Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

8 страшных, таинственных и мистических сказок для просмотра осенью

Этой холодной мрачной осенью от тоскливых пейзажей за окном спасёт, разумеется, кино. Мистические и таинственные сказки — будь то жуткие хорроры или чувственные экранизации готической классики — заботливо проведут зрителей из серой повседневности в фантастические миры, где полно страшного, но ещё больше очаровательно причудливого. Рассказываем, какие фильмы стоит смотреть, чтобы пережить ноябрь.

Добавить в закладки
8 страшных, таинственных и мистических сказок для просмотра осенью

Дэн Стивенс в роли Томаса на кадре из фильма «Апостол»

Дэн Стивенс в роли Томаса на кадре из фильма «Апостол»

Томас (Дэн Стивенс) отправляется на отдалённый островок, где живёт религиозная община. Её члены требуют выкуп за сестру героя, Дженнифер, а ещё, как вскоре выяснит мужчина, страдают от нехватки урожая и непогоды. С последним им обычно помогало местное божество, но теперь оно наотрез отказывает островитянам в покровительстве. «Апостол» Гарета Эванса (режиссёра двух «Рейдов») — эталонный мистический триллер о столкновении цивилизации с консервативными верованиями. Правда, снят он не совсем в традиции жанра: от безумного индонезийского экшена, с которого начинал постановщик, в картину перекочевали динамичная ручная камера и искусный монтаж. «Апостол», с одной стороны, берёт классическую историю (сравнения с «Плетёным человеком» в сотне рецензий — не красного словца ради), а с другой — пытается рассказать её с помощью, казалось бы, совершенно не подходящих для жанра средств. Впрочем, Эвансу каким-то чудом удалось совместить две эти крайности: его кино вышло в меру грязным, по-готически причудливым, а в финале и вовсе беспробудно мрачным.

София Лиллис в роли Гретель на кадре из фильма «Гретель и Гензель»

София Лиллис в роли Гретель на кадре из фильма «Гретель и Гензель»

В руках Оза Перкинса, одного из самых нетипичных жанровых постановщиков XXI века, сказка о Гензель и Гретель превратилась в нескончаемый псилоцибиновый кошмар взросления. Даже в моменты, когда режиссёр лишь упивается меланхолией мрачного леса и полянок, по которым бродят брат и сестра, его кино остаётся поразительно тревожным и параноидальным. А стоит героям попасть в злополучный домик ведьмы, как Перкинс сменяет осеннюю мистическую хандру галлюциногенным кровавым трипом, где декорации схлопываются в пространстве, а внутренние страхи выбираются из самых недр подсознания. И всё-таки «Гретель и Гензель» умудряется до самого финала пронести трогательную рефлексию на тему поиска себя и непокорности судьбе — даже уходя в безумное жанровое неистовство, Перкинс остаётся верен своим мрачным мыслям.

Джонни Депп в роли на кадре из фильма «Сонная лощина»

Джонни Депп в роли на кадре из фильма «Сонная лощина»

Ковёр из пожелтевших листьев накрыл всю сонную лощину — то ли для того, чтобы замести следы когда-то совершённых здесь преступлений, то ли чтобы своим шелестом ознаменовать появление печально известного всадника без головы. Классика Тима Бёртона, быть может, потому и неумирающая, что полностью соткана из меланхоличных, едва различимых осенних ощущений — страха, одиночества, чувства грядущей гибели и других, в общем-то, мрачных эмоций. Депп в роли рационалиста-учёного, будто бы сошедшего со страниц детективов Эдгара Аллана По, Кристина Риччи — извечная печальная героиня готических рассказов, а небольшой городок, окутанный жуткой туманной дымкой, из тех, что в жанре принято называть нехорошим местом. Бёртон создаёт не историю, а целый мир, населённый разочарованными страждущими романтиками, фантомами прошлого и человеческими трагедиями. Фильма, лучше отражающего осенний сплин, пожалуй, и не найти.

Брайс Даллас Ховард в роли Иви на кадре из фильма «Таинственный лес»

Брайс Даллас Ховард в роли Иви на кадре из фильма «Таинственный лес»

Король сюжетных твистов М. Найт Шьямалан своими безумными опусами не раз спасал зрителя от осенней хандры, но его «Таинственный лес» — пожалуй, самая подходящая для холодного ноября работа из фильмографии мастера. Гигантская чаща окружает скромное поселение: за пределы деревни выходить нельзя — сцапают монстры, а по ночам всем местным советуют оставаться в домах. Единственная, кто решает пренебречь правилами, — незрячая девушка Иви Уолкер, которая отправляется за лекарствами для возлюбленного, невзирая на предостережения родственников. В финале у режиссёра, разумеется, уже припасён дикий поворот, но до своих фирменных плот-твистов Шьямалан успеет удивить: например, хтоническим вайбом грязного осеннего леса, заложницей которого станет героиня Брайс Даллас Ховард, и жуткими чудовищами, преследующими девушку. Сказки у режиссёра хоть и похожи, но рассказывает он их с таким заразительным энтузиазмом, что трудно в них не влюбиться.

Миа Васиковска в роли Эдит на кадре из фильма «Багровый пик»

Миа Васиковска в роли Эдит на кадре из фильма «Багровый пик»

Нежная и жуткая готическая мелодрама о роковом романе девушки Эдит (Миа Васиковска) и таинственного Томаса (Том Хиддлстон), сшитая из символов и референсов к классике и живописи. Дель Торо — автор многослойный, прячущий за повседневными моралями сложносочинённые стилистические головоломки, и если уж за что-то и любить небезгрешный «Багровый пик», так это за его визуальный слог. Пышный, помпезный и в то же время отталкивающий своей красотой, этот фильм превращается в бомбу замедленного действия: постепенно замерзает, отмирает, оставляя своих печальных героев посреди убийственной снежной белизны. Призраки, проклятия и особняки со сквозняками вновь собрались в одном месте, но только в этот раз дирижирует всем настоящий мастер — ушедшая, казалось бы, эстетика у него становится актуальной как никогда.

Аня Тейлор Джой в роли Томасины на кадре из фильма «Ведьма»

Аня Тейлор Джой в роли Томасины на кадре из фильма «Ведьма»

Новая Англия, 1630 год, изгнанная из общины семья вынуждена перебраться поближе к лесам и начать там новую жизнь. Правда, переезд омрачается чередой утрат и печальных откровений: у них пропадает малыш и родители понемногу начинают сходить с ума, кукуруза не плодоносит, а в округе, кажется, бродит ведьма. Кино Эггерса поначалу увиливает, ограничивается намёками и кивками в сторону, но этой неопределённостью оно и пугает. В «Ведьме» всё неправильно, непонятно, нуждается в расшифровке автора-демиурга. Действительно ли в лесу живёт нечто злое? Отчего семейка становится жертвой паранойи? Почему дети общаются с жутким чёрным козлом? Грязь Новой Англии, тесные хижины и таинственные леса лишь запутывают, рассеивают зрительское внимание и превращают «Ведьму» в парад хронического безумия.

Хит Леджер в роли Якоба на кадре из фильма «Братья Гримм»

Хит Леджер в роли Якоба на кадре из фильма «Братья Гримм»

Терри Гиллиам остаётся великим фантазёром и балагуром даже тогда, когда Харви Вайнштейн пытается из его дикого сумасбродного кино сделать посредственный готический блокбастер. У «Братьев Гримм» непростая судьба, но оттого ценней все чудачества этого неидеального фильма. Ходячие деревья, оборотни, кони, поедающие детей, и два героя-остолопа, бегающие в женских костюмах, — культовые мрачные сказки у Гиллиама пропитываются жгучим цинизмом и китчем. Особенно забавно смотреть это кино сейчас, спустя более чем 15 лет: устаревшие компьютерные эффекты «Братьев Гримм» вкупе с нарастающим абсурдом складываются в идеальный guilty pleasure. Страшно, может, и не будет (прошли те золотые времена, когда фильм мог кого-то напугать), но безудержный хохот гарантирован.

Кадр из анимационного фильма «Апостол»

Кадр из анимационного фильма «Апостол»

Испанский мультфильм хоть и номинально выполнен в стилистике «детской» сказки, но пугает он ничем не хуже «Апостола» Гарета Эванса. По сюжету беглый преступник забредает в деревню, но вскоре понимает, что на местных лежит страшное проклятие — теперь ему нужно будет во что бы то ни стало дать отпор тёмным силам и покинуть поселение. Если у Нетфликса получилась эдакая старомодная фолк-страшилка, то работа Фернандо Кортисо — артовая экранизация кошмарных рисунков Босха. Чудовища сходят с полотен на экраны, призраки завладевают деревней, а бедный уголовник отчаянно отбивается от потусторонних сил — если вы всё-таки решите посмотреть мультфильм с детьми, будьте готовы к тому, что на экране сюрреалистичная сказка будет соседствовать с философичной религиозной хтонью.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?