Наверх
Веном Звезда родилась Чёрный клановец Человек на Луне Без меня Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Клубаре Хэллоуин Супербобровы: Народные мстители Репродукция Несокрушимый

Рецензия на фильм «Интерстеллар»

Великолепное научно-фантастическое кино, одновременно умное, душевное, занимательное и грандиозное.

9
оценка

Земля умирает. Пшеничные посевы уничтожены болезнями, фермеров, выращивающих кукурузу, донимают пылевые бури, а государства едва держатся на плаву. У них больше нет средств ни на армии, ни на социальные программы, ни на поддержку науки. Человечество может выжить, лишь если немедленно начнет освоение далекого космоса. И такая возможность ему предоставляется, когда телескопы находят в окрестностях Сатурна космическую «червоточину», открывающую проход в соседнюю Галактику. Зонды обнаруживают в пределах технической достижимости несколько планет, теоретически способных поддерживать жизнь, и туда направляются экспедиции для более пристального изучения новых миров. Несколько лет спустя начинается вторая фаза разведывательной программы – оценка собранных данных и принятие окончательного решения. Для этого в космос посылают новую экспедицию под командованием бывшего пилота Купера (Мэттью МакКонахи) – последнего космонавта, подготовленного во времена, когда подобные миссии еще не надо было организовывать втайне от налогоплательщиков.

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кадр из фильма «Интерстеллар»

«Интерстеллар» зародился как проект, предназначенный для Стивена Спилберга как режиссера. Кристофер Нолан заинтересовался им, когда его брат Джонатан был нанят в качестве сценариста

За что мы любим режиссера Кристофера Нолана и его брата-сценариста Джонатана? За то, что они умудряются создавать одновременно высоколобые и эмоциональные, а также глубокие и увлекательные проекты вроде «Начала», «Помни…», «В поле зрения» и, в чуть меньшей степени, «Темногорыцаря». Как много творцов, даже признанных и выдающихся, жертвуют одним ради другого! И как часто «умный» фантастический фильм оказывается холодным и почти безжизненным, а теплое и эмоциональное кино, наоборот, требует от зрителей отключить голову, потому что она им во время просмотра не понадобится. Братья Нолан же раз за разом ухитряются прошмыгнуть между Сциллой и Харибдой. И они столь выделяются на общем фоне, что у них почти нет конкурентов.

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Космическая эпопея «Интерстеллар» – очередная и самая амбициозная на сегодняшний день демонстрация нолановского превосходства. «Танцуя» от самой важной экспедиции в истории будущего человечества, фильм охватывает мириады высоколобых тем – от нюансов квантовой физики до подходов к конструированию роботов и от стратегий спасения человечества до разнообразия условий на планетах, вращающихся вокруг других звезд. Однако это ни в коем случае не утомительная лекция, по ходу которой персонажи-манекены излагают друг другу (а фактически – зрителям) авторские мысли.

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Конечно, в фильме все же есть моменты, когда герои встают в позу и объясняют публике, что происходит, потому что хардкорную фантастику иначе не построишь. Но в основе своей «Интерстеллар» – это не научная, а человеческая история об отце, который улетел спасать мир, хотя больше всего на свете хотел быть со своими детьми, и о его детях, которые из-за «парадокса близнецов» (при определенных условиях время для космонавта течет медленнее, чем для оставшихся на Земле) успевают вырасти и сами стать родителями за то время, пока их отец проводит несколько лет своего времени в странствиях по Вселенной.

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кадр из фильма «Интерстеллар»

«Интерстеллар» – первая совместная работа Кристофера Нолана и голландского оператора-постановщика Хойта ван Хойтема («Впусти меня», «Она»). Нолан завершил сотрудничество со своим постоянным оператором Уолли Фистером, когда тот начал собственную режиссерскую карьеру с постановки «Превосходства»

Это пронзительное, берущее за душу повествование, которое только выигрывает от присущего нынешним американцам эгоизма. Воспитанные войной советские космонавты и их семьи готовы были мириться с личными утратами во имя страны и человечества. Для героев же «Интерстеллар» такая жертвенность в новинку, и это делает их более уязвимыми, более человечными, и потому более драматически интересными персонажами, чем если бы на их месте были «наши люди». Хотя, конечно, обидно, что Ноланы за весь фильм ни разу не упомянули Россию и российскую космическую программу и не включили в действие ни одного неамериканца. Патриотизм патриотизмом, но спасение человечества не может быть националистическим проектом, и прежде западные космические эпопеи такого размаха выкраивали местечко для «наших».

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Еще один минус картины – фактическая бесполезность летящей вместе с Купером космонавтки Амелии Брэнд. Героиня Энн Хэтэуэй нужна сценарию лишь для того, чтобы обсуждать куперовские идеи и иногда попадать впросак. Когда же нужно спасать ситуацию, Купер делает это в одиночку или с помощью корабельных роботов (кстати, их дизайн уникален – у него нет аналогов ни в жизни, ни на экране, и это потрясающая находка создателей ленты!).

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кадр из фильма «Интерстеллар»

В рамках фильма это объясняется тем, что Амелия – эксперт по созданию инопланетных колоний, а до этого по ходу действия у героев руки не доходят. Но это не извиняет Ноланов, притащивших женщину в космос лишь для того, чтобы она отпускала саркастичные ремарки, делала большие глаза и скучала по оставшемуся на Земле отцу (очевидная параллель с переживаниями главного героя). Сюжетное пренебрежение к героине достигает апофеоза в кульминации ленты, где Купер оказывается один на один с роботом, а Амелия в это время прохлаждается в… Ну, в общем, в другом месте. Да, роботы в фильме очаровательные, с неожиданным чувством юмора. Но в кульминации должны участвовать персонажи, а не железки. И если ваш сюжет этого не допускает, то надо что-то поправить в консерватории.

При желании у «Интерстеллар» можно найти и другие, менее существенные недостатки, некоторые из которых неизбежны для кино с запредельными амбициями. Но достоинства многократно перевешивают. Это и потрясающая красота инопланетных и космических сцен, и увлекательность даже тех моментов, когда, казалось бы, ничего драматичного не происходит (особенно это касается ранних сцен на Земле), и великолепная игра Мэттью МакКонахи, выбившегося в лучшие актеры своего поколения, и харизма исполнителей второго плана вроде Майкла Кейна в роли руководителя космической программы и Мэтта Деймона в роли… Нет, не будем спойлерить. «Интерстеллар» только выигрывает, если зрители не знают заранее, какое сюжетное, визуальное и идейное пиршество их ждет. И, кстати, столько вы можете назвать свежих картин, которые прививают не страх перед космосом, а желание лететь куда глаза глядят, чтобы оставить свои отпечатки в инопланетной пыли? «Интерстеллар» – именно такое кино. И это, пожалуй, его самое важное достоинство.

С 6 ноября в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  198

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть