Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko
Обзоры

Фея пленки и монтажа: как Алис Ги-Блаше стала пионеркой авторского кино?

Имя режиссерки, без которой не существовало бы современного кинематографа, на долгое время было незаслуженно забыто. Сегодня с наследием Алис Ги-Блаше подробно знакомятся разве что в киношколах и на синефильских мероприятиях, однако именно благодаря этой женщине искусство экрана по сей день развивается во всем своем жанровом разнообразии. 

Сегодня Текст: Ная Гусева 1 Обсудить
Добавить в закладки
Фея пленки и монтажа: как Алис Ги-Блаше стала пионеркой авторского кино?

Большинство знает Алис как новаторку, бросившую вызов мужской индустрии, — она взяла в руки камеру, чтобы рассказывать истории, а не запечатлевать технологический прогресс. Хотя имя Ги-Блаше долгое время не упоминалось рядом с ее собственными достижениями, стереть вклад Алис невозможно — без нее не появилось бы ни массового, ни авторского кинематографа. След Ги-Блаше остался во многих уголках мира, но в этом тексте мы отправимся в путешествие по трем ключевым городам — Парижу, Нью-Джерси и Нью-Йорку, где Алис выстраивала свое наследие.

Алис Ги

Алис Ги

Детство в Чили на французский манер 

Алис Ги — Блаше появится после замужества — выросла в семье, приближенной к культуре: родители Эмиль и Мариетт Ги управляли книжным бизнесом и мечтали воспитать дочь настоящей француженкой, несмотря на жизнь в далеком Чили. Девочка все же родилась в Сен-Манде под Парижем, где зеленый лес Венсенн словно обещал мир, полный историй и тайн. Алис едва научилась ходить, когда переехала к бабушке в Женеву, после чего вернулась к родителям в Сантьяго. Контраст между строгой французской речью и живой латиноамериканской средой расширил внутренние горизонты Ги гораздо раньше, чем это случается у большинства детей, — к тому же в шесть лет отец отправляет Алис во Францию, а затем в католический интернат в Вирье-су-Салеве. Там она училась в климате строгой дисциплины, но тайком продолжала мечтать о большом мире за монастырскими стенами. Книги, смена культур и новые языки сделали Алис открытой новому и научили быстро адаптироваться — даже когда родительский бизнес рухнул и семья лишилась основного дохода, Алис не отчаялась. Не опустила руки, и когда отец запретил ей становиться актрисой: «Я лучше увижу тебя мертвой», — отрезал он. 

Алис Ги

Алис Ги

Вернувшись в Париж, куда вместе с Алис переехала ее мать, девочка из семейства книготорговцев постепенно превратилась в молодую женщину, готовую диктовать свои правила — она освоила профессию стенографистки и в 21 год получила первую судьбоносную работу. Юношество, наполненное переменами и страницами книг, стало прочным фундаментом для становления будущей пионерки кинематографа.

Париж, Франция: первая камера и пост главы студии

Алис Ги‑Блаше очень быстро оказалась в самой гуще кинособытий. В 1894 году она начала работать секретаршей у Леона Гомона — управленца небольшой фирмы Comptoir général de la photographie, где занимались фототехникой и оптическими приборами. На закрытом показе в марте 1895 года Алис впервые увидела демонстрацию движущихся кадров братьев Люмьер и сразу поняла: кино может быть гораздо большим, чем просто аттракционом для ярмарки. Она уговорила Гомона дать ей камеру и позволить снять не технический тест, а маленькую выдуманную историю — Гомон отнесся к «девчачьей идее» скептически, но все же согласился. когда Леон назвал Алис слишком молодой, та ответила: «Мсье, это пройдет». 

Кадр из фильма «Капустная фея»

Кадр из фильма «Капустная фея»

Кадры из фильма «Капустная фея»

Даже несмотря на то, что о принципах работы камер Ги-Блаше практически ничего не знала, заручившись поддержкой коллег, в 1896 году Алис сняла короткометражку La Fée aux choux — «Капустная фея»: на экране героиня танцевала в огороде среди искусственных кочанов и «доставала» оттуда младенцев, что до слез тронуло зрителей. Фильм сняли всего за несколько часов на территории студии, с минимальным реквизитом и актрисой Ивонн Серанд, выбранной Ги‑Блаше лично. Кино длилось около минуты, снималось на 58-мм пленку и стоило порядка недельной зарплаты секретаря, поскольку Ги‑Блаше сама финансировала необходимую пересъемку — в кадр попала взволнованная мама одного из младенцев. Успех простой сценки оказался неожиданно большим: публика восхищалась и требовала новых подобных историй. Гомон быстро понял, что в «девчачьей затее» есть потенциал, и в 1897 году назначил Алис главой Gaumont&Cie, первой и старейшей кинокомпании. Вместе с Ги-Блаше в студии работала другая пионерка — Лоис Уэбер, начавшая карьеру в Gaumont с нуля. Именно Алис дала Уэбер первый шанс, наставляла в работе с камерой, сценарием и монтажом. «Нет ничего, что было бы связано с постановкой фильма, с чем женщина не справилась бы так же легко, как и мужчина», — написала в 1914 году Ги-Блаше. 

Кадры из несохранившегося фильма Алис Ги-Блаше

Кадры из несохранившегося фильма Алис Ги-Блаше

На новой должности Ги-Блаше превратила кино из случайного зрелища в системную индустрию: под ее руководством Gaumont начал выпускать сотни короткометражек в год, а команда разрослась до десятков сотрудников. Алис первая в компании поставила на поток художественные фильмы и начала применять приемы, которые потом стали стандартом: крупный план, смена ракурсов, монтаж внутри сцены, цветное тонирование (то есть окрашивание черно-белого фильма в один сплошной оттенок) и визуальные спецэффекты. В начале 1900-х Алис также экспериментировала с синхронным звуком: сняла около сотни так называемых «фонозенов», где актеры пели под заранее записанную фонограмму. 

Кадр из фильма «Жизнь Христа»

Кадр из фильма «Жизнь Христа»

Кадр из фильма «Жизнь Христа»

Кульминацией парижского периода стала эпическая «Жизнь Христа» — 25 эпизодов, около 300 статистов, декорации, вдохновленные популярными в то время гравюрами Джеймса Тиссота, выезд на 25 локаций и использование подвижных платформ. Картина стала самым значимым фильмом своего времени, превратила библейский сюжет в первый полномасштабный пеплум и задала стандарты для будущих исторических постановок. К тому же Алис не побоялась составить конкуренцию фильму Фердинана Зекка «Жизнь и страсти Иисуса Христа»: выпустившая еще одну версию жизни сына Божьего студия Pathe тогда была главным оппонентом Gaumont. В 1907 году внимание Ги-Блаше переключилось на США — она планировала открыть собственную студию Solax в Нью-Джерси. Интерес к Алис рос — впоследствии режиссерка снимала полнометражные фильмы, четко организовывала производство и обучала кинематографистов. Ее работа в Париже задала вектор развития кино — от съемок одной сцены до индустрии с сотнями сотрудников и технологических инноваций.

Нью-Джерси, Америка: оглушительный успех и падение Solax

В начале 1900-х годов Алис познакомилась с британским оператором Гербертом Блаше на съемках в Европе, а после их свадьбы взяла его фамилию и стала известна как Алис Ги-Блаше. В 1910 году супруги вместе с партнером Джорджем Мэджи основали Solax Film Company — одну из первых независимых киностудий в США. 

Компания начала работу в здании бывшего предприятия Gaumont во Флашинге, и с октября 1910-го по лето 1912 года регулярно выпускала по две короткометражные ленты каждую неделю. Успешная практика и растущие амбиции побудили инвестировать более $100 000 в строительство новой студии в Форт-Ли, Нью-Джерси: в 1912 году был возведен современный комплекс с пятью павильонами, лабораториями, мастерскими, костюмерными комнатами и стеклянными потолками для естественного освещения. Solax выпускала комедии, драмы, социальные зарисовки и даже сказки — все под управлением Алис, которая одновременно выступала как режиссер, продюсер и художественный директор. Благодаря активной политике найма и развитию звездного состава — включая Магду Фой, Билли Кирка и Ольгу Петрову — студия стала центром привлечения талантов и инноваций. За годы работы было сделано более 300 фильмов, половина из которых сняты лично Ги-Блаше. 

Алис Ги-Блаше на съемках фильма «Жизнь Христа»

Алис постоянно экспериментировала: применяла динамичные монтажные приемы, спецэффекты, плавные переходы, синхронизацию звука и изображения. Для нее кино было не только развлечением, но и способом вести культурный и художественный диалог, акцентируя внимание на новых темах и формах. В 1914 году Solax столкнулась с первыми трудностями: компания кинопатентов Edison Trust ужесточила правила дистрибуции и лицензирования, что затруднило выпуск картин независимых студий. Начавшаяся Первая мировая война и дефицит угля резко повысили затраты, отопление и освещение павильонов стали проблемой. Вдобавок к этому Алис предал собственный муж: Герберт ушел из штата студии и основал конкурирующую компанию Blaché Features. К 1919 году Solax пережила пожар, а эпидемия испанского гриппа унесла жизни четырех сотрудников, в конце концов Алис была вынуждена объявить о банкротстве. Она продала студию и в том же году начала работу над своим последним фильмом Tarnished Reputations с режиссером Леонсом Перре — картину сняли за десять недель, несмотря на тяжелое состояние Ги-Блаше из-за «испанки». 

Нью-Йорк, Америка: Колумбийский университет и потеря наследия

Еще до переезда в Нью-Йорк Алис пригласили читать курс лекций о кинематографе в Колумбийском университете — летом 1917 года в академических стенах впервые обсуждали драматургию, синхронный звук и принцип авторского кино. На ее занятия приходили студенты-журналисты и преподаватели: в одной из газет отметили, что «кино перестало быть развлечением и стало предметом профессионального анализа». Для примера Алис использовала собственные фильмы Be Natural и House of Cards, которые изучали студенты, а после лекций отмечали, что вдохновлены «новыми возможностями кино». Когда работа над Tarnished Reputations была закончена в 1919 году, Ги-Блаше переехала в Нью-Йорк: Алис начала адаптировать свой опыт фонозенов, полученный в Париже, под американские реалии, стремясь создать полноценную систему синхронизации звука и изображения. Она продолжала считать звук не техническим новшеством, а культурной инновацией, расширяющей границы восприятия. Поговаривали, что Ги-Блаше даже вела переписку с Томасом Эдисоном, однако подтверждений этой газетной выдумки так и не нашлось. 

 

Кадр из несохранившегося фильма Алис Ги-Блаше

Кадр из несохранившегося фильма Алис Ги-Блаше

Кадр из фильма Madame's Cravings

Кадр из фильма Madame's Cravings

Однако к 1922 году все изменилось. После официального развода Алис лишилась студии, доступа к архивам и средств для работы. Ее попытки найти киносценарии и реанимировать прежний статус оказались безуспешными — ни в США, ни во Франции ей не удалось вернуться к съемкам. Алис занималась поиском и восстановлением картин, часто выступала на ретроспективах, вернулась в Париж, но режиссерскую деятельность прекратила. Почти два десятка лет она боролась за историческое признание — и только в 1953 году французское правительство наградило ее орденом Почетного легиона. Заслуги Алис к тому времени уже успели почти полностью забыть. Нью-Йорк завершил не только важную веху в ее биографии, но и эпоху, когда Алис была на пике влияния.

И снова в Нью-Джерси: после Алис

В 1964 году, когда многие уже не вспоминали Алис Ги‑Блаше, она решилась на важный шаг и вернулась в США. В возрасте 91 года режиссерка поселилась в пригороде Нью-Джерси вместе с дочерью Симоной и взялась за возрождение своего имени в кинематографе. Алис начала активно писать мемуары и давать редкие, но вдумчивые интервью, из которых до нас дошли лишь цитаты. Даже спустя десятилетия забвения она рассказывала новым поколениям о технологических экспериментах и художественных находках. Алис скончалась 24 марта 1968 года в доме престарелых в Нью-Джерси. Но заслуги остались: именно Ги-Блаше экспериментировала с цветом, спецэффектами, монтажом и синхронизацией звука, заложив основы нарративного кино. Ее имя долго оставалось в тени, но сегодня в архивах Smithsonian, Whitney Museum и Kino Lorber реставрируют фильмы режиссерки. Только в 2013 году Ги‑Блаше была включена в Зал славы Нью-Джерси, ежегодные фестивали в ее честь проводит Fort Lee Film Center, а во Франции киносалоны и почтовая марка увековечили пионерку экрана. Более того: в Париже и в Йеле ее именем названы кинозалы и улицы, а мемуары издаются на новых языках. 

Документальный фильм Be Natural 2018 года — записки с таким слоганом Ги-Блаше подкидывала актерам в качестве напутствия — с Джоди Фостер в роли рассказчицы вернул интерес к личности Алис, помог обнаружить утерянные фильмы и восстановить справедливость: важность ее роли в кинематографе невозможно переоценить. Алис Ги‑Блаше — не просто историческая фигура, а символ силы и самодостаточности. Ее способность основать студию, возглавить производственный комплекс и на старости лет вновь заявить о себе — доказательство того, что кино начинается с идеи. Французская режиссерка Аньес Варда рассматривала Ги-Блаше как родоначальницу авторского кино и вдохновлялась ее системным подходом и вниманием к мелодраме, а современные исследовательницы возвращают Ги‑Блаше в историю, подчеркивая: без Алис не было бы новых женских голосов. По сей день Ги-Блаше вдохновляет режиссеров и продюсеров по всему миру не бояться экспериментировать и отстаивать свое видение до конца.

Алис Ги-Блаше (слева) на съемках фильма

Материал создан при поддержке Золотого Яблока.

Текст: Ная Гусева
1 комментарий
А
Познавательно, спасибо. К сожалению, переиначивая известный афоризм: "за плечами каждой сильной и успешной женщины стоит мужчина, который её предал" - "После официального развода Алис лишилась студии, доступа к архивам и средств для работы - и т.д. и т.п".
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?