Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Вурдалаки замкадья: 5 смешных, страшных и нелепых вампиров в российском кино

Вышли первые эпизоды «Пищеблока» — сериальной экранизации одноимённого романа Алексея Иванова («Географ глобус пропил»), которая рассказывает о вампирах, оккупировавших пионерлагерь. Вспоминаем самых ярких кровопийц российского кинематографа и пытаемся выяснить, что образ этой нечисти означает для самой страны.

Добавить в закладки
Вурдалаки замкадья: 5 смешных, страшных и нелепых вампиров в российском кино

Конформизм и ложная идеология

Кадр из сериала «Пищеблок»

Кадр из сериала «Пищеблок»

Валерка просыпается посреди ночи в своём корпусе пионерлагеря. Рядом с его кроватью на полу сидит Лёвка — красавец, спортсмен, в свои годы уже, в общем-то, достойнейший советский гражданин — и пьёт кровь соседа. Следом Валера выяснит, что вампиров в лагере значительно больше: они не боятся света и не спят в гробах, зато легко прячутся за добропорядочным поведением в строгих пионерских одёжках. Экранизация одноимённого романа Алексея Иванова рассказывает о тех же вещах, что и первоисточник: вурдалаки становятся метафорой конформизма, обманчивой идеологии, которая когда-то давно, может, и была создана из благих побуждений, но сейчас заблудилась, запуталась, утонув под весом бесполезной символики, от блестящих значков до ярко-красных флагов. При этом сложно назвать «Пищеблок» антисоветским: он скорее, напротив, пытается расширить начатый с самим собой диалог и размышляет о том, как предотвратить превращение какой бы то ни было системы в общество злобных кровопийц.

Российская глубинка

Юрий Стоянов в роли Святослава Вернидубовича на кадре из сериала «Вампиры средней полосы»

Юрий Стоянов в роли Святослава Вернидубовича на кадре из сериала «Вампиры средней полосы»

Новый сериал о вурдалаках, живущих в Смоленске, начинается как детектив: кто-то высасывает всю кровь из людей в округе, поэтому необходимо найти негодяя, нарушившего кодекс вампиров. Заниматься этим придётся деду Славе (Юрий Стоянов) и его сожителям: если не отыскать диссидента, подозрение «верхов» наверняка падёт на непутёвого упыря Женька (Глеб Калюжный) и того, как водится с незапамятных времён, казнят. «Вампиры средней полосы» — набор ярких портретов из глубинки, лишённый всякой чернухи и пессимистичности. О провинции обычно либо плохо, либо никак, но тут, кажется, совсем другой случай. Что дед Слава, что врач Жан (Артём Ткаченко), что, наконец, полицейская Анна (Екатерина Кузнецова), охранявшая законы и СССР, и России, — все эти лица и характеры складываются в удивительно милую историю, где детективный сюжет оказывается лишь поводом зайти в гости к другим клыкастым обитателям Смоленска.

Лихие 90-е

Алексей Серебряков в роли истребителя вампиров на кадре из фильма «Упырь»

Алексей Серебряков в роли истребителя вампиров на кадре из фильма «Упырь»

Крутой Алексей Серебряков ходит по городу, захваченному нечистью, и хладнокровно убивает всех вампиров — лихой привет из 90-х, как бы забавно ни звучало, эти же 90- е и осмысляет. Обычно выхватить дух десятилетия, находясь непосредственно во времени, о котором снимаешь, удаётся лишь немногим, но «Упырь» — не тот случай. Даже больше: сравнивая вампиризм и бандитизм, авторы, возможно, не осознавали, насколько точно кино охарактеризует новую Россию. Времена проходят, кожанки вешаются в шкафы, Серебряковы уже не те, да и вурдалаки куда поскромнее, но кровопийское прошлое до сих пор не отпускает страну. Без эффектной метафорики об этом говорил, например, «Витька Чеснок», где отец (всё тот же, кстати, Серебряков) с сыном отправлялись в глубинку родины и сталкивались с, казалось бы, давно почившими братками. След от укуса исчез, а проблема осталась.

Герои отечественной классики

Михаил Пореченков в роли Лавра на кадре из фильма «Вурдалаки»

Михаил Пореченков в роли Лавра на кадре из фильма «Вурдалаки»

Вольная адаптация «Семьи вурдалаков» Алексея Толстого не задалась, но этот случай — отличный пример того, как не стоит, во-первых, экранизировать готические произведения, а во-вторых, снимать мейнстримное жанровое кино. Попытка создания мистического триллера а-ля «Сонная лощина» обернулась ожидаемым итогом: вырвиглазные компьютерные эффекты, потерянная атмосфера оригинала и, куда уж без этого, сценарий хоррора категории B. С другой стороны, «Вурдалаки» до сих пор остаются самым масштабным российским фильмом о вампирах, основанным на литературном первоисточнике. Скорее нелепые, чем устрашающие, здешние упыри своих коллег по кровопийству, увы, дискредитируют, но к неумирающей классике Толстого, мы надеемся, когда-нибудь всё же подберутся и мастеровитые авторы.

Социальное расслоение

Александр Самойленко в роли Ильи на кадре из фильма «Ночной дозор»

Александр Самойленко в роли Ильи на кадре из фильма «Ночной дозор»

Рассказывать о «Ночном дозоре» в любом тексте на русском — как заявиться к американцу и начать и объяснять ему суть «Этой замечательной жизни». Тут нетрудно уйти в какие-то пошлые рассуждения, произнесённые если не по сотому, так по пятидесятому кругу. Выход прост: ничего нового о «Дозоре» мы не расскажем, но подчеркнем, что уже там в образе вампира проглядывала социальная проблематика. Лицензии на убийство, которые должны получать кровопийцы, несправедливость со стороны привилегированных Светлых, порой безразличных к судьбе простых людей, — словом, фильм Бекмамбетова размышлял о монополии на насилие и о том, в чьих руках она окажется. Сказка ложь, да в ней намёк: «Дозор», может, и не делал этот вопрос ключевым, но точно повлиял на будущие инкарнации вампирских образов в разрезе российского общества.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?