
Пиксельный. Двухмерный. Твой
Пока Рю Хаябуса летит в Америку (а потом и в Бразилию), чтобы отомстить за смерть отца и попутно остановить угрожающую всему миру темную сущность, в Японии тоже есть чем заняться. На штаб-квартиру клана Хаябуса вероломно напали демоны, и расследованием их безобразного поведения занимается юный и дерзкий синоби Кэндзи Модзу. В ходе разведки боем Кэндзи встречает куноити Кумори из вражеского клана Черного Паука, с которым члены Хаябуса ведут долгую, практически кровную вражду. Так уж выходит, что заклятые недруги оказываются при смерти в демонических чертогах, и с помощью магического куная Кэндзи «пристыковывает» дух Кумори к своему телу. Теперь им придется жить работать буквально душа в душу, чтобы остановить пришествие Лорда Демонов на Землю.
Год Ниндзя
2025-й принес ураганный праздник на улицы клана Хаябуса: ремастер Ninja Gaiden II Black (2025), новая Ninja Gaiden 4 и Ragebound — стильный сайдскроллер с винтажным вайбом от The Game Kitchen (авторы Blasphemous) и Dotemu, больших ценителей видеоигровой классики — от R-Type и Metal Slug до Streets of Rage (1991) и «Черепашек-ниндзя».
Сюжет выполнен в духе франшизы, обеспечивая необходимый минимум для того, чтобы освободить катану от оков ножен. В центре внимания — гипнотический геймплей, балансирующий на грани между комфортной пробежкой и вдумчивым хардкором и оттого столь легко вгоняющий в состояние потока. Это роднит Ragebound с оригинальной NESовской трилогией — за тем лишь исключением, что пройти восьмибитные Ninja Gaiden было дьявольски сложно.
В основе новой игры лежит классическая двухкнопочная смесь экшен-платформера и хэк-н-слэша: знай себе прыгай, цепляйся за стены и руби противников молодецким взмахом катаны. На этом восьмидесятническом каркасе The Game Kitchen разместили несколько дополнительных механик. Например, Кэндзи «наследует» от Кумори кунаи и дополнительные дальнобойные орудия, позволяющие уничтожать противников с безопасной дистанции. Каждый бросок тратит энергию Ки, поэтому бездумно швыряться во всё, что движется, не получится. Для защиты предусмотрен рывок — он позволяет уклоняться как от самих врагов, так и от их проджектайлов, не теряя темпа.
Следующий элемент арсенала — заряженная атака. Да, большая часть враждебной силы ликвидируется нажатием одной кнопки, но встречаются существа и посильнее, и с ними совсем не хочется возиться — это чревато получением повреждений, но главное — сбивает с ритма. И вот тут на помощь приходит гиперзаряд: Кэндзи может получить его, убивая врагов, окутанных аурой. Но даже тут нужна тактика: синяя аура требует задействовать катану молодого ниндзя, а красная — кунаи Кумари. Таким образом, игрок может сносить любые препятствия, практически не останавливаясь. Если, конечно, хватит прыти, меткости и спинномозговой сообразительности. Но даже при нехватке скилла заряд накапливается в любой момент — ценой щепотки здоровья.
Наконец, финальный и важнейший элемент в коллекции ниндзя-приемов — гильотинный буст. Повторное нажатие прыжка в воздухе превращает Кэндзи в смертоносный вихрь, вращающийся вокруг своей оси. Урон от подобного пируэта смехотворный, но у него широкий хитбокс, а степень применения — еще шире. Отскочить от летящего сюрикена? Раз плюнуть! Залезть буквально по головам демонов в секретную зону? Легко! Попрыгунчиком скакать по спине босса, вместо того чтобы использовать пассивный уворот? Разумеется! Перемахнуть через пожарище, балансируя «гильотиной» по огненным головешкам, — ну, вы поняли.
Один простой приём задаёт стиль, открывает массу путей для прохождения и, главное, позволяет добиться идеального флоу — когда каждое движение направлено на продвижение и уничтожение. Одновременно.
Чтобы победить демонов — думай, как демон
Весь этот нехитрый арсенал предстоит применить на череде уровней, которые не отнимут более семи (для низкоранговых ниндзя) или пяти часов (для более опытных синоби). В отличие от предшественников, Ragebound не ошарашивает сложностью, всегда оставляя пространство для ошибок и экспериментов. Дополнительно облегчают прохождение чекпоинты и магазин, где мастер Мурамаса всегда готов обменять найденных золотых скарабеев на мощные артефакты и альтернативное вооружение. Принцип работает и в обратную сторону: если игра кажется чрезмерно легкой, можно прикупить талисманы, которые усилят стресс, но повысят оценку в конце уровня.
При этом дефолтная настройка сложности заслуживает уважения. Разработчики из The Game Kitchen тонко чувствуют магию олдскульных экшен-платформеров и умело тестируют навыки игрока. Особенно это видно в боссфайтах: главари не прячут паттерны и охотно телеграфируют свои козыри. Но даже с таким раскладом одолеть их с первой (ну ладно, с пятой) попытки — повод для мощного выброса эндорфинов. И боссы, и сами уровни вознаграждают точность и осмысленность движений: стоит усвоить этот урок, и Ragebound превращается в бесконечный насыщенный адреналином туннель.
Но единичный прогон до титров — лишь начало. Впереди челленджи, усложненный режим и вторая концовка, ведущая к финальному секрету. Впрочем, это уже уровень для гуру: куда проще выучить настоящее ниндзюцу, чем пережить местный босс-раш.
Красота — в глазах разящего
Эстетически Ragebound не поражает воображение, особенно, если ранее вы видели, скажем, The Messenger. Она выглядит и звучит ровно так, как и должна: большие яркие спрайты, плавные анимации, сочный саунд-дизайн, пропитанный ностальгическими слезами параллакс и питаемый гитарным риффингом саундтрек с азиатскими нотками.
Как только локации начинают приедаться, новый Ninja Gaiden отказывается от клаустрофобных стен в пользу более открытых пространств и меняет направление скроллинга. Добавляются и классические гиммики из восьми- и шестнадцатибитной эры: игроку предстоит убегать от экскаватора, языков пламени и демонических щупалец, рассекать на квадроцикле и мотоцикле, прыгать по крышам поезда, висеть на вертолёте и так далее. Приём старый, как третье поколение консолей, но по-прежнему рабочий: лёгкий марафет картинки при неизменной механике не даёт геймплею застаиваться, а истории — терять масштаб.
Кстати, об истории: несмотря на лаконичность, доходящую до примитивизма, персонажи прописаны достаточно подробно, чтобы иметь ключевые особенности и даже развиваться. При всей предсказуемости, словесные перепалки Кумори и Кэндзи никогда не надоедают. Синонимичный подход девелоперы применили и к отсылкам: поклонники серии моментально узнают легендарную кат-сцену из оригинальной игры на NES, трек Unbreakable Determination — одну из самых известных композиций восьмибитной эпохи, — или знаменитый сегмент с лестницей из Ninja Gaiden 2 2008 года. Но вопреки современной моде референсы здесь не вдавливаются в глаза: кто знает — тот знает, а все остальные получат эстетическое наслаждение без навязчивых подмигиваний.
Наверное, в этом и состоит главное достижение Ragebound: в ее генно-модифицированной ДНК отчетливо прослеживаются элементы 1980-х. И в то же время она стопроцентный продукт современного геймдева: яркий, динамичный, дружелюбный и гибкий (пока вы не попросите об обратном). И абсолютно ниндзягайденовский. Пожалуй, надо ставить точку и возвращаться обратно: челленджи сами себя не выполнят.