Наверх
Веном Звезда родилась Чёрный клановец Человек на Луне Без меня Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Клубаре Хэллоуин Супербобровы: Народные мстители Репродукция Несокрушимый

Московский прокат «Каллас навсегда» по идее украсит так же, как закрытие Московского кинофестиваля. Это закрытие как самое удачное и трогательное событие десяти фестивальных дней не в последнюю очередь оказалось таким благодаря присутствию Фанни Ардан, получившей приз Станиславского и сыгравшей Марию Каллас. Кроме того, просмотр обнаружил, что фильм о ней – примерно то же самое, что и получивший Гран-при «Божественный огонь», только немножко лучше. Хотя, с другой стороны, успех у тинэйджеров – не факт для «Каллас навсегда». Фильм без секса и насилия, но все равно для взрослых.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Пятидесятилетняя лучшая певица мира, потерявшая голос (Ардан), в начале 70-х живет в Париже в глухом затворничестве. Слушает свои былые роскошные грамзаписи, смотрит на фотографию покойного Аристотеля Онассиса, успевшего перед смертью бросить ее и жениться на Джеки Кеннеди, пьет таблетки горстями и натравливает на посетителей свою старую служанку. Один из хитрых верных друзей-оперных режиссеров нетрадиционной ориентации (Джереми Айронс) все-таки прорывается в дорогую, но пыльную квартиру. Певица на кухне играет в карты с охранниками. После выразительной ругани Айронс с Ардан сходятся на том, чтобы сделать телеверсию «Кармен» – партии, которую Каллас так никогда и не исполнила со сцены. Но, поскольку голоса больше нет, она будет только присутствовать в кадре и открывать рот, а звук ее арий наложат все с тех же былых грамзаписей. Уговорить певицу трудно, но можно. Продюсеры уже уговорились. Начинается постановка…

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Когда берешься за персонаж, про которого все известно всем, надо чем-то другим заманивать. В «Пинеро» недавно заманивали квазистильным изображением, но как-то не очень получилось. Снявшему «Каллас навсегда» восьмидесятилетнему Франко Дзеффирелли было бы смешно ставить на технические прибамбасы. Тем более что в реальности он сам пятьдесят лет назад делал в «Ла Скала» оперы с Каллас и был ее другом, и Айронс играет примерно его альтер эго. Дзеффирелли поставил на большой личный опыт в тонкостях человеческой психологии и получил, что хотел. Талант – он не в звуке, а в человеке. Можно, можно быть честным и не притупеть от этого. Наоборот, только «честь» – слово лишь раз, но конкретно звучит с экрана – создает неограниченные возможности для непрерывного интереса. Интересны становятся не только секс и насилие, но каждая улыбка, слезинка, отточенная до театральности реплика, каждая смена очков и шляпки. Несколько просто взглядов с поднятием бровей, осуществленных Ардан, вызвали аплодисменты в зале.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В сущности, фильм даже не про Каллас. То есть факты, конечно, ей соответствуют, воспоминания Дзеффирелли о личной дружбе тоже позволяют точно воссоздавать ее роскошный облик, от шляп и темных очков до буквально походки, но снимается все-таки не документ, а именно память, идеализация образа. Каллас в жизни, верней всего, была попроще, но получается на самом деле фильм про Ардан, играющую Каллас, причем не в одиночку, а с дополнительным условием Айронса. Такой прием как бы реализует сухой остаток легенд, вычисляет реальный повод для красивых историй. Между прочим, попутно выясняются истоки такой условной вещи, как опера, в безусловном, обычном и повседневном существовании. Все это в хорошем духе недавней «Фриды» и просто сделало еще одно такое же добро – показало еще одну героическую личность.

В общем, давно мы не видели подобного уровня исполнения. Старик Дзеффирелли сильно облегчил себе жизнь просто тем, что правильно выбрал Айронса и Ардан – абсолютно идеальную экранную пару с легким налетом мистического сходства. Им не надо объяснять, «что я делаю в этой сцене», они еще добавят кое-что от себя к тому, что понятно без объяснений. Но и эпизодические журналистка, молоденький баритон, голубенький художник – тоже на своих местах. Кино старика, до сих пор честно переживающего свои идеалы и отношения («Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Травиата», «Джейн Эйр») тоже может продолжать быть интересным. И пусть посторонним «Каллас навсегда» покажется только камерной мелодрамой с пронафталиненными страстями – да, это там тоже есть. Но даже посторонним будет на ней, чем развлечься: в опере вообще поют, а в этой опере поют просто охренительно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

И последнее, что любопытно – певица Мария Каллас, как и художница Фрида Кало, в первую очередь и до всякого кино стали идолами голубой, гомосексуальной тусовки. Видимо, та тусовка по причине своей социальной сомнительности, одиозности более чутка к любому самому тонкому, незаметному, самому мелкому проявлению личного героизма и работает на его счет как барометр. Вот она, наконец-то, польза голубизны.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  137



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть