Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли подвергался экранным интерпретациям без преувеличений сотни раз. Конфликт ученого и его создания помещался в декорации хорроров и комедий, оригинальная история подстраивалась под антураж разных эпох, нередко выступая сценой для едкой критики прогресса и социума.
Из огромного множества итераций фантастики Шелли мы вспомнили самые, на наш взгляд, оригинальные и расставили их от худшей к лучшей.
13-е место
Прототип Игоря, чудаковатого лаборанта гениального ученого, впервые появился в пьесе «Судьба Франкенштейна» 1823 года, написанной по мотивам романа Мэри Шелли. Спустя 100 лет Бела Лугоши канонизировал мрачный образ помощника экспериментатора в фильмах «Сын Франкенштейна» и «Призрак Франкенштейна». С тех пор Игорь, осуждаемый городской толпой изгой, повелевающий ожившим мертвецом, так и кочует по разным экранизациям. В «Викторе Франкенштейне» он предстает в неожиданном амплуа доброго и ранимого горбуна, бегущего из цирка вместе с талантливым медиком Виктором Франкенштейном, чтобы помочь тому в темных исследованиях и подсветить обратный путь к морали.
Авторы оценивают уровень человечности поп-культурных персонажей в житейской, что ли, динамике, через приземленное противостояние бескорыстия и эгоизма, дружбы и индивидуализма. А заодно показывают, как герои сообща обретают долгожданную свободу: Игорь избавляется от узурпаторов и физического недуга, а Франкенштейн — от желания доказать отцу свою значимость. Но переосмысляя оригинал, авторы создают не уникальное произведение, а злого двойника «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Впрочем, синтезов бадди-муви, боевика и комедии с эстетикой Лондона XIX века много не бывает.
12-е место
Властный барон фон Франкенштейн проматывает дни и ночи в подземелье своего замка. Получая сексуальное наслаждение от прикосновений к внутренностям, он экспериментирует над украденными частями трупов женщин и мужчин, сшивая из них безупречную расу людей, чтобы стать ее господином. «Тело для Франкенштейна» — монструозное кино соратника Энди Уорхола, Пола Моррисси, собранное из боди- хоррора и сексплуатейшна, психоаналитических отсылок, эротики и гротескного насилия. С первоисточником это кровавое месиво, конечно, не имеет ничего общего, но подкупает авторская ироничность, дремучая деревенская глушь и новое амплуа ученого, представленного похотливым маньяком.
В 1970-е эксперимент режиссера сочли оскорбительным, как и его следующий фильм — «Кровь для Дракулы». Словом, отмененный когда-то ужастик и сегодня лучше смотреть вполглаза, а то артерии здесь бьют ключом, органы выпрыгивают из брюшков, актеры нелепо обнажаются, сюжет галопирует по постелям, а в промежутках комично хромает.
11-е место
Студия Hammer сняла про безумного ученого аж шесть фильмов с леденящим Питером Кушингом в главной роли (в седьмом, «Ужасе Франкенштейна» 1970-го, Кушинга сменил пижонистый Ральф Бейтс). Стартовав с «Проклятия Франкенштейна» Теренса Фишера, франшиза отреклась от философской фантастики и сентиментальности романа ради анализа людской порочности, опасных идей и событий XX века, отмеченного войнами, прогрессом и забвением нравственности.
Первый фильм разворачивается в формате исповеди, как и оригинал. Вот только местный Франкенштейн ни капли не раскаивается в своих греховных играх со смертью. В интерпретации Hammer он предстает высокомерным денди-социопатом, презирающим мораль и одержимым ницшеанской идеей создания сверхчеловека. Наблюдать за развитием злодеяний и полетом мысли антигероя интересно, но «франкенштейниану» Hammer губит ее конвейерность и непреодолимый пессимизм: по волшебству избегающий наказаний ученый вечно возвращается, чтобы мучить живое и мертвое, символизируя неубиваемую жестокость человечества.
10-е место
Паркер Поузи в образе сыщицы бродит по современному Новому Орлеану в поисках серийного убийцы, извлекающего органы жертв. В расследовании ей помогает загадочный гражданин в исполнении Венсана Переса — шрамированное творение убийцы, генного инженера Франкенштейна, задумавшего вырастить воинствующую расу людей. В формате снятого на пленку детектива история маниакального ученого, конечно, не соперник «Охотнику на людей» Майкла Манна, но достоинства все-таки имеются. Здесь и скользкие герои, и зловещая интрига, и дымовая машина, и нуарно- джазовый городишко. Не говоря уже о всемогущей Паркер Поузи и операторе «Техасской резни бензопилой» Дэниэле Перле, снимающем всю эту красоту на камеру.
Проект клипмейкера Маркуса Ниспела затевался как пилот потенциального сериала писателя-фантаста Дина Кунца и Мартина Скорсезе — кстати, большого поклонника «Франкенштейнов» Hammer и Universal. Жаль, что замыслу не хватило жизнеспособности. Из-за «хирургических» вмешательств студии Кунц в обиде похоронил идею после выхода фильма в эфир, оборвав историю на самом интересном месте.
9-е место
Теренс Фишер использовал части романа Мэри Шелли для создания злободневного высказывания про классовое неравенство, коррупцию и насилие над женщинами. В итоге получился один из первых прецедентов хоррора в поджанре rape and revenge и один из лучших фильмов хаммеровской «франкенштейнианы».
По сюжету дочь владельца паба насилуют отпрыски местных аристократов, они же убивают ее отца и подставляют возлюбленного. Не выдержав горя и унижения, девушка кончает жизнь самоубийством. Ее тело вместе с головой казненного суженого попадает в лабораторию Барона Франкенштейна (Питер Кушинг). Пара хирургических манипуляций и одно воскрешение – и вот ожившее существо уже мстит обидчикам. Теперь ученого заботит не поиск жизни в мертвом теле, а загадка вечности духа, помнящего о земных страданиях. Подобный фокус выводит фильм на трансцендентальный уровень, что компенсирует нехватку визуальной выразительности и топорный сценарий. Правда, забывается фильм так же быстро, как обретают дыхание трупы на кушетке героя Кушинга.
8-е место
Роджер Корман — гениальный продюсер и автор безумных хорроров и фантастики категории Б — предложил самую странную версию сюжета о Франкенштейне. Доктор Бьюкенен случайно создает разлом в пространстве и времени и на своем sci-fi автомобиле отправляется из Штатов 2031-го в Швейцарию 1817-го, где встречает Виктора Франкенштейна и заводит интрижку с Мэри Шелли, советуя ей написать роман. Режиссер анекдотически сталкивает две эпохи научных открытий, устраивая искусственному интеллекту свидание с лохматым монстром Франкенштейна. В описании всё это может показаться несусветной чушью, но Корману удается нетривиально обыграть идеи первоисточника, а под занавес оставить потомкам из будущего мощное пацифистское послание.
7-е место
Виктор Франкенштейн — юный режиссер и начинающий ученый — воскрешает любимого песика, Спарки. Вдохновляя своих не особо одаренных в науке одноклассников провернуть подобный финт, он чуть не провоцирует разрушение города. Бертону так нравится тематическая многослойность романа Шелли, что он вшил его части в «Эдварда Руки-ножницы», «Уэнсдей» и в одну из первых короткометражек — «Франкенвини» 1984 года. Но анимационная версия напористее осмысляет страх утраты, детское одиночество и подростковую непокорность. И выглядит уже не пугающей страшилкой, а уютно ностальгической смесью элементов американской поп-культуры. Режиссер по привычке противопоставляет непонятого гения посредственным горожанам и отходит от пессимистичности оригинала, чтобы поведать милую сказку о чудаке-аутсайдере, умеющем дорожить близкими. Может, не самое оригинальное прочтение Шелли, зато одно из самых добрых.
6-е место
Эмтивишные 1990-е обошлись с наследием Шелли особенно беспощадно. В фильме Фрэнка Хененлоттера живущий с мамой и в обнимку с телевизором изобретатель Джеффри Франкен готовится к свадьбе. Но от его сногсшибательной невесты остается одна голова — остальное пережёвывает газонокосилка. Увидев репортаж об облаве в борделе, скорбящий парень отправляется в эпицентр событий, чтобы собрать из красивых секс-работниц новое тело для любимой головы. Но ожившая женщина подчиняться жениху не намерена. Она выходит на улицы грязного города, чтобы отомстить мужчинам за свои страдания.
Веселая и местами неуклюжая комедия мутирует в боди-хоррор с сильным высказыванием о реальности. Вместо размышлений о недобросовестности науки, противостоянии человека и бога, жизни и смерти Хененлоттер подсвечивает социальные проблемы США и мира, критикует объективацию женского тела и секс- эксплуатацию, а также, как ни странно, развязную поп-культуру. Явное морализаторство не мешает фильму оставаться задорным и абсурдным ужастиком, а вот притворяться глупым творению Хененлоттера совсем не удается.
5-е место
Джеймс Уэйл взял за основу сценария одноименную пьесу Пегги Уэблинг 1927 года. Урезав содержание романа до пары прозрачных идей, постановщик сосредоточился на жанровых спецэффектах и паранойе современников перед лицом научного прогресса. Ученый Генри Франкенштейн в исполнении Колина Клайва — светлая голова, не отягощенная эмоциями, беспринципный исследователь, грезящий о революции в науке. Его монстр, сыгранный Борисом Карлоффом, утратил литературный голос и желание отомстить творцу. Немой чудак с грустными глазами выглядит до ужаса ранимым и парадоксально для своих габаритов беспомощным.
Революционное для жанра ужасов кино проникло в коллективное бессознательное, затмив собой первоисточник. Образ печального громилы Карлоффа стал каноном для будущих итераций романа, а хладнокровный, бесчеловечный ученый закрепился в американском кино как троп. Долгое время режиссеры фильмов о Франкенштейнах избегали диалога с Шелли, предпочитая разговаривать лично с Уэйлом, что укрепило культурное наследие фильма. Но вечность ему обеспечила лаконичность формы и легко считываемая рефлексия о вневременных человеческих конфликтах греха и святости, социума и одиночки, жестокости и невинности, смерти и жизни.
4-е место
Перси Шелли и лорд Байрон просят Мэри Шелли придумать продолжение романа. Импровизируя, писательница сочиняет, как выживший монстр скитается по земле в поисках ласки и нежности. Отпугивая от себя людей, он по образу других учится быть человеком — грубым, ревнивым и всеми обиженным. Но так и остается непонятым чужаком. Даже собранная из фрагментов трупов лабораторная красавица Франкенштейна отказывается от его руки и сердца. В планы Невесты не входит подстраиваться под ожидания общества — свобода дороже.
Джеймс Уэйл пронизывает судьбы персонажей фатумом. В «Невесте» все страдают от одиночества, ощущения личной поломки и невозможности изменить свой путь. Монстр рыдает навзрыд, Франкенштейн в поте лица спасает возлюбленную от злого ученого Преториуса, Невеста мучается в несвободе. Эмоциональный фильм стал последним хоррором в карьере режиссера и предпоследней удачной интерпретацией романа Шелли от Universal. Сиквелы старались по-новому обыграть старый сюжет, но только Уэйлу удалось сфокусироваться на важном и найти компромисс между уважением к первоисточнику и непокорностью его букве.
3-е место
Кеннет Брана чуть ли не единственный режиссер, кто буквально адаптировал оригинальный роман. Он перенес на экран все драматические линии, чувственность и философско-религиозные искания писательницы. Без лишних швов оживил персонажей благодаря гипнотической Хелене Бонем Картер в роли Элизабет и Роберту де Ниро в образе монстра. Измененный до неузнаваемости актер передает физическую боль и тяжесть судьбы своего героя, застрявшего на границе жизни и смерти скитальца, не способного найти приют и отразиться в любящем взгляде.
Изобилующий цветом, кровью и эмоциями фильм Браны визуально восстанавливает масштабную архитектуру романа, окунаясь в мрачные улицы грязного и голодного Лондона, теряясь от красоты природы и остерегаясь неприветливости зимних лесов. Жаль, но ритмичность, чуткость и визуальная многогранность не принесли ленте успеха. Работу Браны раскритиковал даже ее сценарист Фрэнк Дарабонт, обвинив постановщика в нетерпеливости, эгоцентризме и отсутствии тонкости. Критики язвительно приглашали монстра Де Ниро на ток-шоу из-за несвойственной его персонажу болтливости. Как бы ни ворчали первые зрители, фильм Браны хочется лелеять за искреннюю попытку постичь человеческую душу, за преданность писательнице и красивое обрамление её истории про двух аутсайдеров, не способных вписаться в однобокий в своей жестокости мир.
2-е место
Секс-комедия Мела Брукса — искрометный коллаж из элементов готической литературы и хорроров Universal, склеенный грязными шуточками, наэлектризованным обаянием и бессовестно уморительными ситуациями. Брукс отменяет трагизм судьбы ученого и его творения, позволяя им завершить свою историю в объятиях любимых страстных женщин. А главное, выговориться и найти понимание, которого героям так не хватало в прошлых итерациях романа.
По сюжету ученый Фредерик, внук Виктора Франкенштейна, прибывает в замок деда и с помощью электричества пробуждает лежащего в спячке монстра. Испуганное чудовище бежит из особняка, проходя по тем же пунктам сюжета, что и герой Бориса Карлоффа в фильме 1931 года. Однако со временем монстр и ученый проникаются друг к другу сочувствием, начинают дружить и вместе уворачиваются от разъяренной толпы — да так удачно, что местный констебль от умиления приглашает обоих в гости на кусочек пирога. Впервые у пары аутсайдеров появились надежды на интеграцию в общество и счастливое будущее.
1-е место
Гильермо дель Торо вырос на романе Мэри Шелли, но при всей любви к материалу постановщик не повторяет каждый книжный разворот. Минуя догму первоисточника и историю его экранизаций, режиссер переносит на экран возникающие при прочтении романа переживания восторга и ужаса — дыхание перехватывает. Постановщик выкидывает ряд линий за борт, но прытко находит в теле неумирающего текста Шелли очаг его вечной жизни — религиозные размышления об отношениях Создателя и Творения, Отца и Сына, и мысли писательницы о монструозности разума и телесном измерении духовной боли.
Каким-то чудом дель Торо удается совершенствовать свой замысел с каждой сценой, развеивая по воздуху фильма грусть и нежность. Даже самые отвратительные эпизоды в лаборатории пронизаны умопомрачительной красотой. Зритель оказывается плотно стиснут в объятиях фантастической реальности, с ее ледяными пасторалями, хищными волками, страшными кошмарами, готично кружевными окнами, пропускающими божественный свет… И хрупкими созданиями вроде не способной мириться с жестокостью людей утонченной героини Мии Гот.
Виктор Оскара Айзека — травмированный отцом-тираном и смертью матери хирург с ожесточенным сердцем. Слепой к моральным преградам, глухой к чужим чувствам, он плещется в лужах крови, создавая не подобного себе монстра, а ласковое и пугливое дитя. Связь между экспериментатором и его творением в исполнении как никогда уязвимого и тонкого Джейкоба Элорди оборачивается оковами. От скуки и тщеславия ученый оставляет Монстра погибать, но тот трагично неуязвим к смерти и печально привязан к отцовскому имени.
Ставя персонажей на тропу страданий, духовных скитаний и долгого прощания с болью бытия, дель Торо с неисчерпаемой добротой дарует им шанс на исповедь и прощение. Вольно отразив суть и дух романа на экране, режиссер создал оригинальную и пленяющую просторами мысли сказку на лета вперед.
12 романтических комедий 2025 года, которые заставили нас снова (не) поверить в любовь
Сегодня / Текст: Настасья Горбачевская
2025-й — год влияния BookTok: как экранизации захватывают Голливуд через тренды в TikTok?
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
12 лучших российских фильмов 2025 года
22 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
10 лучших аниме-сериалов 2025 года
22 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Римские каникулы: каким вышел пятый сезон сериала «Эмили в Париже»?
22 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
20 лучших сериалов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
21 декабря / Текст: Film.ru
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).