Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Сложно не заметить вектор развития последних лет: Голливуд все чаще экранизирует те книги, которые стали популярны в Сети — а точнее, на платформе TikTok. Зумеры (да и миллениалы тоже!) повышают интерес к тому или иному произведению и тем самым влияют сразу на две индустрии — книжное дело и кинематограф. Подводя итоги года, мы не могли пройти мимо тенденции и поразмышлять обо всем понемногу — о книжных клубах, BookTok, невероятной популярности Колин Гувер и будущем Голливуда.
Читать снова модно? Мы живем в эру книжных клубов
Еще лет 20 назад образ книжных клубов в культуре был иным. На экране режиссеры, скорее всего, показали бы компанию скучающих домохозяек или пенсионерок, которые засиживаются в гостиных с чашечкой чая. Сегодня ситуация кардинально меняется: читать снова модно — как среди молодежи, так и среди более взрослой аудитории, а у каждой второй звезды есть свой литературный кружок! Тренд задает, например, Риз Уизерспун со своим Reese's Book Club: книжный клуб актрисы поспособствовал экранизации нескольких произведений, отобранных лично Риз, — например, мини-сериала «И повсюду тлеют пожары» и фильма «Там, где раки поют».
Дуа Липа, Дакота Джонсон, Натали Портман, королева Великобритании Камилла — можно долго перечислять знаменитостей, которые популяризируют чтение. Все это закономерно влияет на кинематограф. Один из недавних примеров — новый фильм Линн Рэмси «Умри, моя любовь», который основан на одноименной книге Арианы Харвич. Несколько лет назад Мартин Скорсезе прочел роман в своем книжном клубе и отправил его в продюсерскую компанию Дженнифер Лоуренс. Режиссер видел в главной роли именно звезду «Голодных игр». Так началось производство тревожной драмы о кризисе в отношениях.
Попытки разобраться, почему же книжные клубы переживают возрождение, могут привести к следующим выводам. Прежде всего, нельзя не отметить, насколько социальные сети усугубили ощущение одиночества: мы все реже проводим время в социуме, все чаще предпочитаем виртуальный мир реальному. Разумеется, при таком раскладе хочется больше живого общения — а значит, закономерно возрастает популярность сообществ по интересам. Впрочем, можно возразить, что книжные клубы были всегда. Просто о них говорили куда меньше. А сейчас, как раз благодаря социальным сетям, делиться прочитанным, следить за литературными вкусами кумиров и находить людей с похожими предпочтениями стало значительно легче.
Что такое BookTok и как тренды влияют на издательское дело и Голливуд
Хэштег #BookTok стал популярным в 2020 году, в самый разгар пандемии коронавируса. Люди на карантине активно начали читать и делиться впечатлениями через короткие видео. Так появился уютный уголок в Интернете, где пользователи разных возрастов снимали процесс чтения (например, как тот или иной роман доводит до слез), записывали отзывы на прочитанное, бурно обсуждали сюжетные линии в комментариях и подбирали идеальный каст для потенциальной экранизации.
К 2025 году BookTok превратился в крупное сообщество любителей книг и настоящий феномен: сегодня ролики способны привлечь внимание к ранее неизвестным авторам и значительно повысить продажи. Более того, пользователи не просто создают ажиотаж вокруг определенного произведения, но и формируют тренды: BookTok сыграл ключевую роль в популярности young adult-книги, а также жанров мрачного фэнтези и dark academia. Платформа не только помогает малоизвестным авторам обрести славу, но и знакомит молодое поколение с классической литературой. Например, в 2024 году началась так называемая «лихорадка Достоевского»: повесть «Белые ночи» покорила зумеров и стала четвертой по популярности переводной книгой в Великобритании. Пользователи из разных точек планеты делились восторженными отзывами на печальную историю любви.
Влияние BookTok не могло остаться незамеченным ни книжной индустрией, ни Голливудом. Издатели стали внимательно отслеживать тренды, чтобы не упустить громкое имя: отныне бестселлеры рождаются не только благодаря грамотному маркетингу, но и с помощью вирусных видео. Кинематограф тоже не остался в стороне: если у книги огромное количество поклонников, значит, финансовый риск крайне мал, а экранизация явно окупится.
Колин Гувер — королева BookTok, чьи книги захватили Голливуд
Одной из главных литературных звезд BookTok стала Колин Гувер — американская писательница, которая специализируется на романтической литературе. Гувер начала писать еще в 2011 году и первые тексты издавала самостоятельно. Романы авторки даже попадали в списки бестселлеров The New York Times. Оглушительная слава пришла к Гувер именно в 2021 году, когда ее книгу «Все закончится на нас» начали бурно обсуждать в BookTok. В результате в январе 2022 года роман занял первое место в списке бестселлеров The New York Times.
Голливуд не стал медлить: уже через год запустилось производство экранизации. Поклонники были взбудоражены возможностью увидеть любимых персонажей на экране. Восторг поубавился из-за закулисных скандалов. Во-первых, между исполнительницей главной роли Блейк Лайвли и режиссером Джастином Балдони вспыхнул конфликт, который впоследствии перерос в судебные разбирательства. Во-вторых, актрису раскритиковали за неуместную рекламную кампанию, в которой никак не затрагивали проблему домашнего насилия — ключевой темы фильма.
Противоречивые отзывы и разногласия внутри съемочной группы не помешали «Все закончится на нас» окупиться в прокате. Это неудивительно: аудитория BookTok едва ли могла пропустить столь громкое событие, а затем обсудить увиденное в социальных сетях. С этого момента перемены в индустрии стали заметнее: мы медленно, но верно оказались в мире экранизаций книг Колин Гувер. Спустя год состоялась премьера еще одной мелодрамы, основанной на романе американки, — «Сожалею о тебе» с Эллисон Уильямс, Маккенной Грейс и Дэйвом Франко в главных ролях. Как и в случае с «Все закончится на нас», фильм не снискал похвалы критиков (да и обычного зрителя), но стал кассовым хитом. На этом эра Колин Гувер не заканчивается: в 2026-м выйдут сразу две адаптации — «Напоминание о нем» с Майкой Монро и «Истина» с Энн Хэтэуэй.
Что не так с экранизациями книг Колин Гувер?
Если вы видели «Все закончится на нас» и «Сожалею о тебе», то вам известно, что эти картины не претендуют на кинематографические награды. Перед нами весьма стандартные мелодрамы с набором клише, плоских диалогов и повторяемых тропов. Экранизации выглядят как типичный стриминговый контент, который люди обычно включают на фоне. На большие экраны ленты попали лишь по одной простой причине — продюсеры знали, что аудитория TikTok купит билеты в кино.
Вышедшие адаптации разочаровывают даже фанатов. Вероятно, сентиментальные сюжеты Гувер хорошо работают на бумаге: чувственные истории, написанные простым языком, можно прочесть за один присест. А потом записать не менее эмоциональный видеоролик с фразами из книги. Гувер, может, и не великая американская романистка, но точно неплохой сторителлер — по крайней мере, если судить по количеству проданных экземпляров. Одноименные фильмы же — второсортные мелодрамы, похожие на те, что были популярны в начале нулевых. Винить стоит не только авторку, которая в обоих случаях выступила исполнительной продюсеркой, но и съемочную группу. Студия в погоне за быстрыми деньгами и в надежде привлечь поклонников штампует поверхностные фильмы и не особенно беспокоится за качество сценария. Главное — закрепить за проектом именитых звезд, чтобы зрители точно клюнули.
Неслучайно Колин Гувер хочется сравнить с другим американским романтиком — Николасом Спарксом. Вспомните, как в 2000-2010-х были популярны фильмы, снятые по мотивам книг автора. Однако на одну удачную адаптацию приходилось пять низкопробных. И все они работали по одной и той же формуле: побольше эмоциональных манипуляций, поменьше вдумчивых размышлений. Ставить крест на экранизациях текстов Колин Гувер пока не стоит. Шансов мало, но всегда остается возможность получить оригинальную мелодраму.
А есть ли удачные примеры адаптаций романов из BookTok?
Пример Колин Гувер может создать ложное впечатление, что популярные в BookTok романы не получают удачных адаптаций. К счастью, это не так. Среди одноразовых мелодрам встречаются вполне достойные проекты, которые собрали внушительную базу фанатов и даже не разозлили строгих критиков. Впрочем, чаще всего такие релизы выходят в формате сериалов на стриминговых платформах.
Ярким примером стала экранизация романа Тейлор Дженкинс Рид «Дейзи Джонс и The Six» — история вымышленной музыкальной группы из 1970-х. Книга была опубликована еще в 2019 году, но во время пандемии получила новую волну популярности в BookTok. К слову, экранизации поспособствовала уже упомянутая книголюбка Риз Уизерспун, которая выбрала роман для чтения в своем клубе, а после взялась за продюсирование сериала. Адаптация действительно удалась: вышедшее на Amazon Prime Video шоу погружает зрителей в ретро-эстетику 1970-х и мастерски сочетает музыкальную драму с любовными перипетиями. А еще сериалу очень повезло с кастом: на экране сияют Райли Кио, Сэм Клафлин, Камила Морроне и Сьюки Уотерхаус. «Дейзи Джонс и The Six» получил номинации на «Золотой глобус» и «Эмми». В настоящее время в разработке находится еще одна экранизация романа Тейлор Дженкинс Рид — «Семь мужей Эвелин Хьюго», который тоже наделал шумиху в BookTok.
Отдельного внимания заслуживает другой релиз Amazon Prime Video — «Этим летом я стала красивой». Сериал основан на одноименной книжной трилогии, которую обсуждали на просторах TikTok любители подростковой романтики. Впрочем, интерес к книге заметно усилился именно с выходом экранизации. Вы можете перейти по хэштегу #TheSummerITurnedPretty и убедиться, как много людей переживали за любовный треугольник между главной героиней и двумя братьями.
Какое будущее нас ждет?
BookTok изначально был всего лишь хэштегом, благодаря которому люди находили близких по духу книжных червей. За несколько лет на платформе TikTok образовалось целое сообщество — или даже влиятельная платформа. Происходит своего рода обмен между обычными потребителями контента и голливудскими боссами: первые продвигают любимые романы и даже предлагают идеальные касты для экранизации, а студии, в свою очередь, получают готовую аудиторию, которая окупит все расходы.
С одной стороны, преимущества такого подхода очевидны — запросы фанатов удовлетворяются, а вирусные видео открывают читателям и зрителям новые имена. С другой стороны, прогнозы не особенно утешительные: Голливуд словно нацелился производить как можно больше контента, основанного непосредственно на популярных книгах. При этом художественные достоинства произведений продюсеров не особенно волнуют. Будущее экранизаций зависит от алгоритмов и трендов. Простыми словами, студии работают не на качество, а на количество.
На данный момент в производстве находится много проектов, которые аудитория BookTok предвкушает, затаив дыхание. Среди них немало экранизаций романов, которые родились из фанфиков. Да, адаптации фанфиков были и прежде. Но, кажется, нас ожидает новая волна популярности творчества преданных поклонников того или иного фандома. Например, в ближайшее время выйдет ромком «Гипотеза любви» с Лили Рейнхарт: в основе — одноименная книга, которая изначально была фанфиком по «Звездным войнам». Интернет также взорвала новость о грядущей экранизации книги «Алхимизированные», которая выросла из фанфика по «Гарри Поттеру» про Гермиону Грейнджер и Драко Малфоя. В общем, скучать не приходится. Да и ругать тенденцию раньше времени не стоит. Возможно, волна однотипных экранизаций лопнет как пузырь. А может, среди огромного количества контента найдется немало настоящих жемчужин. Увидим, к чему приведет торжество BookTok, в следующей главе — в грядущем 2026 году.
2025-й — год влияния BookTok: как экранизации захватывают Голливуд через тренды в TikTok?
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
12 лучших российских фильмов 2025 года
22 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
10 лучших аниме-сериалов 2025 года
22 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Римские каникулы: каким вышел пятый сезон сериала «Эмили в Париже»?
22 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
20 лучших сериалов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
21 декабря / Текст: Film.ru
25 лучших фильмов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
20 декабря / Текст: Film.ru
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).