
«Книга лучше» — дежурная фраза, которую неизменно вспоминают, когда речь идёт о киноадаптациях известных литературных произведений. Поскольку 2025 год уже вступил в свою завершающую фазу, мы решили выбрать наиболее интересные экранизации, у которых есть шанс опровергнуть расхожее утверждение и запомниться зрителям.
В прокате РФ с 18 сентября
Этой осенью в кинотеатрах выйдет сразу две масштабные экранизации прозы Стивена Кинга: «Долгая прогулка» и «Бегущий человек». Первая рассказывает об игре на выживание в альтернативном будущем. Ежегодно власти отбирают 100 юношей в возрасте 16-17 лет. Их задача — пройти большое расстояние, не снижая своей скорости. Если кто-то из участников нарушит дистанцию, его ждёт смерть.
За режиссуру взялся Фрэнсис Лоуренс, набивший руку на антиутопических соревнованиях в «Голодных играх». Каст полон амбициозных молодых актёров, включая Купера Хоффмана («Лакричная пицца») и Дэвида Джонссона («Чужой: Ромул»). Выпускник «Звёздных войн» Марк Хэмилл примерил образ одиозного мэра с диктаторскими замашками. Первые критики остались в восторге (94% на Rotten Tomatoes). Одно из самых необычных решений промокампании предложила студия Lionsgate: некоторые зрители смогли встать на специальный тренажёр и тоже пройти трассу вместе с героями фильма (кто сбился с пути, тот покинул показ).
Релиз в США 26 сентября
Пол Томас Андерсон держал интригу до самого конца: даже во время съёмок и постпродакшена о сюжете «Битвы за битвой» не было никакой официальной информации — лишь спекуляции блогеров. После выхода первого трейлера догадки подтвердились — лента оказалась вольной адаптацией «Винляндии» Томаса Пинчона, американского мастера словесности и постмодернизма.
Сюжет повествует о бывшем революционере Бобе Фергюсоне (Леонардо ДиКаприо), отошедшем от дел. Когда неизвестные похищают его дочь (дебютантка Чейс Инфинити), герой вынужден вспомнить прошлое и спасти своего ребёнка. Андерсон уже адаптировал Пинчона («Врождённый порок»), однако в «Битве» всё кардинально изменилось: режиссёр получил свой самый крупный бюджет в карьере от Warner Bros. (не меньше 120 млн долларов) и впервые поработал с ДиКаприо. Многое в «Битве» покрыто тайной, и даже сами «Уорнеры» не совсем понимают, как правильно рекламировать эту картину массовой аудитории. Вполне возможно, кассовые сборы не покроют затраченных средств, однако велик шанс того, что перед нами окажется очередная бессмертная классика для нестабильных времён.
На Netflix 7 ноября
Спустя бесчисленное количество экранизаций роман «Франкенштейн» Мэри Шелли, кажется, наконец-то нашёл идеального режиссёра для адаптации — автора «Лабиринта Фавна» и «Формы воды» Гильермо дель Торо. Постановщик утверждает, что грезил этим кино ещё в детстве и пытался найти на него средства с 1990-х. Помочь мексиканскому волшебнику вызвался Netflix, одарив бюджетом и даже ограниченным кинотеатральным прокатом, традиционным для наградных релизов.
Заглавную роль доктора Франкенштейна исполнил Оскар Айзек, а монстра сыграл звезда «Эйфории» Джейкоб Элорди, заменивший в проекте Эндрю Гарфилда. Новая интерпретация истории о создании чудовища из обрывков чужих тел и его покровителе, обременённом чувством родительского долга, впервые была представлена в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Большинство критиков оказались заворожены фильмом, хотя часть сочла его чересчур «диснеевским». Впрочем, выводы каждый зритель сделает сам.
Релиз в США 7 ноября
Ещё одна адаптация Стивена Кинга в осеннем сезоне — и тоже в жанре антиутопии. Сюжет хоть и разворачивается в 2025 году, но имеет ещё более мрачные оттенки. Экономика рухнула, поэтому главный герой Бен (Глен Пауэлл) становится участником безжалостного реалити-шоу. В течение месяца его преследует группа убийц, а все погони транслируются в прямом эфире. Цель — выиграть миллиард долларов и помочь выжить смертельно больной дочери.
По мотивам «Бегущего человека» в 1987 году уже был снят культовый сай-фай с Арнольдом Шварценеггером, имевший лишь косвенное отношение к первоисточнику. Новую версию возглавил Эдгар Райт («Скотт Пилигрим против всех», трилогия Cornetto). Первый трейлер встретили неоднозначно: от восторженных отзывов до замешательства и упрёков в порче наследия. И всё же хочется верить, что экранизация станет многогранной и захватывающей. Для Райта антиутопия станет новым опытом в фильмографии, поэтому любопытно узнать, куда именно он заведёт режиссёра. Для Пауэлла «Бегущий» — первый сольный блокбастер: актёр попытается сделать всё, чтобы прогреметь своей техасской харизмой на весь мир.
В прокате РФ 20 ноября
Среди отечественных проектов наибольший интерес вызывает «Авиатор» по мотивам одноимённого бестселлера Евгения Водолазкина. Главный герой произведения — советский авиатор Иннокентий Платонов (Александр Горбатов), которого в 1929 году без доказательств отправляют в Соловецкий лагерь за убийство. Там он становится частью тайного эксперимента по заморозке, а спустя сто лет возвращается к жизни, пытаясь адаптироваться к новой реальности.
Фильм находился в производстве с 2021 года и сменил нескольких постановщиков, включая Данилу Козловского. В итоге режиссёром выступил Егор Кончаловский («Антикиллер»), а сценарий написал Юрий Арабов. Актёрский состав также пополнили Константин Хабенский и Евгений Стычкин. «Авиатор» — первый случай работы кинематографистов с прозой Водолазкина, которого многие считают главным современным писателем в России. Кажется, фильм будет заметно выделяться среди соседей по прокату (новогоднего кино и комедий), а с учётом его бюджета (более 500 млн рублей) и вовсе станет похвальным примером масштабного интеллектуального кино, редкого в наши дни.
В прокате РФ 27 ноября
Новая работа режиссёрки Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином») участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля. За основу фильма взят одноимённый роман Арианы Харвич. Молодая пара (Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон) переезжает в загородный дом, где они становятся родителями. Постепенно мать одолевает послеродовая депрессия, что в корне меняет её видение жизни.
«Любовь» сдержанно хвалили в Каннах: по отзывам, картина получилась нелинейной, мрачной, достоверно передающей нередко болезненный и изолирующий опыт материнства вместе с внутренней несвободой. Главной силой критики единогласно посчитали Лоуренс, которая с новой энергией вернулась в драматическое кино после перерыва и заново подтвердила статус голливудской суперзвезды. Рэмси уже перемонтировала фильм (частая практика среди режиссёров после показов на фестивалях), поэтому осторожно ждём в прокате.
Впрокате РФ с 4 декабря
Корейский режиссёр Пак Чхан-ук («Олдбой») приготовил новую историю о мести, взяв за отправную точку роман «Топор» американского писателя Дональда Уэстлейка. По сюжету работник бумажной фабрики Ман Cу (Ли Бён-хон) попадает под сокращение. Ради получения новой должности он решает стать серийным убийцей, устраняя потенциальных соперников одного за другим.
Фрэнсис Форд Коппола недавно отметил многолетнюю связь азиатских и американских кинематографистов, которые многое заимствовали друг у друга (например, недавний ремейк «Рая и ада» Спайка Ли по мотивам Акиры Куросавы). Теперь пришло время прозы. После премьерного показа в Венеции критики единодушно пришли в восторг от «Метода» (100% на Rotten Tomatoes), зрители устроили девятиминутные овации, а Южная Корея официально отправила фильм на соискание премии «Оскар» в международной категории. Отсылая к оригинальному названию, нет другого выбора (no other choice), кроме как смотреть это в кино сразу после релиза.