Что посмотреть
Реклама
•••
Закрыть
Реклама   18+
Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHydLUNFk
Закрыть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Подборки фильмов

13 экранизаций романа Мэри Шелли «Франкенштейн» — рейтинг от худшей к лучшей

Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли подвергался экранным интерпретациям без преувеличений сотни раз. Конфликт ученого и его создания помещался в декорации хорроров и комедий, оригинальная история подстраивалась под антураж разных эпох, нередко выступая сценой для едкой критики прогресса и социума.

Из огромного множества итераций фантастики Шелли мы вспомнили самые, на наш взгляд, оригинальные и расставили их от худшей к лучшей.

Добавить в закладки
13 экранизаций романа Мэри Шелли «Франкенштейн» — рейтинг от худшей к лучшей

13-е место

Джеймс Макэвой в роли Виктора на кадре из фильма «Виктор Франкенштейн»

Джеймс Макэвой в роли Виктора на кадре из фильма «Виктор Франкенштейн»

Прототип Игоря, чудаковатого лаборанта гениального ученого, впервые появился в пьесе «Судьба Франкенштейна» 1823 года, написанной по мотивам романа Мэри Шелли. Спустя 100 лет Бела Лугоши канонизировал мрачный образ помощника экспериментатора в фильмах «Сын Франкенштейна» и «Призрак Франкенштейна». С тех пор Игорь, осуждаемый городской толпой изгой, повелевающий ожившим мертвецом, так и кочует по разным экранизациям. В «Викторе Франкенштейне» он предстает в неожиданном амплуа доброго и ранимого горбуна, бегущего из цирка вместе с талантливым медиком Виктором Франкенштейном, чтобы помочь тому в темных исследованиях и подсветить обратный путь к морали.

Авторы оценивают уровень человечности поп-культурных персонажей в житейской, что ли, динамике, через приземленное противостояние бескорыстия и эгоизма, дружбы и индивидуализма. А заодно показывают, как герои сообща обретают долгожданную свободу: Игорь избавляется от узурпаторов и физического недуга, а Франкенштейн — от желания доказать отцу свою значимость. Но переосмысляя оригинал, авторы создают не уникальное произведение, а злого двойника «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Впрочем, синтезов бадди-муви, боевика и комедии с эстетикой Лондона XIX века много не бывает.

12-е место

Джо Даллесандро в роли Николаса на кадре из фильма «Плоть для Франкенштейна»

Джо Даллесандро в роли Николаса на кадре из фильма «Плоть для Франкенштейна»

Властный барон фон Франкенштейн проматывает дни и ночи в подземелье своего замка. Получая сексуальное наслаждение от прикосновений к внутренностям, он экспериментирует над украденными частями трупов женщин и мужчин, сшивая из них безупречную расу людей, чтобы стать ее господином. «Тело для Франкенштейна» — монструозное кино соратника Энди Уорхола, Пола Моррисси, собранное из боди- хоррора и сексплуатейшна, психоаналитических отсылок, эротики и гротескного насилия. С первоисточником это кровавое месиво, конечно, не имеет ничего общего, но подкупает авторская ироничность, дремучая деревенская глушь и новое амплуа ученого, представленного похотливым маньяком.

В 1970-е эксперимент режиссера сочли оскорбительным, как и его следующий фильм — «Кровь для Дракулы». Словом, отмененный когда-то ужастик и сегодня лучше смотреть вполглаза, а то артерии здесь бьют ключом, органы выпрыгивают из брюшков, актеры нелепо обнажаются, сюжет галопирует по постелям, а в промежутках комично хромает.

11-е место

Кристофер Ли в роли создания на кадре из фильма «Проклятие Франкенштейна»

Кристофер Ли в роли создания на кадре из фильма «Проклятие Франкенштейна»

Студия Hammer сняла про безумного ученого аж шесть фильмов с леденящим Питером Кушингом в главной роли (в седьмом, «Ужасе Франкенштейна» 1970-го, Кушинга сменил пижонистый Ральф Бейтс). Стартовав с «Проклятия Франкенштейна» Теренса Фишера, франшиза отреклась от философской фантастики и сентиментальности романа ради анализа людской порочности, опасных идей и событий XX века, отмеченного войнами, прогрессом и забвением нравственности.

Первый фильм разворачивается в формате исповеди, как и оригинал. Вот только местный Франкенштейн ни капли не раскаивается в своих греховных играх со смертью. В интерпретации Hammer он предстает высокомерным денди-социопатом, презирающим мораль и одержимым ницшеанской идеей создания сверхчеловека. Наблюдать за развитием злодеяний и полетом мысли антигероя интересно, но «франкенштейниану» Hammer губит ее конвейерность и непреодолимый пессимизм: по волшебству избегающий наказаний ученый вечно возвращается, чтобы мучить живое и мертвое, символизируя неубиваемую жестокость человечества.

10-е место

Кадр из фильма «Франкенштейн»

Кадр из фильма «Франкенштейн»

Паркер Поузи в образе сыщицы бродит по современному Новому Орлеану в поисках серийного убийцы, извлекающего органы жертв. В расследовании ей помогает загадочный гражданин в исполнении Венсана Переса — шрамированное творение убийцы, генного инженера Франкенштейна, задумавшего вырастить воинствующую расу людей. В формате снятого на пленку детектива история маниакального ученого, конечно, не соперник «Охотнику на людей» Майкла Манна, но достоинства все-таки имеются. Здесь и скользкие герои, и зловещая интрига, и дымовая машина, и нуарно- джазовый городишко. Не говоря уже о всемогущей Паркер Поузи и операторе «Техасской резни бензопилой» Дэниэле Перле, снимающем всю эту красоту на камеру.

Проект клипмейкера Маркуса Ниспела затевался как пилот потенциального сериала писателя-фантаста Дина Кунца и Мартина Скорсезе — кстати, большого поклонника «Франкенштейнов» Hammer и Universal. Жаль, что замыслу не хватило жизнеспособности. Из-за «хирургических» вмешательств студии Кунц в обиде похоронил идею после выхода фильма в эфир, оборвав историю на самом интересном месте.

9-е место

Сюзан Денберг в роли Кристины на кадре из фильма «Франкенштейн создал женщину»

Сюзан Денберг в роли Кристины на кадре из фильма «Франкенштейн создал женщину»

Теренс Фишер использовал части романа Мэри Шелли для создания злободневного высказывания про классовое неравенство, коррупцию и насилие над женщинами. В итоге получился один из первых прецедентов хоррора в поджанре rape and revenge и один из лучших фильмов хаммеровской «франкенштейнианы».

По сюжету дочь владельца паба насилуют отпрыски местных аристократов, они же убивают ее отца и подставляют возлюбленного. Не выдержав горя и унижения, девушка кончает жизнь самоубийством. Ее тело вместе с головой казненного суженого попадает в лабораторию Барона Франкенштейна (Питер Кушинг). Пара хирургических манипуляций и одно воскрешение – и вот ожившее существо уже мстит обидчикам. Теперь ученого заботит не поиск жизни в мертвом теле, а загадка вечности духа, помнящего о земных страданиях. Подобный фокус выводит фильм на трансцендентальный уровень, что компенсирует нехватку визуальной выразительности и топорный сценарий. Правда, забывается фильм так же быстро, как обретают дыхание трупы на кушетке героя Кушинга.

8-е место

Рауль Хулиа в роли Виктора на кадре из фильма «Франкенштейн освобожденный»

Рауль Хулиа в роли Виктора на кадре из фильма «Франкенштейн освобожденный»

Роджер Корман — гениальный продюсер и автор безумных хорроров и фантастики категории Б — предложил самую странную версию сюжета о Франкенштейне. Доктор Бьюкенен случайно создает разлом в пространстве и времени и на своем sci-fi автомобиле отправляется из Штатов 2031-го в Швейцарию 1817-го, где встречает Виктора Франкенштейна и заводит интрижку с Мэри Шелли, советуя ей написать роман. Режиссер анекдотически сталкивает две эпохи научных открытий, устраивая искусственному интеллекту свидание с лохматым монстром Франкенштейна. В описании всё это может показаться несусветной чушью, но Корману удается нетривиально обыграть идеи первоисточника, а под занавес оставить потомкам из будущего мощное пацифистское послание.

7-е место

Кадр из анимационного фильма «Франкенвини»
Кадр из анимационного фильма «Франкенвини»

Виктор Франкенштейн — юный режиссер и начинающий ученый — воскрешает любимого песика, Спарки. Вдохновляя своих не особо одаренных в науке одноклассников провернуть подобный финт, он чуть не провоцирует разрушение города. Бертону так нравится тематическая многослойность романа Шелли, что он вшил его части в «Эдварда Руки-ножницы», «Уэнсдей» и в одну из первых короткометражек — «Франкенвини» 1984 года. Но анимационная версия напористее осмысляет страх утраты, детское одиночество и подростковую непокорность. И выглядит уже не пугающей страшилкой, а уютно ностальгической смесью элементов американской поп-культуры. Режиссер по привычке противопоставляет непонятого гения посредственным горожанам и отходит от пессимистичности оригинала, чтобы поведать милую сказку о чудаке-аутсайдере, умеющем дорожить близкими. Может, не самое оригинальное прочтение Шелли, зато одно из самых добрых.

6-е место

Пэтти Мален в роли Элизабет на кадре из фильма «Франкеншлюха»

Пэтти Мален в роли Элизабет на кадре из фильма «Франкеншлюха»

Эмтивишные 1990-е обошлись с наследием Шелли особенно беспощадно. В фильме Фрэнка Хененлоттера живущий с мамой и в обнимку с телевизором изобретатель Джеффри Франкен готовится к свадьбе. Но от его сногсшибательной невесты остается одна голова — остальное пережёвывает газонокосилка. Увидев репортаж об облаве в борделе, скорбящий парень отправляется в эпицентр событий, чтобы собрать из красивых секс-работниц новое тело для любимой головы. Но ожившая женщина подчиняться жениху не намерена. Она выходит на улицы грязного города, чтобы отомстить мужчинам за свои страдания.

Веселая и местами неуклюжая комедия мутирует в боди-хоррор с сильным высказыванием о реальности. Вместо размышлений о недобросовестности науки, противостоянии человека и бога, жизни и смерти Хененлоттер подсвечивает социальные проблемы США и мира, критикует объективацию женского тела и секс- эксплуатацию, а также, как ни странно, развязную поп-культуру. Явное морализаторство не мешает фильму оставаться задорным и абсурдным ужастиком, а вот притворяться глупым творению Хененлоттера совсем не удается.

5-е место

Борис Карлофф в роли монстра на кадре из фильма «Франкенштейн»

Борис Карлофф в роли монстра на кадре из фильма «Франкенштейн»

Джеймс Уэйл взял за основу сценария одноименную пьесу Пегги Уэблинг 1927 года. Урезав содержание романа до пары прозрачных идей, постановщик сосредоточился на жанровых спецэффектах и паранойе современников перед лицом научного прогресса. Ученый Генри Франкенштейн в исполнении Колина Клайва — светлая голова, не отягощенная эмоциями, беспринципный исследователь, грезящий о революции в науке. Его монстр, сыгранный Борисом Карлоффом, утратил литературный голос и желание отомстить творцу. Немой чудак с грустными глазами выглядит до ужаса ранимым и парадоксально для своих габаритов беспомощным.

Революционное для жанра ужасов кино проникло в коллективное бессознательное, затмив собой первоисточник. Образ печального громилы Карлоффа стал каноном для будущих итераций романа, а хладнокровный, бесчеловечный ученый закрепился в американском кино как троп. Долгое время режиссеры фильмов о Франкенштейнах избегали диалога с Шелли, предпочитая разговаривать лично с Уэйлом, что укрепило культурное наследие фильма. Но вечность ему обеспечила лаконичность формы и легко считываемая рефлексия о вневременных человеческих конфликтах греха и святости, социума и одиночки, жестокости и невинности, смерти и жизни.

4-е место

Эльза Ланчестер в роли невесты на кадре из фильма «Невеста Франкенштейна»

Эльза Ланчестер в роли невесты на кадре из фильма «Невеста Франкенштейна»

Перси Шелли и лорд Байрон просят Мэри Шелли придумать продолжение романа. Импровизируя, писательница сочиняет, как выживший монстр скитается по земле в поисках ласки и нежности. Отпугивая от себя людей, он по образу других учится быть человеком — грубым, ревнивым и всеми обиженным. Но так и остается непонятым чужаком. Даже собранная из фрагментов трупов лабораторная красавица Франкенштейна отказывается от его руки и сердца. В планы Невесты не входит подстраиваться под ожидания общества — свобода дороже.

Джеймс Уэйл пронизывает судьбы персонажей фатумом. В «Невесте» все страдают от одиночества, ощущения личной поломки и невозможности изменить свой путь. Монстр рыдает навзрыд, Франкенштейн в поте лица спасает возлюбленную от злого ученого Преториуса, Невеста мучается в несвободе. Эмоциональный фильм стал последним хоррором в карьере режиссера и предпоследней удачной интерпретацией романа Шелли от Universal. Сиквелы старались по-новому обыграть старый сюжет, но только Уэйлу удалось сфокусироваться на важном и найти компромисс между уважением к первоисточнику и непокорностью его букве.

3-е место

Хелена Бонем Картер в роли Элизабет на кадре из фильма «Франкенштейн»

Хелена Бонем Картер в роли Элизабет на кадре из фильма «Франкенштейн»

Кеннет Брана чуть ли не единственный режиссер, кто буквально адаптировал оригинальный роман. Он перенес на экран все драматические линии, чувственность и философско-религиозные искания писательницы. Без лишних швов оживил персонажей благодаря гипнотической Хелене Бонем Картер в роли Элизабет и Роберту де Ниро в образе монстра. Измененный до неузнаваемости актер передает физическую боль и тяжесть судьбы своего героя, застрявшего на границе жизни и смерти скитальца, не способного найти приют и отразиться в любящем взгляде.

Изобилующий цветом, кровью и эмоциями фильм Браны визуально восстанавливает масштабную архитектуру романа, окунаясь в мрачные улицы грязного и голодного Лондона, теряясь от красоты природы и остерегаясь неприветливости зимних лесов. Жаль, но ритмичность, чуткость и визуальная многогранность не принесли ленте успеха. Работу Браны раскритиковал даже ее сценарист Фрэнк Дарабонт, обвинив постановщика в нетерпеливости, эгоцентризме и отсутствии тонкости. Критики язвительно приглашали монстра Де Ниро на ток-шоу из-за несвойственной его персонажу болтливости. Как бы ни ворчали первые зрители, фильм Браны хочется лелеять за искреннюю попытку постичь человеческую душу, за преданность писательнице и красивое обрамление её истории про двух аутсайдеров, не способных вписаться в однобокий в своей жестокости мир.

2-е место

Джин Уайлдер в роли Фредерика на кадре из фильма «Молодой Франкенштейн»

Джин Уайлдер в роли Фредерика на кадре из фильма «Молодой Франкенштейн»

Секс-комедия Мела Брукса — искрометный коллаж из элементов готической литературы и хорроров Universal, склеенный грязными шуточками, наэлектризованным обаянием и бессовестно уморительными ситуациями. Брукс отменяет трагизм судьбы ученого и его творения, позволяя им завершить свою историю в объятиях любимых страстных женщин. А главное, выговориться и найти понимание, которого героям так не хватало в прошлых итерациях романа.

По сюжету ученый Фредерик, внук Виктора Франкенштейна, прибывает в замок деда и с помощью электричества пробуждает лежащего в спячке монстра. Испуганное чудовище бежит из особняка, проходя по тем же пунктам сюжета, что и герой Бориса Карлоффа в фильме 1931 года. Однако со временем монстр и ученый проникаются друг к другу сочувствием, начинают дружить и вместе уворачиваются от разъяренной толпы — да так удачно, что местный констебль от умиления приглашает обоих в гости на кусочек пирога. Впервые у пары аутсайдеров появились надежды на интеграцию в общество и счастливое будущее.

1-е место

Оскар Айзек в роли Виктора на кадре из фильма «Франкенштейн»

Оскар Айзек в роли Виктора на кадре из фильма «Франкенштейн»

Гильермо дель Торо вырос на романе Мэри Шелли, но при всей любви к материалу постановщик не повторяет каждый книжный разворот. Минуя догму первоисточника и историю его экранизаций, режиссер переносит на экран возникающие при прочтении романа переживания восторга и ужаса — дыхание перехватывает. Постановщик выкидывает ряд линий за борт, но прытко находит в теле неумирающего текста Шелли очаг его вечной жизни — религиозные размышления об отношениях Создателя и Творения, Отца и Сына, и мысли писательницы о монструозности разума и телесном измерении духовной боли.

Каким-то чудом дель Торо удается совершенствовать свой замысел с каждой сценой, развеивая по воздуху фильма грусть и нежность. Даже самые отвратительные эпизоды в лаборатории пронизаны умопомрачительной красотой. Зритель оказывается плотно стиснут в объятиях фантастической реальности, с ее ледяными пасторалями, хищными волками, страшными кошмарами, готично кружевными окнами, пропускающими божественный свет… И хрупкими созданиями вроде не способной мириться с жестокостью людей утонченной героини Мии Гот.

Виктор Оскара Айзека — травмированный отцом-тираном и смертью матери хирург с ожесточенным сердцем. Слепой к моральным преградам, глухой к чужим чувствам, он плещется в лужах крови, создавая не подобного себе монстра, а ласковое и пугливое дитя. Связь между экспериментатором и его творением в исполнении как никогда уязвимого и тонкого Джейкоба Элорди оборачивается оковами. От скуки и тщеславия ученый оставляет Монстра погибать, но тот трагично неуязвим к смерти и печально привязан к отцовскому имени.

Ставя персонажей на тропу страданий, духовных скитаний и долгого прощания с болью бытия, дель Торо с неисчерпаемой добротой дарует им шанс на исповедь и прощение. Вольно отразив суть и дух романа на экране, режиссер создал оригинальную и пленяющую просторами мысли сказку на лета вперед.

Текст: Карина Назарова
25 комментариев
А
"....от его сногсшибательной невесты остается одна голова — остальное пережёвывает газонокосилка. Увидев репортаж об облаве в борделе, скорбящий парень отправляется в эпицентр событий, чтобы собрать из красивых секс-работниц новое тело для любимой головы." Ну что могу сказать, раньше умели использовать воображение и не боялись осуждения ханжей... Какой Голливуд мы просрали, робята....
Скрыть 1 ответ
1 ответ
С первым местом ещё соглашусь, но чтобы «Франкленшлюха» была выше рейтингом, чем «Франкленвини», это уже перебор. 🤦🏻‍♂️
Зарегистрировалась на этом сайте только чтобы сказать что франкендевица меняет жизни смотреть ВСЕМ!!!а потом 100500 частей существа в корзине
Возможно, новый «Франкенштейн» и лучший, но как фильм он плох. Да, красиво, но бездушно и довольно глупо. Думаю, в романе не было таких проблем с логикой персонажей и банальностей в духе «давайте жить дружно»
Скрыть 1 ответ
1 ответ
Но но лучший фильм всех времен и народов это Франкеншлюха!
Да уж...попахивает заказухой. Новому Франкенштейну присвоит заслуженный номер только время, а не Карина Назарова.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Ну вы приколисты, конечно. На ходу переписываете рейтинг. Теперь фильм дель Торо уже не на 3-м, а на первом месте. Серьёзно, на первом месте? Это одна из главных причин, почему я ушёл с Кинопоиска -- заказные статьи.
Скрыть 14 ответов
14 ответов
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?