Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

10 фильмов об азиатских призраках

Истории о призраках -- весьма почтенный жанр в азиатском кино. Мы вспомнили самые важные фильмы о привидениях из Японии, Гонконга, Китая, Индии, Сингапура и Тайланда.

Добавить в закладки

«Сказки туманной луны после дождя» /Ugetsu monogatari/ (1953)
Япония, 1953
Режиссер: Кэндзи Мидзогути
Экранизация классической повести Уэда Акинари и, пожалуй, единственный фильм с привидениями, который критики регулярно включают в первые два-три десятка "лучших фильмов всех времен". Средневековую Японию лихорадит от очередной феодальной смуты. Два крестьянина, побросав своих жен, пускаются за синей птицей: один становится полководцем, другого умыкает в самурайский дворец луноликая красавица, оказавшаяся на поверку призраком. По жанру это не хоррор, а моральная история, где страшному и потустороннему отводится не развлекательная, а воспитательная роль.

Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя"

«Квайдан» /Kwaidan/ (1964)
Япония, 1964
Режиссер: Масаки Кобаяси
Экранизация четырех историй о призраках, опубликованных на рубеже ХХ века собирателем японского фольклора Лафкадио Хирном. Две из них взяты из знаменитого сборника Хирна "Кайдан: истории и очерки об удивительных явлениях". Экспрессионистский шедевр Кабаяси хоть и называют "первым японским хоррором", но, как и в фильме Мидзогути, собственно "ужасному" здесь тоже отводится подчиненное значение как результату фатальной зависимости человека от иллюзий. Помимо всего прочего, новейший японский хоррор позаимствовал из "Кайдана" свой любимый фетиш – страшные черные волосы.

«Крики» /Sakebi/ (2006)
Япония, 2006
Режиссер: Киёси Куросава
Киеси Куросава – интеллектуал и авангардист, работающий в жанровом кино – уже обращался к теме призраков в несколько запутанном молодежном триллере "Пульс". Менее запутанные "Крики" – часть большого проекта "Японский хоррор" Такасигэ Итисэ, легендарного продюсера "Звонка" /Ring, The/ (1998), с чьей подачи вошло в обиход понятие "J-horror". Коп, страдающий раздвоением личности, подозревается в совершении убийства, которое он расследует. Призрак "женщины в красном" помогает ему подружить две половинки мозга и найти настоящего преступника. А режиссеру, в свою очередь, подружить гуманизм Мидзогути с экспресионизмом Кабаяси, и все вместе – с новейшими "примочками" японского ужастика.

Кадр из фильма "Крики"

«Шепот стен» /Yeogo goedam/ (1998)
Южная Корея, 1998
Режиссер: Парк Ки-Хьон
Учительница миссис Парк – вредная женщина-тиран – обнаруживает, что одна из девушек, доведенных не без ее участия до суицида, продолжает, как ни в чем ни бывало, посещать школьные занятия. На следующее утро труп миссис Парк обнаруживают под окнами школы три подружки, одна из которых умеет общаться с призраками… Практичные и простодушные корейцы мало верят в потусторонние феномены и своих призраков, экспортированных большей частью из Японии, используют для острой критики социальных язв. В данном случае – системы школьного образования. Но школьницы-привидения корейцам так понравились, что выдержали еще три сиквела.

«Шелковая нить» /Gui si/ (2006)
Тайвань, 2006
Режиссер: Су Чао-Бинь
Ученый, одержимый квантовой механикой, изобретает аппарат, с помощью которого удается рассмотреть, поймать и удерживать в заброшенной квартире призрак маленького мальчика. Вопреки научной формуле энергия призрака упорно не рассасывается. Вызванный на подмогу коп должен установить личность ребенка и причину его смерти. Привидение выпускают на волю, и детектив идет (едет, прыгает, ползет) по его следам. Довольно неожиданная интерпретация старой идеи "охотников за привидениями" и редкий пример научно-фантастического хоррора, введенного в азиатский оборот братьями Пэнг.

Кадр из фильма "История китайских призраков"

«История китайских призраков» /Sien nui yau wan/ (1987)
Гонконг, 1987
Режиссер: Чин Сю-Тун
Вольная экранизация одной из "Странных историй" китайского классика Пу Сонлина. Странствующий ученый останавливается на ночь в заброшенном храме, где влюбляется в прекрасную девушку-призрак. Девушку пленил злой Демон Леса, который своим длинным языком высасывает жизненную энергию "ян" из всего, что движется. После этого фильма, ставшего азиатским мегахитом, началась международная слава Лесли Чуна, а гонконгское кино 90-х захлестнула мода на романтичные комедии с участием фольклорных призраков.

«Мой левый глаз видит привидения» /Ngo joh aan gin diy gwai/ (2002)
Гонконг, 2002
Режиссер: Джонни То
Успешная женщина и безутешная вдова Мэй Хо тоскует об утонувшем муже и сама чуть не погибает в ДТП. Очнувшись в операционной, она обнаруживает, что ее левый глаз видит привидения, одним из которых оказывается ее бывший одноклассник, погибший в нежном возрасте. Дух одноклассника вызывается помочь Мэй Хо отыскать привидение любимого супруга. Джонни То, известный своими новаторскими экшнами, отдает дань и более спокойному кино, часто соединяя в одном флаконе мелодраму, хоррор и комедию. Тему любви как привидения он еще раз поднимет "Долгом прощании" ("Linger") – более сентиментальном, но менее остроумном, чем "Левый глаз".

Кадр из фильма "Глаз"

«Глаз» /Gin gwai/ (2002)
Сингапур-Гонконг-Тайланд, 2003
Режиссеры: Оксид Пэнг, Дэнни Пэнг
В начале нулевых глаз, который видит привидения, не давал спать спокойно не только Джонни То, но и братьям Пэнг. Братья утверждают, что на этот паназиатский хоррор их сподвигла реальная история одной китайской девочки, которая покончила жизнь самоубийством после пересадки роговицы. Что может видеть человек, которому пересадили часть чужого глаза? Ничего хорошего. В результате главной героине фильма пересаживают целый глаз, выдержавший два сиквела и два римейка (индийский и один американский с Джессикой Альбой). Смотреть на призраков, однако, нужно только через первый: там они страшней.

«Привидение и мастер Бо» /Ghost and Master Boh, The/ (2008)
Тайланд, 2008
Режиссер: Ворапой Потхинет
В тайском кино у потусторонних сюжетов с привидениями не менее почтенная традиция, чем в японском: фильмы о призраках в Тайланде снимали еще в 60-х. Сейчас Тайланд держит негласный рекорд по числу выпускаемых в год фильмов с привидениями, которые чувствуют себя, как в своей тарелке, не только в хорроре, но в абсолютно любом жанре. На тайский ghost-movie появляются уже пародии, как, например, "Привидение и мастер Бо" – народная комедия про гуру из деревенского ашрама, которому пришлось иметь дело с настоящим призраком.

Кадр из фильма "Привидение и мастер Бо"

«Загадка» /Paheli/ (2005)
Индия, 2005
Режиссер: Амол Палекар
Мода на привидения с разбитым сердцем началась в Болливуде с начала 90-х после выхода «Призрака» /Ghost/ (1990) с Патриком Суэйзи: индийских римейков этой душераздирающей лав-стори насчитывается, по самым скромным подсчетам, целых семь штук. Призраки несчастных дам и раньше посещали индийское кино, однако Суэйзи ввел моду на несчастные привидения мужского пола. "Загадка" развивает именно эту, американскую, линию кинопризраков, притом довольно оригинальным способом – соединив "Призрак" с "Возвращением Мартена Герра" /Retour de Martin Guerre, Le/ (1982). Молодой торговец, распрощавшись с красавицой-женой, уезжает на несколько лет в далекие края, но быстро возвращается. Нет предела женской радости, однако скоро возвращается и его копия, так что несчастной женщине приходится решать, кто из этих симпатичных мужиков настоящий, а кто – призрак. Очередной бенефис Шахрукх Кхана: мало ему быть вездесущим Фигаро индийского кино, так здесь он еще и раздваивается.

Текст: Иван Куликов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?