев, когда выяснилось, что авторы слишком «приукрасили» реальность. Картер отнюдь не был «невинной овечкой», и фабрикацию дела против него доказать не удалось. С другой стороны, оскорбленный тем, как его показали в картине, соперник Рубина Картера Джои Джорделло легко доказал свое спортивное превосходство и получил серьезную денежную компенсацию от авторов «Урагана».

Кадр из фильма «Самый быстрый Indian»

Соревнования технических устройств – несколько иная сторона спорта, но страсти в них кипят вполне себе человеческие. Одним из лучших фильмов о спорте высоких скоростей стала драма Роджера Дональдсона «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Лента рассказывает о новозеландском мотоциклисте Берте Монро, в середине прошлого века на своем железном коне установившем ряд скоростных рекордов, некоторые из которых остаются непревзойденными до сих пор. «Самый быстрый Индиан» – это даже не столько спортивная драма (тем более что рекорды Монро авторы несколько приукрасили), а история преодоления неуверенности в себе, недоверия близких, нехватки денежных средств и сложностей с техническим обеспечением. Человеческая сторона в картине получилась даже более энергичной, чем спортивная.

Кадр из фильма «Нокдаун»

Мастер душещипательных биографических картин Рон Ховард не раз обращался к историям спортсменов, поэтому мы не можем не упомянуть драматическую историческую ленту «Нокаут», основой которой стали воспоминания американского боксера Джеймса Брэддока. Брэддок недаром считается одним из спортивных героев Америки, его пример преодоления в свое время послужил духоподъемным актом для всей страны, погрязшей в унынии Великой депрессии. Этот боксер уже практически покинул ринг после череды тяжелых поражений, но волею судеб снова оказался востребованным. Свой второй шанс Джеймс не упустил и, превозмогая травмы, проблемы в личной жизни и насмешки со стороны соперников, добрался до титула чемпиона. Лента не слишком удачно выступила в прокате, но осталась в памяти зрителей и критиков.

Кадр из фильма «Невидимая сторона»

В то время как большинство биографических картин рассказывают о том, что приходится преодолевать спортсменам внутри и вне соревнований, «Невидимая сторона» Джона Ли Хэнкока выгодно отличается от жанровых коллег необычным выбором центральных персонажей. Спортивная драма о молодом игроке в американский футбол Майкле Оре во главу угла ставит не самого юного спортсмена, а его опекунов – семью Туи, взявшуюся поддержать Ора еще подростком. То, что пришлось преодолеть Ли Энн Туи, вполне можно сравнить с победой на престижнейших соревнованиях, главным призом в которых стали успех и признание Майкла, огромного доброго подростка, желающего играть в футбол. Исполнительница роли Ли Энн Сандра Буллок вполне заслуженно собрала за этот фильм все мыслимые награды.

Кадр из фильма «Непокоренный»

Параллели, связывающие спорт и быт, можно найти не только в карьере и личной жизни атлетов, невидимые драматические нити могут соединять и, казалось бы, столь далекие друг от друга понятия, как спорт и политика. Клинт Иствуд, которому всегда была не чужда некоторая политическая ангажированность, в своем «Несломленном» увязал в одну повозку старания недавно вышедшего на свободу Нельсона Манделы по консолидации общества Южно-Африканской Республики и возрождение сборной регбийной команды этой страны. Обновленная сборная, капитаном которой становится Франсуа Пиенаар, сыгранный Мэттом Дэймоном, объединит белых и темнокожих игроков, чего в истории ЮАР не было уже давно. Это объединение приведет к успеху и на траве стадиона, и на улицах воюющей республики.

Кадр из фильма «Боец»

Если «Невидимая сторона» рассказывает о том, как семья может вытянуть из самых страшных глубин подающего надежды спортсмена, то «Боец» Дэвида О. Рассела демонстрирует скорее обратное. Главный герой фильма, боксер Микки Уорд, едва не оказывается на самом дне, доверившись своим родным, – мать, выступающая агентом бойца, не слишком помогает развитию карьеры, а наркоман-брат и вовсе ставит жизнь Микки под угрозу. К счастью, Уорд собирается с силами и мыслями и уходит в «одиночное плавание», поддерживаемый только своей подругой. Биться талантливому боксеру теперь приходится не только на ринге, но и в жизни, где семья требует от своего члена возвращения в родные пенаты. Исполнившие роли брата и матери Микки Кристиан Бэйл и Мелисса Лео собрали обильный урожай призов, в то время как сыгравший главную роль Марк Уолберг остался без значимых наград.

Кадр из фильма «Человек, который изменил все»

Мы намеренно обошли стороной тренерские биографии, но проигнорировать «Человека, который изменил все» Беннетта Миллера не смогли, ведь главный герой этой драмы – необычный персонаж даже для спортивных фильмов. Лента Миллера рассказывает историю бейсбольной команды «Окленд Атлетикс», которая с самого дна турнирной таблицы взбирается на вершину благодаря необычному подходу к подбору игроков ее менеджера Билли Бина. Не имея существенных финансовых средств, Бин умудряется собрать под своим крылом коллектив, способный решать самые амбициозные задачи, из тех игроков, от которых отказались другие клубы. Конечно, деятельность Бина далека от атлетических видов спорта и куда ближе к математике и логике, но ведь шахматы – это тоже спорт.

Кадр из фильма «Легенда №17»

Спортивные фильмы никогда не считались особенно успешным предприятием ни в Советском Союзе, ни в России, выпускали их разве что в рамках социального заказа и поддержки молодых актеров и режиссеров. Переломил неприятную тенденцию Николай Лебедев, снявший в 2013 году один из лучших отечественных фильмов нового века «Легенда № 17». Взяв за основу несколько моментов из биографии прославленного хоккеиста Валерия Харламова, Лебедев создал не столько спортивный боевик, сколько необыкновенно проникновенный фильм-дуэль тренера и подопечного, отца-наставника и сына-оболтуса, прирожденного победителя и чемпиона-воспитанника. Прекрасные актерские работы Данилы Козловского и Олега Меньшикова опровергли все опасения скептиков, спортивное кино в нашей стране вполне может быть качественным, массовым и кассовым.

Кадр из фильма «Гонка»

Было бы неверным полностью проигнорировать автоспорт в нашем списке, но биографических игровых картин на тему скоростных соревнований на самом деле не так уж и много. Ситуацию спасает драма Рона Ховарда «Гонка», рассказывающая о противостоянии на трассах «Формулы-1» двух талантливейших пилотов своего времени, Ники Лауды и Джеймса Ханта. Безусловно сильнейшие в своем поколении, обладающие сплоченными командами механиков и менеджеров, пилотирующие быстрейшие автомобили своего времени Лауда и Хант вступают в непримиримую схватку не только на полях автодромов, но и за их пределами, причем бой этот едва не стоит каждому из них жизни. Фильм не заработал значимых наград и не стал кассовой бомбой, но для поклонников формульных баталий явился прекрасным подарком как с драматической точки зрения, так и со стороны красоты картинки.

Кадр из фильма «Поддубный»

К тому, что получилось из экранизации биографии прославленного русского и советского борца Ивана Поддубного, можно относиться по-разному, но одно можно сказать наверняка: равнодушным картина не оставила никого. Нам действительно есть чем гордиться, непобедимый чемпион, имя которого прогремело во всем мире, может служить примером для тысяч мальчишек, ведь свои медали он собрал, начав с самых низов. Да и жизнь Поддубного вне борцовского клуба позволяет говорить о нем как о человеке незаурядном. Ну а то, что Михаилу Пореченкову не слишком хорошо удалось раскрыть все нюансы образа великого спортсмена, дает лишь надежду на то, что к биографии Поддубного можно будет вернуться в ближайшем будущем и, сделав работу над ошибками, с новыми силами и актерами взойти на пьедестал зрительского признания.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?