
Главный азиатский хоррор 2024 года.
Когда мы умираем, все только начинается. По крайней мере, в «Обществе мертвых талантов». Здесь после смерти каждый превращается в призрак и живет ровно до тех пор, пока люди о нем помнят. А чтобы помнили лучше и дольше, надо периодически о себе напоминать – и чем эффектнее и на более крупную аудиторию, тем лучше. Для этого надо обладать способностями, в первую очередь артистическими, ведь главное, чем может прославиться призрак, – запугивание простых смертных. Именно этим и занимаются все герои «Общества» – кто-то более успешно, кто-то менее, но, когда на кону вечное забвение, все средства становятся хороши.
Вопреки названию, «Общество мертвых талантов» не имеет ни малейших связей с культовой картиной Питера Уира, а оригинальное китайское название дословно переводится как «Путь гения». Впрочем, гениев в фильме скорее недостаток, чем избыток, а в центре сюжета и вовсе до комичного неудачливая девушка Руки (Джингл Вэн). Родители случайно выкидывают некогда принадлежавшую ей грамоту, чем запускают процесс распада призрака погибшей дочери. И если та за 30 дней не сможет стать «городской легендой», то исчезнет навсегда – не только как человек, но и как призрак. Самой ей явно не справиться, а потому ей помогают владелец агентства призраков Макото (Чэнь Болинь) и некогда успешная, а ныне переживающая закатные дни «легенда» Катерина (Садрин Пинна).
«Общество мертвых талантов» – один из самых успешных хорроров 2024 года, по рейтингу imdb и letterboxd’а уступающий лишь «Субстанции» и «Носферату», фильмам с кратно более объемными бюджетами и несравнимо более крупными промокампаниями. Хотя в первую очередь «Общество» отличается от них все же тональностью, а не количеством потраченных продюсерами средств, – тайваньская история о призраках скорее комедия, чем хоррор, и напугать способна немногим сильнее, чем, к примеру, «Битлджус».
Издевки над ТВ-индустрией в «Обществе» переплетаются с оммажами знаковым j-хоррорам последних лет, а социальная сатира и гор-элементы по типу кишок наружу размазаны по хронометражу настолько тонким слоем, что почти не раздражают. «Общество мертвых талантов» – идеальный крауд-плизер, картина ни на йоту не прорывная, но способная завоевать сердца публики любого возраста и национальности. В ней сложно выделить какую-то конкретную сильную сторону. Ни в интонации, ни в сюжете, ни в актерских работах нет выдающихся деталей, но все вместе они работают как идеальный механизм по захвату зрительского внимания.
Атмосфера развеселого реалити-шоу, где от каждого участника можно провести к любому другому если не канат, то ниточку напряженности, не отпускает ни на минуту. Неон сияет, шоу продолжается, несмотря ни на что, конкуренция накладывается на дружески-любовные кружева, все если не счастливы, то заняты своим делом и более-менее преуспевают. Зачастую берущаяся словно из ниоткуда динамика оказывается важнее сюжета. Опытное привидение отрабатывает старый надежный прием, а получится или нет, не так уж и важно на самом деле. Но эффектная картинка уже создана и может сработать как угодно – как кусочек хоррора, как комическая сцена, как романтический эпизод – зависит от настроения зрителя.
Завершается же путь «гения» максимально благостно – в реках крови каждый получает по заслугам. Положительные персонажи празднуют победу, отрицательные вытирают сопли. Главная героиня обретает загробное бессмертие и навещает семью. Ничего иного с первых же минут фильма и представить невозможно, но тем ценнее, что даже по заранее известному маршруту удается пройти без капли скуки.