
Вспоминаем классику, изменившую игровую индустрию
19 июня Diablo II отмечает круглую дату: одной из известнейших игр в истории исполняется 25 лет. Она не забыта: например, в 2021-м вышел ремастер с подзаголовком Resurrected, в котором разработчики обновили только визуал — менять формулу, полюбившуюся геймерам за годы, никто не рискнул. Но что же делает игру такой уникальной? Разберем на примере пяти причин, демонстрирующих значимость и важность юбиляра.
Бесконечная реиграбельность
Вот уже четверть века геймеры продолжают возвращаться в Diablo II, чем может похвастать не так уж много игр. Секрет в том, что получить два одинаковых прохождения практически невозможно: уровни каждый раз создаются заново с помощью процедурной генерации, плюс можно выбрать одного из пяти (а с дополнением Lord of Destruction — семи) персонажей, радикально отличающихся по геймплею. Любите сражаться на расстоянии? Вам к Амазонке. Хочется сосредоточиться на магии? Познакомьтесь с Волшебницей. Предпочитаете вообще держаться в сторонке, чтобы за вас все сделали другие? Некромант к вашим услугам. При этом даже в рамках класса есть свои тонкости: например, Амазонку можно раскачать как лучницу, а можно научить ее сражаться копьями не хуже, чем Варвара топорами. При желании можно и совместить оба подхода.
Высокое разнообразие
Словно вышесказанного мало, разработчики пошли дальше и предложили четыре (с дополнением пять) акта, каждый из которых обладает собственной уникальной атмосферой. Первая локация создана по канонам темного фэнтези, но затем ее сменяют иссушенная пустыня, навеянные культурой инков болота с характерными пирамидами и бесконечные ледяные пустоши. Чего там, в какой-то момент придется даже отправиться в космос! При этом каждая зона удивляет уникальными противниками: пока другие просто вываливают на игрока кучу одинаковых и неоригинальных врагов вроде скелетов и зомби, просто перекрашивая их в другие цвета, Diablo II (хотя и тоже не чурается «раскрашенных» в разные цвета моделек) все же идет другим путем. Кроме привычных вампиров и призраков здесь есть лавкрафтианского вида гнезда плотоядных птиц, похожие на снежных людей чудовища, мерзкого вида демоны, мумии, четырехрукие божества… И это не упоминая боссов, каждый из которых вышел по-настоящему запоминающимся.
Уникальная система лута
Наверное, главное, что подарила Diablo II миру видеоигр, — система «разноцветного» лута. Все подобранное оружие и экипировка отличаются по редкости, что и обозначено разными цветами — от обычного «белого» до «золотого» в случае уникальных вещей. При этом даже здесь используется случайная генерация, которая не только меняет параметры, но и дарит смешные названия (Жестокий Щит и Уверенный Проникатель Смерти!) и уникальные характеристики. Допустим, вы все это время сражались копьем с высоким физическим уроном. А как вам дротик, добавляющий +10 к ловкости и бьющий ядом, что позволяет сосредоточиться на быстром и эффективном убийстве мелких врагов, а копье оставить для крупных целей? Разнообразие экипировки позволяет еще глубже продумывать билд персонажа, еще сильнее увеличивая и без того высокую реиграбельность. Ну а понять, насколько эффективной оказалась система с цветовой дифференциацией, можно уже по тому факту, что сегодня ни одна ролевая игра не обходится без ее аналога.
Проработанная атмосфера
Diablo II может похвастаться крайне узнаваемой стилистикой: похожий на средневековую эпоху мрачный мир, в котором зло, вдохновленное разнообразными религиозными источниками, от Библии до языческих верований, правит всем. В нем есть свои узнаваемые персонажи, локации и злодеи: например, любимчик многих Декард Каин, сопровождающий нас в своем путешествии. Проклятый Тристрам, который был ключевым местом действия в первой части, а во второй превратился в разрушенный город-призрак. Все это сопровождено вполне увлекательным сюжетом, со своим лором и хронологией событий, которые интересно изучать: недаром по мотивам игр написано множество книг. Отдельного упоминания стоят и катсцены, качество которых далеко обгоняло всех конкурентов. Даже обидно, что ни одна новая игра серии не смогла достичь той планки качества, что задала вторая часть, — казалось бы, все средства для этого в наличии.
Выверенный баланс
Еще один козырь в рукаве Diablo II — это правильный баланс между геймплеем и лором. Большинство «диаблоидов» сохраняют только местную систему прогрессии с постоянным подбором лучшего лута, а вот историю задвигают на второй план. На это, кстати, даже жаловался ведущий геймдизайнер игры Дэвид Бревик: он отметил, что ему не так весело просто постоянно «зачищать экраны, забитые вещами и монстрами». При этом Diablo II дарит ощущение приключения, что было очень важным для серии: игрок вместе с персонажем преодолевает множество препятствий на пути к цели, изучает основы мира и исследует различные локации. При этом путешествие не является простым, но и не перегружает чрезмерной сложностью. Впрочем, для тех, кто хочет по полной испытать, что такое ад, есть повторные прохождения с увеличенной сложностью.