Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

«Жена Чайковского» и еще 6 фильмов о супругах выдающихся мужчин

Фильмы о гениях занимают отдельную полку в биографическом кино. Практически ни одна картина об известных людях не обходится без рассказов о личной жизни. Как известно, супружество с большими мастерами не подарок, а то и наказание. Жены великих мужчин проходят огонь и воду, а порой незаслуженно остаются в тени спутников. В последнее время в кино все чаще начали рассказывать истории супруг мастеров. Например, осенью выйдет фильм Софии Копполы «Присцилла» — байопик о возлюбленной Элвиса Пресли. До премьеры долгожданной ленты предлагаем вспомнить фильмы, где жены гениев играют важную, а то и ключевую роль в сюжете. 

Добавить в закладки
«Жена Чайковского» и еще 6 фильмов о супругах выдающихся мужчин

Фелисити Джонс в роли Джейн Хокинг на кадре из фильма «Вселенная Стивена Хокинга»

Фелисити Джонс в роли Джейн Хокинг на кадре из фильма «Вселенная Стивена Хокинга»

Выход картины о Стивене Хокинге был лишь вопросом времени. Жизнь одного из величайших умов мира похожа на роман, где есть место и тяготам судьбы, и оглушительному успеху, и красивой истории любви. Работа Джеймса Марша является не сухим пересказом Википедии, а адаптацией мемуаров первой жены физика Джейн Хокинг. Звезды сошлись как нельзя удачно: он (Эдди Редмэйн) — человек науки, она (Фелисити Джонс) — любительница искусства. Студенты Кембриджа блуждают по окрестностям, рассуждают о тайнах вселенной и попутно падают в омут чувств. Именно с помощью поддержки Джейн Стивен будет продолжать научную карьеру, несмотря на диагноз «боковой амиотрофический склероз». А мисс Уайлд, в свою очередь, не бросит кавалера в трудный период и выйдет за него замуж. Впереди у возлюбленных 30 лет совместной жизни, не все из которых можно назвать счастливыми. Быть женой профессора Хокинга — настоящее испытание для Джейн, которая вынуждена отодвинуть собственные мечты ради семьи. Со временем отношения перестают работать: самопожертвования и нежности оказывается недостаточно, чтобы состариться рука об руку. Джейн найдет утешение во втором браке с музыкантом Джонатаном (Чарли Кокс) и продолжит академическую карьеру, а Стивен успеет пожениться и развестись с сиделкой Элайн (Максин Пик). Но бывшие возлюбленные так и не вычеркнут друг друга из своих жизней. В конце концов некоторым сказкам о любви суждено закончиться прозаичной историей о дружбе. 

Клэр Фой в роли Джанет Армстронг на кадре из фильма «Человек на луне»

Клэр Фой в роли Джанет Армстронг на кадре из фильма «Человек на луне»

Между признанием в любви джазу и трогательным полотном об эпохе немого кино Дэмьен Шазелл снял «Человека на Луне» — космическую одиссею Нила Армстронга (Райан Гослинг). Шазелл не был бы Шазеллом, если бы предложил миру шаблонный байопик. Третья полнометражная картина режиссера – не столько исследование жизни известного астронавта, сколько портрет сломленного человека, который переживает смерть двухлетней дочери. Космос глазами Шазелла лишен всякой романтизации: далекая Луна оказывается всего лишь поводом для разговора о внутренних переживаниях героя. Клэр Фой досталась роль жены Нила, Джанет. Актрисе не нужно произносить длинные монологи, чтобы на лице отразились гнев и страх женщины, которая может потерять мужа из-за его решимости полететь на Луну. В финале супруги тянутся друг к другу через стекло: между ними еще есть стена, но герои готовы попробовать преодолеть кризис. После гигантского скачка для всего человечества Джанет и Нил проживут еще 25 лет вместе, пока развод окончательно не поставит точку в этой истории. 

Дженнифер Коннелли в роли Алисии Нэш на кадре из фильма «Игры разума»

Дженнифер Коннелли в роли Алисии Нэш на кадре из фильма «Игры разума» 

«Игры разума» традиционно входят во все списки фильмов о гениях. Благодаря режиссеру Рону Ховарду мир узнал о трагической судьбе Джона Нэша (Рассел Кроу) — великого математика, который страдал шизофренией. Но мало кто обращает внимание на фигуру жены ученого, и только единицы знают подробности биографии Алисии (Дженнифер Коннелли). Картина Ховарда предлагает трогательное изображение сложных взаимоотношений супругов. Но образ женщины блекнет перед шокирующей демонстрацией игр разума Джона. Да, фильм дает представление, что без жены математик, вероятно, проиграл бы битву с внутренними демонами. Но некоторые факты из биографии остаются за кадром. Героиня Дженнифер Коннелли — не просто умница, красавица и жертвенница. Алисия Лард окончила Массачусетский технологический институт в то время, когда общество считало, что место женщины на кухне. Алисия поддерживала мужа финансово, пока страшная болезнь разрушала семейное счастье. Вскоре женщине пришлось отложить карьерные планы, чтобы посвятить себя воспитанию сына.

В конце концов «Игры разума» — не только рассказ о лауреате Нобелевской премии, а история Джона и Алисии — двух талантливых ученых, которые то расставались, то снова сходились. А миссис Нэш — едва ли не героиня своего времени, чья выдержка и ум, увы, остались в тени знаменитого мужа. 

 

Алёна Михайлова на кадре из фильма «Жена Чайковского»

Алёна Михайлова на кадре из фильма «Жена Чайковского»

Действие предыдущих фильмов списка так или иначе разворачивается вокруг взаимных чувств между супругами, которые переживают трудности в браке. Жена Петра Чайковского столкнулась с кошмаром иного рода — невозможной любовью. Антонина Милюкова (Алёна Михайлова) была готова на все, чтобы стать супругой композитора (Один Ланд Байрон). После чувственных признаний и нескольких писем музыкант сдается и заключает брак с настырной барышней. Для Антонины союз — возможность обрести желанную семью, для Петра — избавить себя от слухов об ориентации. Счастье построить не удалось: музыкант оставил спутницу уже через пару недель, а женщина постепенно начала терять рассудок. 

Картина Кирилла Серебренникова — вовсе не биографическая зарисовка жизни российского композитора. На первый план выходит жена, глазами которой и рассказана история. Чайковский же — противоречивый силуэт вдали, который жаждет скрыться, избежать прикосновений, лишить себя необходимости вести ненужные беседы. Милюкова обречена на одиночество и в конце концов сходит с ума из-за одержимости гением. «Жена Чайковского» — лихорадочная трагическая история о браке, где нет победителей или проигравших. Есть только два несчастных человека, которые задыхаются в нелюбви. 

Галина Тюнина в роли Веры Буниной на кадре из фильма «Дневник его жены»

Галина Тюнина в роли Веры Буниной на кадре из фильма «Дневник его жены»

«Дневник его жены» воссоздает на экране важную главу из жизни Ивана Бунина (Андрей Смирнов). На юге Франции проживает странное семейство: писатель, без пяти минут лауреат Нобелевской премии, его верная жена Вера (Галина Тюнина) и молодая поэтесса Галина (Ольга Будина). Любовное гнездышко Буниных вскоре пополнится новыми жильцами: литератор Леонид (Евгений Миронов) приедет в гости и останется на несколько лет, а певица Марга (Елена Морозова) разрушит гармонию в отношениях Ивана и Галины. 

Алексей Учитель успевает в своем фильме раскрыть сразу несколько тем: драматические перипетии, разговоры о России, которой больше нет, бремя Второй мировой войны. Но в центре повествования до последнего остается сложносочиненный брак Буниных, где Вере уготована участь терпеливой спутницы, готовой делить мужа с другой женщиной. Голос Буниной сопровождает зрителя на протяжении всей картины, напоминая, что перед нами ее история. «Дневник» — калейдоскоп воспоминаний, который порой обнажает одиночество несчастной супруги, а иногда, напротив, иллюстрирует едва ли не идиллическую жизнь нескольких людей под одной крышей. 

Эль Фэннинг в роли Мэри Шелли на кадре из фильма «Красавица для чудовища»

Эль Фаннинг в роли Мэри Шелли на кадре из фильма «Красавица для чудовища»

Фильмы из нашего списка вращаются в основном вокруг женщин, имена которых мало кому знакомы. «Красавица для чудовища» — исключение. Мэри Шелли (Эль Фаннинг), авторка книги «Франкенштейн, или Современный Прометей», при жизни испытывала трудности в профессиональной сфере. Супруг англичанки Перси (Дуглас Бут) — известный поэт, который на момент начала отношений с Мэри уже был женат. Влюбленные сбежали ото всех, а молодая девушка стала изгоем. Во время пребывания возлюбленных на Женевском озере Мэри работала над текстом, который навсегда вписал ее в историю литературы. Но на дворе XIX век, начинающая писательница была обречена оказаться в тени вольнодумца-мужа. Даже первая публикация «Франкенштейна» ушла в печать без авторства. Впрочем, время расставило все по своим местам. Сегодня мрачное творение девушки по праву считается классикой, а заслуги супруга ушли на второй план. Скорее Перси принято вспоминать как мужа той самой женщины, которая сотворила готический роман об ученом Викторе Франкенштейне. 

Лили Коллинз в роли Эдит Брэтт на кадре из фильма «Толкин»

Лили Коллинз в роли Эдит Брэтт на кадре из фильма «Толкин»

История знает не так много людей, которые кардинально меняли литературу. Дж.Р.Р. Толкин, создатель трилогии «Властелин колец», один из них. Как бы непросто кинематографистам ни было с экранизацией романов Толкина, задача поставить биографию столько масштабной фигуры оказалась еще сложнее: результатом усилий стала довольно противоречивая картина. Критики прохладно приняли фильм Доме Карукоски, а наследники писателя не поддержали съемки еще на этапе сценария. Режиссер демонстрирует физический и духовный путь литератора, затрагивая учебу в Оксфорде и участие в Первой мировой войне. 

В центре сюжета дружба Толкина с товарищами, с которыми они вместе создали «Чайный клуб и барровианское общество». Но романтическая линия – не менее важная составляющая картины. Герой Николаса Холта влюбляется в Эдит (Лили Коллинз). Застенчивый юноша пытается впечатлить девушку, которая старше его на три года. А Эдит, в свою очередь, с интересом слушает рассказы о выдуманном языке. Филология и соседка по пансиону — две главные страсти Толкина. Героиня Коллинз так и остается загадкой — безупречной девушкой-мечтой писателя. Впрочем, возможно, именно такой и должна быть Эдит — воздушной барышней, которая стала прототипом образа эльфийской принцессы Лютиэнь. А Берен — безусловно, сам Толкин. Имена персонажей даже высечены на могиле супругов. 

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?