Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Все было не так! 7 биографических фильмов, где вымысел победил факты

Далеко не все байопики стараются достоверно и точно изложить события жизни — кино зачастую идет на сознательную фикцию, усиливая и обогащая биографические факты. Жизнь бывает скучной и линейной, а кино таковым быть не обязано: вполне резонно вспомнить фильмы о реальных людях с изрядной дозой вымысла в сценарии.

Добавить в закладки
Все было не так! 7 биографических фильмов, где вымысел победил факты

Марго Робби в роли Нелли на кадре из фильма «Вавилон»

Марго Робби в роли Нелли на кадре из фильма «Вавилон»

Магнум-опус Дэмьена Шазелла погрузил зрителей в чудесный мир Голливуда с 1926 по 1932 годы — пору, когда немое кино вытесняли звуковые технологии. Учитывая, что «фабрика грез» сплошь и рядом состоит из переплетения мифов с фактами, «Вавилон» также свободно перемешивает реальные прототипы с безудержной фантазией. Так, Брэд Питт вошел в образ актера Джека Конрада, который обыгрывает сразу несколько исторических прототипов: и Джона Гилберта, и Кларка Гейбла, и Дугласа Фэрбенкса (все они — звезды Золотого Голливуда). Нелли ЛаРой в исполнении Марго Робби, в свою очередь, отсылает к биографиям таких секс-символов 20-х, как Клара Боу, Альма Рубенс и Джинн Иглс. Даже когда Шазелл выставляет напоказ необузданные вечеринки и оргии, «Вавилон» не перестает быть фильмом, который старательно всматривается в биографии реальных звезд и пытается в них разобраться.

Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты на кадре из фильма «Мария-Антуанетта»

Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты на кадре из фильма «Мария-Антуанетта»

Жизнь королевы Франции Марии-Антуанетты была красочной, бурной, но, к сожалению, недолгой. Маховик, запущенный Французской революцией, не только пролил кровь ее мужа — короля Людовика XVI, но и отправил на гильотину австрийскую наследницу. Софию Копполу, снявшую байопик с Кирстен Данст в роли королевы, похоже, эти штрихи не сильно беспокоили. Коппола поставила стильную, модную картину о придворной жизни XVIII века, выбрав для высказывания язык и оптику современности: музыку The Cure, New Order, кеды Converse в версальских гардеробах и стойкое ощущение, что светские рауты проводят не чопорные дамы тех времен, а современные девушки. «Мария-Антуанетта» в первую очередь создает настроенческий рисунок роскошного и немного инфантильного мира высшего света, пусть и неподалёку от дворца уже бурлит Французская революция.

Дэниэл Рэдклифф в роли Эла на кадре из фильма «Странный: История Эла Янковича»

Дэниэл Рэдклифф в роли Эла на кадре из фильма «Странный: История Эла Янковича»

Эл Янкович — чудаковатый парень с аккордеоном, который пародийно перепел множество групп и исполнителей, включая Queen, Кулио и Майкла Джексона. Именно комический подход вкупе с неиссякаемой энергией сделал Янковича звездой Америки 80-х. Байопик о талантливом аккордеонисте с Дэниэлом Рэдклиффом в роли Эла сделан весьма тонко — фильм Эрика Аппеля тоже превратил биографию в своеобразную пародию на жанр, как это делал музыкант с именитыми песнями. Реальные факты — путь Эла, успех на ТВ и концерты — сопровождены типичной сентиментальной трухой, набившей оскомину в жанре: выдуман репрессивный отец, который выступает против музыкальной карьеры сына, и смешно обыграна трагическая гибель Эла (Янкович жив и вполне здравствует). Фривольные фантазии сценария так органично вплетены в фигуру Эла, что остается им только возрадоваться — экранную версию аккордеониста, например, судьба сводит и с Рональдом Рейганом, и с Пабло Эскобаром, и с Мадонной. Где еще такое увидишь? Уж точно не в биографических сводках.

Ана де Армас в роли Мерилин Монро на кадре из фильма «Блондинка»

Ана де Армас в роли Мерилин Монро на кадре из фильма «Блондинка»

Новый фильм Эндрю Доминика, без всяких сомнений, доставил много боли и неприятностей тем, кто привык к конвенциональным и «мягким» байопикам. Мэрилин Монро в воплощении Аны де Армас — не только звезда классического Голливуда, но и жертва внутренних кошмаров, психических аберраций и непроработанных детских травм. Да, все биографические маркеры вроде бы соответствуют жизни Монро и реальным фактам: несчастный брак с Джо Ди Маджо, стремительный карьерный взлет, затем супружество с Артуром Миллером и даже мучительный выкидыш. Но режиссер Доминик преобразовывает события в поток галлюцинаторных образов, рассказывая историю не столько о Монро, сколько о девочке, не выдержавшей собственных амбиций. Вымыслы и досужие толки (например, о романе с Джоном Кеннеди) становятся частью сюжетной конструкции и добавляют ленте экспрессии. Те, кто хотел увидеть светлую историю о пути из «грязи в князи», очень сильно обломались на «Блондинке». Еще одно напоминание, что звездная карьера и свет софитов — лишь мираж, а жизнь, конечно, штука весьма печальная.

Брэд Питт в роли Клиффа на кадре из фильма «Однажды в… Голливуде»

Брэд Питт в роли Клиффа на кадре из фильма «Однажды в… Голливуде»

Квентин Тарантино — выходец из бурных 60-х, противоречивого времени, когда поднимались молодежь, музыка и кинематограф, а в нескольких кварталах от идиллии чинилось беспрецедентное насилие. Одним вечером банда Чарльза Мэнсона жестоко расправилась с актрисой Шерон Тейт и ее друзьями, но… не в сказочной оптике Тарантино, как оказалось, настоящего режиссера-романтика. Он не только превратил Шерон Тейт в живущий миф (Марго Робби здесь сыграла почти что ангелоподобное создание), но и переиграл печальную судьбу, дав волю вымыслу. Суровую реальность и психопатов можно победить силами кино и брутальных полузабытых ковбоев, которые выйдут из тени и спасут неидеальный мир. Биография и фантазия легко, широким жестом, сшиваются режиссером — на Голливудских холмах, где живет Роман Полански и регулярно появляется Стив МакКуин, находят себе место вымышленный актер Рик Далтон и его дублер Клифф Бут. Да, такие 60-е поистине прекрасны.

Кадр из анимационного фильма «Анастасия»

Кадр из анимационного фильма «Анастасия»

Грандиозный вымысел на основе биографии не обошел стороной и анимацию. 20th Century Fox в 1997 году выпустили «Анастасию» — мультфильм о дочери последнего русского императора Николая II, вызвавший достаточно негодования и упреков от историков. Реальность в революционной России оказалась не так благосклонна к младшей дочери в монаршей семье — Анастасия погибла от рук большевиков, но осталось достаточно слухов о том, что ей все же удалось избежать казни. Мультфильм как раз игнорирует историческую часть и выдвигает на первый план фикцию: молодая особа разбирается в своем прошлом, путешествуя по Санкт-Петербургу и Европе. Не говоря уже о чернокнижнике Григории Распутине, который представлен здесь опасным злодеем, а не лучшим другом царской семьи, — влиятельный мистик не обрел популярность, как это было в действительности, а оказался в изгнании.

Том Халс в роли Моцарта на кадре из фильма «Амадей»

Том Халс в роли Моцарта на кадре из фильма «Амадей»

История знает множество сплетен, раздувшихся до легендарных масштабов. Но главная, пожалуй, касается взаимоотношений Моцарта и Сальери — двух придворных композиторов, которые якобы схлестнулись за пальму первенства в жажде быть самым уважаемым исполнителем Вены. Поэтому, как повторяют легенды, завистливый Сальери решился отравить вундеркинда — мы все это прекрасно помним из школьного знакомства с «Моцартом и Сальери» Пушкина. В «Амадее» Милош Форман пошел на радикальные меры и сделал легенду драматическим ядром: итальянский композитор, сыгранный Ф. Мюрреем Абрахамом, строит козни и злодейские планы, пытаясь устранить талантливого выскочку Моцарта, сыгранного Томом Халсом. Да, безусловно, живя при дворе, композиторы соперничали, отличались своенравием, но в то же время признавали одаренность друг друга. Не стоит забывать, что реальный Сальери занимал куда более выигрышное положение в австрийском обществе по сравнению с Моцартом, которого в те годы жутко недооценивали. Но в том и сила фикции и художественного вымысла, что они ведут к катарсическому финалу, а именно такую развязку мы видим у Формана, который не постеснялся заимствований из пьес Александра Пушкина и Питера Шеффера. После такого накала страстей никакая правда уже не нужна.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?